Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью дальнейшей адаптации системы государственного управления в сфере сельского хозяйства. Российская Федерация является аграрной страной, ведет активную политику в области развития сельского хозяйства, поддержание производителей и организацию экспорта. Для успешного выполнения данных задач необходимо организовать эффективный механизм регулирования в сфере сельского хозяйства. Рассмотрение вопросов административного регулирования в сфере сельского хозяйства вызывает повышенное внимание.
Степень изученности темы. Теоретическими и методологическими вопросами системы государственного регулирования агропромышленного комплекса занимались Р. X. Адуков, А. И. Алтухов, А. Р. Асланов, М. М. Бейлин, В. Г. Брыжко, Н. В. Жахов, Е. Г. Канев, Э. Н. Крылатых, Ф. Н. Мухаметгалиев, В. И. Нечаев, Н. Н. Новоселова, Н. И. Пыжикова, О. В. Чепик, Т. А. Шильцова, Н. М. Ширяева.
О государственной поддержке сельского хозяйства, в том числе на региональном уровне, идет речь в трудах М. М. Азизовой, Н. Г. Барышникова, Е. В. Борняковой, О. В. Тоновой, С. А. Дедеевой, О. Н. Михайлюк, П. И. Огородникова, П. Ф. Парамонова, В. П. Пашкова, А. Н. Семина, И. Г. Смирновой, С. Ю. Сушкова, Е. П. Томилиной, Д. Г. Угланова, Г. А. Харисова, С. А. Шарипова.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с правовым регулированием сельского хозяйства.
Предметом исследования являются нормативные акты административного права, регламентирующие управление в области сельского хозяйства.
Целью работ является теоретическое исследование административно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства.
Задачами исследования выступают:
- рассмотреть понятие административно-правого регулирования в сфере сельского хозяйства;
- провести анализ правого регулирования управления в сфере сельского хозяйства;
- рассмотреть основные проблемы административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства;
- исследовать предложения по совершенствованию административно-правового регулирования в сфере сельского хозяйства.
Методологическую базу исследования составили методы научного познания, анализа, синтеза, сравнительно правовой и формально юридический метод.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.
1. Теоретические основы административно-правовое регулирование в сфере сельского хозяйства
1..1 Понятие административно-правого регулирования в сфере сельского хозяйства
Термин «административно-правовое регулирование» является широко распространенным в юридической литературе: практически каждая работа по административному праву так или иначе оперирует данным понятием. В то же время разброс мнений относительно его содержания является довольно объемным, с точки зрения как дефинитивной конструкции, так и наполнения производных от него понятий «система административно-правового регулирования» и «механизм административно-правового регулирования».
Соответствующие теоретические моменты имеют важное значение для исследования вопросов правовой организации государственного управления в различных отраслях и сферах социальной деятельности, включая различные отрасли социально-культурной области, правоохранительной деятельности, народного хозяйства, составной частью которого является и агропромышленный комплекс. Выявление сущности и содержания административно-правового ш регулирования способствует пониманию логической модели, используемой государством для административно-правового воздействия на социальные связи и установлению соответствующих ей инструментов.
Несмотря на единый общетеоретический базис понятия «административно-правовое регулирование», его содержание, применительно к каждому объекту управления, наполняется г определенной нормами административного права спецификой, поскольку используемые государством механизмы воздействия на общественные отношения могут быть не одинаковы. К примеру, для организации обороны и безопасности государства — одни, для агропромышленного производства, другие. В этих случаях будет отличаться, в частности, набор форм и методов управленческой и деятельности субъектов исполнительной власти. Так, широко используемый в условиях рыночных отношений метод стимулирования сельскохозяйственной и иной экономической деятельности неприменим к правоохранительной сфере функционирования субъектов государственного управления , а его возможная реализация приведет скорее к негативным результатам.
Анализ научной литературы показывает разницу подходов авторов и школ к понятию административно-правового регулирования, которые не всегда отличаются законченным характером. Например, А.Н. Жеребцов, Н.В. Павлов и А.В. Юшко понимают под ним конкретный вид правового воздействия на участников социальных связей в сфере государственного управления, а его механизм образует идеальная модель подобного воздействия, направленная на усиление его результативности в сфере государственного управления, устранение и преодоление коллизий и пробелов данного регулирования. Отождествляя по сути, административно-правовое регулирование с принятием правовых норм, регламентирующих социальные связи государственно-управленческого типа, названные авторы выводят механизм такого регулирования за рамки собственно нормотворчества, включая в него, помимо указанного элемента, ценностное и информационное воздействие административного права на участников государственно-управленческих отношений, реализацию административно-правовых норм и административное принуждение , что логически не вытекает из приведенного определения понятия административно-правового регулирования.
И.В. Панова и С.В. Синицина, обращаясь к отрасли рыболовства и охраны рыбных запасов, также довольно свободно используют термин «административно-правовое регулирование», употребляя его применительно к установлению соответствующих правил , что не достаточно для уяснения сути исследуемого феномена как в названной отрасли управления, так и в целом в науке административного права.
Интересен подход рассматривающий административно-правовое регулирование через призму необходимости обеспечения баланса публичных и частных интересов, суть которого заключается в изложении данного регулирования в виде целенаправленного воздействия системы специальных правовых средств на возникающие в сфере государственного управления социальные связи для обеспечения защищенности и согласованности публичных и частных интересов, включая права и законные интересы граждан, организаций, органов государственного и муниципального управления . При этом с точки зрения конституционного права — свободы человека и гражданина являются высшей ценностью (ст. 2 Конституции РФ). Ранее А.А. Демин, рассуждая о правовом статусе субъектов административного права и оценивая схожие воззрения, описал подобного рода подходы как методологически неверные, поскольку они позволяют ставить частные интересы впереди государственных, а содержание учебной литературы по административному праву строить на основе приоритетной охраны прав и свобод человека в сфере государственного управления, а уже после этого переходить к характеристике функционирования государственного аппарата, в то время как административное право преимущественно есть право управления, властвования и подчинения .
Тем не менее, точка зрения о сути административно-правового регулирования состоит в целенаправленном воздействии на социальные связи и при помощи административно-правовых средств находит определенную поддержку в научной литературе. Е.А. Городецкая, исследуя административно-правовое регулирование агропромышленного
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».// Собрании законодательства РФ. 2007. № 1 (часть I) Ст. 27.
2. Постановление Правительства РФ от 12.06.2008 N 450 (ред. от 25.01.2022) "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрании законодательства РФ. 2008. № 25. Ст. 2983
3. Алтухов А.И. Импортозамещение в агропродовольственном комплексе страны и пути их решения // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2015. № 3. С. 2-6.
4. Балшаков Г.В. Методологические основы выбора стратегии государственного регулирования экономики рыночного типа в условиях инфляции // Вестник экономической интеграции. 2013. — №10 — С.6-16.
5. Воронин Б.А. Лоретц О.Г. Воронина Я.В. Система управления сельским хозяйством в современной России// Аграрный вестник Урала. – 2019. - № 6 С. 10-15
6. Городецкая Е.А. Административно-правовое регулирование агропромышленного комплекса: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014.- 224 с.
7. Демин А.А. Субъекты административного права Российской Федерации: учебное пособие. М.: Книгодел, 2010.- 272 с.
8. Жеребцов А.Н., Павлов Н.В., Юшко А.В. Правовые фикции в механизме административно-правового регулирования управленческих отношений. М.: Юрайт, 2021.- 183 с.
9. Иванов В.А. Совершенствование государственного регулирования аграрного сектора приарктических и арктических территорий в условиях ВТО // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 6 (36). С. 146-158.
10. Комаров В.Д. Некоторые новые идеи в марксизме-ленинизме // Новые идеи в философии. 2015. — № 2 (23). — С. 108-114.
11. Конин Н.М. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2010.- 448 с.
12. Косенко С.Г., Поличкина Е.Н. Проблемы импортозамещения: региональный аспект // Фундаментальные исследования. 2015. № 2. Серия «Экономические науки». С. 1744-1750.
13. Лупарев Е.Б. Административное право: учебное пособие. Краснодар: Кубанский государственный ун-т., 2016.- 135 с.
14. Набиев, Т.Т. Государственное регулирование аграрного сектора экономики с учетом факторов межстрановой аграрной интеграции / Т.Т. Набиев // Доклады ТАСХН. - 2014. - № 3. - С. 65-69.
15. Нуридинов К. Павлов Н.В. Актуальные проблемы правового регулирования государственного управления в области сельского хозяйства // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2018. - № 3 С. 2-5
16. Общее административное право: учебник: в 2 ч. / под ред. Ю.Н. Старилова. 2-е изд., пер. и доп. Воронеж: Изд-во Воронежского Государственного ун-та, 2016. Ч. 1. -760 с.
17. Панова И.В., Синицина С.В. Административно-правовое регулирование правил рыболовства и охраны рыбных запасов: анализ зарубежного и российского законодательства // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 1. С. 214-231.
18. Платонова М.А. Основные проблемы государственного регулирования сельского хозяйства // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство. – 2016. – 3 3 С. 1-13
19. Стахов А.И., Кононов П.И. Административное право России: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2021. -685 с.
20. Тимошенко Н.В. Государственное регулирование как основа прогрессивного развития региональной экономики // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. 2013. — № 2 (120). — С. 97-104.
21. Увайдов М.И К вопросу о содержании административно-правового регулирования в агропромышленном комплексе // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2021. - № 6 С. 136-141