Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы определяется одновременно значением творчества в педагогическом действии и ролью книги в дошкольном возрасте. С детской книгой ребенок знакомится в первые годы жизни. Книга является одним из первых произведений искусства, с которыми он сталкивается.
Книга представляет собой сложный комплекс словесных, полиграфических приемов и изображений (иллюстраций).
Детей знакомят с художественной литературой в дошкольных учреждениях, но художественной иллюстрации уделяется мало внимания. В основном используется как дидактический материал, а иллюстрация несет в себе высокую художественную образность, дающую ценностные ориентиры ребенку.
Изображения, созданные хорошим иллюстратором, являются отличными образцами оригинального творчества. Глядя на нее, ребенок испытывает настоящую радость и радость от творческих открытий художника, от внутренней гармонии литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Художник подходит к ребенку, когда он еще не умеет говорить, и вместе с родителями, вместе с автором детской книги становится первым воспитателем и учителем. Формировать у детей любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус, любовь к Родине. Е. А. Флерина писала, что изображение, особенно для детей раннего возраста, является чрезвычайно важным учебным материалом, более убедительным и передовым, чем слово, благодаря своей реальной ясности.
В дошкольных учреждениях детей знакомят с художественной литературой, но художественной иллюстрации пока уделяют мало внимания. Он в основном используется в качестве учебного материала, а иллюстрации содержат художественные изображения высокого уровня, которые дают ребенку ценные указания в отношении правильного и неправильного, правды и лжи и т. д.
Изображения, созданные хорошим иллюстратором, являются отличными образцами оригинального творчества. Глядя на нее, ребенок испытывает настоящую радость и радость от творческих открытий художника, от внутренней гармонии литературных и художественных образов, дающих простор воображению и собственному творчеству.
Основной задачей воспитания дошкольников является гармоничное развитие личности ребенка, которое происходит в процессе приобщения детей к богатству человеческой культуры и опыта предшествующих поколений. Исследования Б.Г.Ананьева, Л.С.Выготского, И.Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В., которые позволяют ребенку стать субъектом собственной деятельности в процессе совладания с культурно-историческим опытом.
Изобразительное искусство является неотъемлемой частью этого опыта и играет важную роль в развитии личности. К изобразительному искусству относятся живопись, графика, архитектура, скульптура и ремесла. Наиболее распространенным видом изобразительного искусства в детском саду является иллюстрация, относящаяся к графике. Иллюстрации по определению Курочкина Н.А. - это рисунки, зрительно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративную структуру. С помощью изобразительных средств раскрывают и передают социальную и художественную сущность иллюстрируемого произведения (Н. М. Сокольникова). Книжная графика помогает детям более глубоко и полно понять текст, дает знания об окружающем мире (это продемонстрировано в исследованиях В.А. Езикеевой, Р.И. Жуковской, В.Я. Кионовой, Т.А. Кондратович, И.О. Котовой, Т.А. Флерина, А.Ф. Яковличева и др.).
В то же время иллюстрация обладает уникальной художественной ценностью самостоятельного вида пластического искусства, из всех ее разновидностей она является первым аутентичным произведением, вошедшим в жизнь ребенка. Это начальный этап понимания детьми других видов изобразительного искусства, более сложных по средствам выразительности (живопись, скульптура и др.) Период дошкольного детства является одним из наиболее благоприятных этапов в общении детей с искусств, в развитии своих художественных способностей. Но дошкольник без помощи взрослого не может приобщиться к накопленному человечеством опыту художественной деятельности. В понятие художественной деятельности входит создание художественных ценностей, их восприятие и приобретение необходимых знаний об искусстве (М.С. Каган, Ю.Н. Петрова).
Понимание детьми изобразительного искусства, их личностное развитие будут полностью зависеть от общекультурного уровня и мастерства педагога. Исследования О.А. Абдуллина, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.Г. Бобров, Ф.Н. Гоноболин, Н.Н. Ф.Спирина, А.И. Щербакова и другие доказывают, что знания, умения и навыки учащихся, а также эффективность детской деятельности и развитие детского творчества зависят от уровня сформированности знаний, умений и навыков педагога (Е. Сакулина, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова и др.)
Перед нами стоит проблема: какие формы и методы ознакомления дошкольников с творчеством иллюстраторов будут способствовать:
- разработка сюжетных композиций у дошкольников на уроках изобразительного искусства;
- эстетическое воспитание дошкольника.
Недостаточная разработанность и несомненная значимость этой проблемы послужили основанием для определения темы исследования.
Цель исследования: разработать формы и методы ознакомление детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.
Объект исследования: процесс ознакомления детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.
Предмет исследования: формы работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с творчеством художников-иллюстраторов как средство развития содержания сюжетных композиций.
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой творческий процесс ознакомления дошкольников с искусством иллюстрации возможен при соблюдении следующих педагогических условий:
Поэтапное формирование у детей знаний о творчестве художников - иллюстраторов;
Знание методики работы с иллюстрацией, то есть первоначальное формирование искусствоведческих знаний, а на их основе специальных умений;
Организация целостного художественного восприятия детьми произведений книжной графики.
Задачи исследования:
1. Определить и проанализировать содержание знаний и умений дошкольников при ознакомлении с произведениями художников-иллюстраторов.
2. Изучить особенности знаний и умений дошкольников в ходе ознакомления с иллюстрацией детской книги.
3. Разработать наиболее эффективный метод развития сюжетных композиций детей посредством ознакомления с творчеством художников- иллюстраторов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент констатирующий.
База исследования: МБОУ №345
ГЛАВА 1. ВВЕДЕНИЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТВОРЧЕСТВОМ ХУДОЖНИКОВ-ИЛЛЮСТРАТОРОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОДЕРЖАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КОМПОЗИЦИЙ.
1.1 Специфика средств художественной выразительности в работах художниках иллюстраторах в иллюстрациях к детской книге
Ученые и практики признают книгу одним из универсальных педагогических средств, ведь она относится одновременно и к сфере культуры, и к сфере искусства. Социологические исследования доказывают, что современные дети предпочитают компьютерные игры, просматривают телепрограмм и мало читают. К сожалению, достоянием прошлого стали и прекрасные родственные традиции. чтений, уважение к книге, создание «семейных альбомов» и «авторских книг» [1; 2].
В обосновании педагогического потенциала книги на гедонистическую, эстетическую, познавательную, воспитательную, сигникативную и активизирующую ее функции. По нашему мнению, учет педагогом именно этих функций книги обуславливает создание педагогической технологии развития художественного творчества ребенка Важность искусства книжного оформления отмечали в собственных трудах ведущие педагоги (Т. Доронова, В. Кузин, Р. Ростов).
Мирошкина, Б. Неменский, Т. Шпикалова и др.), благодаря чему этот вид искусства вошел в обучающих программ школьного и дошкольного образования. В создании книги участвуют люди разных творческих профессий, но главными лицами для ребенка есть автор текста и художник-иллюстратор. Книжное оформление создается дизайнером и воспринимается читателем в связи с литературным текстом.
Исходя из этого, мы придаем приоритет искусству оформления книги (дизайна) и книжной иллюстрации, как главным факторам пробужде
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 2010., 335с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности:
Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Акаде мия, 2010., 300с.
3. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольника. – М., 2019., 220с.
4. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М., 2016., 99с.
5. Дехтерев Б. Иллюстрация – произведение художественное // Детская литература. – 2019. - № 4.- С. 77-84.
6. Дехтерев Б. Познание мира и иллюстрация // Детская литература. – 2012. - № 3. – С. 56-63.
7. Езикеева В.А. Иллюстративный материал для детского изобразительного творчества. – М., 2013., 115с.
8. Зубарева Н.М. Дети и изобразительное искусство. – М., 2018.,187с.
9. Казакова Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. – М.: Педагогика, 2013.,206с.
10. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 2015.,127с. 11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – МП.: Педагогика, 2015., 165с.
12. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М.: Педагогика, 2010., 326с.
13. Косминская В.Б., Халезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей: Учебное пособие для студентов педагогических институтов. М.: Просвещение, 2011г., 323с.
14. Котова И. О некоторых особенностях восприятия иллюстраций младшими дошкольниками // Дошкольное воспитание, - 2013. - № 2.- С. 47-54.
15. Кудрявцева Л.С. Художники детской книги: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр "Академия", 2018., 240с.
16. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.,185с.
17. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.: Просвещение, 2015.,208с.
18. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству: Художественное развитие ребенка в семье. – М.: Педагогика, 2017., 324с.
19. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / Под ред. Т.С.Комаровой. – М., 2012., 426с.
20. Мухина В.С. Детская психология. – М.: Просвещение, 2015.,340с.
21. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М.: Педагогика, 2011., 365с.
22. Полуянов Ю.А. Дети рисуют. – М.: Педагогика, 2018., 160с.
23. Психология рисунка и живописи. Вопросы психологического исследования формирования образа. – М., 2014., 127с.
24. Работа с книгой в детском саду. – М., 2017., 356с.
26. Сакулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. – М., 2012., 283с.
25. Сакулина Н.П. Рисование в дошкольном детстве. – М.: Просвещение, 2015., 243с.
26. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Р.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 2015., 356с.
27. Художественное творчество в детском саду / Под ред. Н.А.Ветлугиной. –М., 2014., 425с.
28. Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 2015., 256с.