Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На современном этапе развития художественного образования особую актуальность приобретает поиск развития методов и средств обучения детей с целью развития эстетического воспитания младших школьников. Особенно остро проявляется проблема взаимодействия семьи и школы в процессе эстетического воспитания, организация внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ.
Вопрос плодотворного взаимодействия между семьей и школой не теряет своей актуальности. Данная тенденция обусловлена, прежде всего, тем, что в настоящее время большинство взрослых людей беспокоит, прежде всего, материальное благополучие. Родители отдают все силы работе, чтобы обеспечить жизнь комфортом, а детей – всем необходимым, при этом возлагая ответственность за воспитание ребёнка на педагогов.
Особенно остро данный «конфликт интересов» стоит в начальной школе. В современном мире младший школьный возраст является не просто периодом детства и одним из этапов взросления человека. Он служит стартом в процессе развития личности и одной из вершин на пути к новым знаниям, установке ценностей, ориентиров и идеалов.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Но введение федерального государственного образовательного стандарта придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Иначе, родители – главные воспитатели, а государство, в лице школы и других общественных институтов, призвано помочь родителям в воспитании и развитии детей. Этому способствуют новые ФГОС, отличительной особенностью которых является включение в учебный план общеобразовательного учреждения раздела «Внеурочная деятельность», обеспечивающего духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, формирование у обучающегося активной деятельностной позиции.
Довольно часто воспитание в семье не помогает раскрыться личности ребенка, а система образовательного процесса в школе не позволяет «рассмотреть» особенности каждого ученика. Уровень физического, психического, интеллектуального развития детей различен. Именно поэтому традиционная система обучения не всегда отвечает интересам обучающихся и их родителей. Да и обществу сегодня нужны способные люди. В педагогике в последнее время довольно часто встречается термин «способные дети». Можно определить данное понятие так: каждый ребенок имеет свой набор врожденных задатков, которые при благоприятных условиях развиваются в способности. Нет ни к чему не способных детей. Есть педагогическая проблема работы с родителями и с их детьми, у которых способности разные. По своей природной сути большинство детей – талантливы. Беда в том, что не все родители об этом знают. Упоминание о детской одаренности вызывает у многих родителей чувство тревоги, внутреннего напряжения. У многих родителей «примеривание» одаренности к своим детям рождает неуверенность и сомнение, а вслед за этим нередко и отторжение – «это не про меня и к моему ребенку отношения не имеет». Но именно родители способны многое сделать для того, чтобы повысить творческий потенциал собственного ребенка.
Решить эти противоречия позволит система взаимодействия с родителями по развитию творческих способностей учащихся во внеурочной деятельности средствами изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства.
Цель: создание условий для творческого развития младших школьников средствами изобразительной деятельности и декоративно-прикладного искусства через взаимодействие и сотрудничество классного руководителя с родителями во внеурочной деятельности.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть понятие и трансформацию форм внеурочной деятельности в образовательном процессе;
• Выявить специфику организации внеурочной деятельности по изобразительному искусству и ДПИ;
• Проанализировать возможности организации работы с родителями по художественно-эстетическому направлению;
• Изучить организацию выставки совместного творчества в рамках организации взаимодействия школы с родителями.
Объектом данной работы является внеурочная деятельность младших школьников.
Предмет курсовой работы - взаимодействие школы и семьи во внеурочной деятельности младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы взаимодействия семьи и школы в процессе внеурочной деятельности по изобразительному и декоративно-прикладному искусству
1.1. Сущность и содержание внеурочная деятельность по ИЗО и ДПИ
Работа по развитию и воспитанию личности школьника происходит с использованием разных путей, её видов является внеурочная деятельность, несущая в себе важное значение. Задача педагога – увидеть в каждом из обучающихся активную творческую личность, а также научить самостоятельному обучению и применению в практической деятельности полученных знаний. Является важным моментов воспитать в школьниках любовь к труду и обучить их правильной организации своего досуга.
Внеурочная деятельность позволяет воспитать данные качества, является добровольной деятельностью, имеющей свою особенность: школьники предпочитают занятия, соответствующие своим увлечениям и интересам.
Направление данного вида воспитательной деятельности формирует у школьников такие качества личности, как ответственность, инициативность, самостоятельность, творчество, любознательность и активность. Внеурочная деятельность способствует самовоспитанию и самообразованию школьников, формированию их творческих способностей. Она имеет важное значение в организации культурного отдыха школьников и их досуга.
Внеурочная деятельность проводится по всем школьным предметам, не исключая предметы эстетического направления. Внеурочная деятельность по изобразительному искусству с начальных классов способствует формированию творческой личности, развитию интереса к искусству и способствует углублению и расширению знаний школьников на протяжении всего обучения в общеобразовательном учреждении.
Прежде всего рассмотрим основные понятия исследования.
Следует заметить, что у исследователей отсутствует единство в определении таких часто используемых понятий как «внеклассная деятельность», «внеурочная деятельность» и «внеучебная деятельность».
В случае смещения акцентов данной деятельности в большей степени на воспитание и отсутствие учебных задач речь идет о «внеучебной деятельности».
Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время вместо терминов «внеклассная деятельность» и «внеучебная деятельность» чаще употребляется термин «внеурочная деятельность», я в своем исследовании буду руководствоваться именно им.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС понимается «образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы» .
Введение внеурочной деятельности в Федеральный государственный образовательный стандарт является инновационным для школьного образования.
Согласно ФГОС внеурочная деятельность в основной школе должна быть организована в настоящее время не столько по конкретным предметам, сколько по направлениям развития личности (общекультурное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное» .
При этом наблюдается заметное смещение акцентов с узкой предметной области на более широкие вопросы развития и воспитания личности в целом, иными словами, особое внимание уделяется развивающим и воспитательным задачам.
Становление понятия «внеурочная деятельность» обусловлено логикой развития российского общества, процессами, происходящими в образовательной практике, следовательно, в разное время в зависимости от идеологических и культурных потребностей общества смысл и содержание этого термина изменялись. В настоящее время оно закреплено нормативно .
В теории и практике отечественного образования изначально доминировали термины «внешкольная», «внеклассная», «внеучебная», «внеурочная» работа. Выделяются следующие этапы развития данных видов деятельности: дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917–2010 гг.) и современный (с 2010 г.).
Обратимся к характеристике отдельных этапов.
Возникновение феномена «внешкольной работы» в российском образовании (до 1917 г.). Анализ педагогической литературы позволил установить, что «внешкольное образование» как явление впервые появляется в педагогической литературе в конце ХIХ в. Можно констатировать, что данный феномен был описан и в научно-педагогической литературе. Внешкольное образование было тогда представлено как система просветительских учреждений, организаций и мероприятий «просветительского характера для народных масс» .
В этот период во многих губернских и даже уездных городах создавались первые внешкольные учреждения и организовывались досуговые мероприятия. Так, в апреле 1898 г. в харьковском парке, по инициативе первого декана лесного отделения Петровской земледельческой и лесной академии В. Т. Собичевского, был реализован первый в России школьный праздник по посадке деревьев, участие в котором приняли 28 народных училищ города.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов Я. В. Хроника народного образования // Русская школа. 1903. № 2. С. 15–16
2. Байбородова, Л.В. Организация внеурочной воспитательной работы в сельской школе в Условиях реализации Федерального общеобразовательного стандарта второго поколения: учебно-методическое пособие. – Ярославль : Департамент образования Ярославской области, 2011
3. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции / под ред. А.В. Кислякова, А.В. Щербакова. – Челябинск : ЧИППКРО, 2014
4. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности. Волгоград: Перемена, 2001
5. Воробьева, В. В. Моделирование взаимодействия школы и семьи / В. В. Воробьева // Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований : Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 07 февраля 2020 года / под общей редакцией А.И. Вострецова. – Нефтекамск: Научно-издательский центр "Мир науки" (ИП Вострецов Александр Ильич), 2020. – С. 819-827.
6. Гребень, Л. Ю. Организация взаимодействия семьи и школы в аспекте сопровождения младшего школьника / Л. Ю. Гребень // Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения : сборник материалов международной научно-практической конференции, Хабаровск, 26 сентября 2019 года / под общей редакцией Т. Г. Луковенко. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 26-31.
7. Грицай Л. А. Некоторые аспекты формирования эстетической культуры старшеклассников в условиях современной школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. 2007. № 18 (44). С. 345-348
8. Гусев, А. Ю. Проблемы взаимодействия семьи и школы в художественном воспитании младших школьников / А. Ю. Гусев // Бизнес. Образование. Право. – 2020. – № 2(51). – С. 424-430.
9. Игнатьева, А. И. Взаимодействие семьи и школы в процессе эстетического воспитания младших школьников / А. И. Игнатьева, О. А. Овсянникова // E-Scio. – 2020. – № 11(50). – С. 461-469.
10. Иманмурзаева А. У. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2018. С. 87-89.
11. Кларин, М. В. Технология дискуссии в образовательном процессе/М.В. Кларин // Народное образование. 2015. №5 (1448). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiya-diskussii-v-obrazovatelnom-protsesse
12. Лобанов В. В., Ревякина В. И. Педагогика доктора Пирусского: новаторские опыты оздоровительно-образовательной работы в Сибири конца XIX – начала XX в. / Томский гос. пед. ун-т. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013
13. Муштавинская, И.В., Князева, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей «Технологии внеурочной деятельности школы в условиях реализации ФГОС общего образования» [Электронный ресурс]. – Санкт-Петербург. – 2017. – 71 с. // СПб АППО. – URL: // https://docviewer.yandex.ru/view/0
14. Найн А.Я. Проблемы управления профессиональной подготовкой кадров в условиях рыночных отношений.- Челябинск: Транспорт, 1991
15. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014
16. Семенова, Н. П. Потенциал внеаудиторной деятельности студентов в духовно-нравственном становлении личности / Н. П. Семенова // Совет ректоров. – 2016. – № 1. – С. 46-54
17. Шацкий С. Т. Что такое клуб? // Собр. соч.: в 2 т. М.: Академия пед. наук РСФСР, 1980. Т. 1
18. Щербакова, И. В. Эстетическое развитие обучающихся в процессе реализации общеразвивающихся программ дополнительного образования / И. В. Щербакова // Карельский научный журнал. – 2016. – Т. 5. – № 2(15). – С. 37-40.