Фрагмент для ознакомления
2
Современный период развития общества характеризуется значительным влиянием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования. На современном этапе в Российской Федерации формируется новая система образования, ориентированная на вхождение в глобальное информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике образовательного процесса, связанными с внесением коррективов в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество. Информационные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса и значительно повысить его эффективность. Поэтому уровень информатизации, а также кадрового и методического обеспечения образовательного процесса является решающим показателем для оценки целесообразности современной дошкольной образовательной организации [2].
Анализ предыдущих исследований. Вопросам использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как: В. Беспалько, В. Агеев, Г. Александров, П. Гальперин, А. Гуржий, С. Дэвидсон, А. Егоров, Г. Кедровая, Г. Кедрович, И. Лернер, Е. Машбиц, М. Нечаев, А. Петровский, Н. Талызина, А. Тихомиров и многие другие.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящее время широко применяются в дошкольных организациях. В современных условиях большинство дошкольных организаций оснащено современными техническими средствами, с помощью которых происходит реализация компьютерных технологии обучения. Они усиливают мотивацию детей к усвоению новых знаний, а также открывают неограниченные возможности для самостоятельной и совместной творческой деятельности воспитателей, детей и их родителей. Кроме того, занятия, проводимые с использованием ИКТ, позволяют детям овладеть навыками чтения, рисования и письма [1,28-30]. Немаловажную роль ИКТ играют в специальном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья, т.е. детей с речевыми патологиями, нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, интеллекта. Применение ИКТ позволяет активизировать компенсаторные механизмы и достичь оптимальной коррекции нарушенных функций. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а, следовательно, и использование различных ИКТ. Поэтому разработка новых приёмов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется нам актуальным и значимым.
Целью работы является освещение вопроса использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольных учебных заведениях.
Объект исследования: внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОО.
Предмет исследования: применение прикладных программ в образовательном процессе ДОО.
Задачи исследования:
1) указать отличительные особенности ИКТ в дошкольных учреждениях;
2) описать использование прикладных программных средств в образовательном процессе ДОУ;
3) предложить использование прикладных программ в специальном дошкольном образовании.
1 Теоретические основы применения прикладных программ в образовательном процессе ДОО
1.1 Отличительные особенности ИКТ в дошкольных учреждениях
Необходимость использования компьютерных технологий в образовательном процессе регулируется законодательной базой.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий компьютеризация образовательной сферы имеет принципиальное значение. Это направление развития индустрии образования, как подчеркивается в правительственных документах, признано одним из главных национальных приоритетов. Благодаря преобразованиям роль информационных технологий становится все более очевидной не только в системе школьного образования, но и в школьном образовании. Становится аксиомой и то, что использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Навыки ИКТ помогают учителю чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению перейти к функционированию и развитию как открытой образовательной системе [4].
Для достижения полноты и качества использования научно-практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений необходимо создать эффективную систему информационного обеспечения в рамках их «производственных» процессов. Для этого необходимо, чтобы каждый ее элемент работал бесперебойно.
Компьютеры, принтеры, фотоаппараты, мультимедийные средства – средства обработки информации, способные стать мощным инструментом в технических науках, незаменимым средством общения в совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Компьютеризация дошкольного образования открывает перед педагогами новые возможности для комплексного внедрения в педагогическую практику новых методических разработок с целью активизации и реализации инновационных идей образовательного процесса.
Процесс компьютеризации дошкольных учреждений продиктован потребностью развивающегося современного общества, требующего от его членов в десятки раз большей продуктивной и творческой готовности к труду. И это обеспечивается использованием всех возможных средств информации - от персонального компьютера до всемирной сети Интернет. В дошкольном образовании компьютер должен стать ядром развивающегося профессионального мира. Он рассматривается не как отдельное обучающее и игровое устройство, а как универсальная информационная система, способная взаимодействовать с различными направлениями образовательного процесса, обогащая их и кардинально изменяя развивающую среду дошкольного учреждения вообще [5].
Теперь в выигрыше тот учитель, который сможет не только дать ребенку базовые знания, но и направить его в свою самостоятельную область. Для развития устойчивого познавательного интереса у детей воспитатель должен приложить значительные усилия. Перед ним стоит задача сделать занятие интересным и информативным, побудить детей к активной познавательной деятельности. Другими словами, материал, предлагаемый учителем для изучения, должен содержать элементы неординарной, удивительной, неожиданной информации, которые вызывают у дошкольников интерес к образовательному процессу и способствуют созданию положительной эмоциональной атмосферы обучения. Только такой подход к организации учебного процесса будет способствовать развитию умственных способностей детей. В конце концов, что удивление пробуждает мысль и ведет к пониманию [7].
Основной задачей подготовки специалиста к деятельности в информационном обществе является комплексная перестройка педагогического процесса, повышение его качества и эффективности. Компьютеризация школы помогает решить эту проблему.
Компьютеризация — одно из основных направлений современной научно-технической революции, на которой основан переход от индустриальной фазы развития общества к информационной. Это процесс перестройки жизни общества, основанный на использовании достоверных, полных и современных знаний во всех общественно значимых видах деятельности.
Использование информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе дошкольных учреждений является одной из самых последних и актуальных проблем отечественной педагогики.
Особенности внедрения персонального компьютера в учебный процесс детей дошкольного возраста в Российской Федерации заключается в том, что компьютеры сначала используются в семье, а уже потом в детском саду и школе - в условиях коллективного обучения.
Компьютер учителя может быть мощным техническим инструментом учить детей. Использование компьютера повышает квалификацию учителя и обеспечивает основу для ознакомления детей с программами компьютерного обучения. Сегодня компьютерные программы, игры и задания могут использовать в своей работе все педагогические работники: воспитатели, музыкальные руководители, психолог, методист. Во многих играх и программах есть элементы новизны, неожиданности и неординарности. Они наслаждаются наградами, которые так любят дети [9].
Использование компьютеров, мультимедийных и информационных технологий в качестве средств обучения служит повышению мотивации и индивидуализации обучения, развитию творческих способностей детей и созданию благоприятного эмоционального фона.
Использование мультимедиа в обучении не только увеличивает скорость передачи информации детям и повышает уровень ее усвоения, но и способствует развитию таких процессов, как внимание, память, мышление, воображение, речь, развивает чувство цвета, композиции, участвует в интеллектуальном, эмоциональном и нравственном развитии детей. . Новизна
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамов С.А., Зима Е.В. Начала информатики — М., Наука, 1989.
2. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду / Н.Н.Булгакова // Информатика. - 2001. - № 18. - С. 16-17.
3. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский. - СПб.: Каро, 2001. - 327 с.
4. Габдуллина З. М. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4 - 7 лет. Волгоград, 2010.
5. Глушкова Е.К. Компьютер в детском саду /Е.К.Глушкова, Л.А.Леонова // Дошкольное воспитание. - 1990. - № 10. -С.44-46.
6. Горбатюк В.А. Компьютерные игры у логопеда // Дошкольная Уфа. – 2010. – октябрь. – с.22.
7. Горвиц Ю.М. Зачем нужны компьютеры в дошкольных учреждениях? /Ю.М.Горвиц // Информатика и образование. - 1994. - № 3. - С.63-73.
8. Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / Ю.М.Горвиц, Л.Д.Чайнова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. - 328 с.
9. Гурьев С.В. Игра – основное условие использования компьютера и дошкольном образовательном учреждении /С.В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
10. Гурьев С.В. Использование компьютера как инструмента образовательного процесса/С. В. Гурьев. – Екатеринбург: РГППУ, 2007.
11. Захарова И.Г. Информационные технологии для качественного и доступного образования // Педагогика. - 2012.- №1.- С. 27-33
12. Зварыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников/Е.В.Зварыгина//Информатика и образование. – 1990. – №6 – С.94-104.
13. Использование информационных технологий в дошкольных образовательных учреждениях: Методическое пособие / Сост. М.Н. Солоневичева. - СПб: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий» , 2008. - 88 с.
14. Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2011.- C.360
15. Колегова Л. Приручаем компьютер // Игра и дети. – 2003. - №2. – с.8-10.
16. Комарова Т. С. Информационно - коммуникативные технологии в дошкольном образовании, Москва, 2011.
17. Кукушкина О.И. Информационные технологии в специальном образовании: концептуальные идеи и их практическая реализация // Хрестоматия к курсу "Информационные технологии в специальном образовании". Разд.1,2013.- C.440
18. Моторин В. Воспитательные возможности компьютерных игр /В. Моторин // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57.
19. Новоселова С. Н. Компьютерный мир дошкольника, Москва, 1997.
20. Новоселова С.Л. Проблема информатизации дошкольного образования / С.Л.Новоселова// Информатика и образование. – 1990. – №2. – С.93-96.
21. Новоселова С.Л. Психолого-педагогические аспекты обоснования использования компьютерно-игрового комплекса в системе дошкольного воспитания / С.Л. Новоселова// Проблемы компьютеризации дошкольного воспитания: Материалы научно-технического семинара. Серия 9. Экономика и системы управления. Выпуск 2 (229) М.: ЦНИИ “Электроника”. – 1989. – С.8-11.
22. Новоселова С.Л.Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П.Петку. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.
23. Нордгеймер Ю.Р., Гончарюк Г.Ф. Мультимедийные средства и компьютерные игры в предшкольной подготовке // Управление ДОУ. – 2008. – №6. – с. 95-98.
24. Осипова Т.Г «Компьютерные программы для детей дошкольного возраста» /Т.Г.Осипова // Детский сад от А до Я: научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2003. – №1. – С. 149-161.
25. Пекарь Т. Компьютерные игры: учимся весело // Счастливая мама. – 2008. - №18. – с.23.
26. Петку Ф.П. Компьютерные игры - особенности использования в дошкольном возрасте /Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого-педагогическом аспекте: Сб. науч. тр. /Редкол.: Л.А.Парамонова (отв.ред.) и Е.М.Гаспарова. – М.: Изд. АПН СССР. – 1990. – С.113-119.
27. Поваляева М. А. Справочник логопеда / М. А. Повачяева. - Ростов-на-Дону: „Феникс», 2002. - 448 с.
28. Полька Н. Компьютер: санитарные требования / Н.Полька// Дошкольное воспитание. – 1999. – №5. – С.8.
29. Приказ Минобрнауки России № 1155 от 17 октября 2013 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
30. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: «Мозаика-Синтез» 2009г.
31. Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации режима в дошкольных образовательных учреждениях от 22 июля 2010 года №91 (СанПиН 2.4.1.2660-10).
32. Ушакова, О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду /О.С. Ушакова. – М.: ТЦ сфера, 2004.