Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что языковое сознание личности является базовой основой для формирования имиджа человека в коммуникационной среде. От того, как человек на уровне языка воспринимает те или иные явления и события, зависит оформление его речи, факторами формирования принципов которого также выступают воспитание и социально-культурная реальность, в которой личность существует в данный момент или жила в детстве.
Возникновение определенных языковых реакций на все, что происходит вокруг, обусловлено множеством обстоятельств, в том числе коллективным бессознательным, которое сформировалось на той или иной географической территории, на которой проживает человек.
Особенности языкового восприятия могут стать основой различных социальных и этнических конфликтов, которые связаны с коммуникативным непониманием людьми друг друга, формированием ксенофобии и национальных столкновений, что особенно актуально в мире на сегодняшний день.
Поэтому для решения данной проблемы важно осуществлять подробное и глубокое изучение некоторых понятий и категорий, которые закрепляются в языковом сознании разных социальных и национальных категорий.
Степень изученности проблемы. Проблема разности языкового сознания личности и формирования определенных языковых реакций на определенные события и явления недостаточно освещена в научной литературе, несмотря на то, что вопросом изучения сознания занимались многие философы и психологи, начиная с эпохи Возрождения.
На сегодняшний день фактически не существует научных работ, которые были бы посвящены этой проблеме, что делает данную курсовую работу еще более актуальной.
Цель исследования – провести анализ категорий «хорошо» и «плохо» в языковом сознании носителей русского языка на материале ассоциативных словарей.
Объект исследования – языковое сознание носителей русского языка.
Предмет исследования – категории «хорошо» и «плохо» в языковом сознании носителей русского языка.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Раскрыть сущность и структура языкового сознания человека.
2. Выявить позитивные и негативные категории понятий в восприятии человека.
3. Провести анализ категорий «хорошо» и «плохо» в «Русском региональном ассоциативном словаре» И.В. Шапошниковой и А.А. Романенко.
4. Проанализировать материалы «Славянского ассоциативного словаря» Н.В. Уфимцевой на выявление категорий «хорошо» и «плохо».
5. Провести сравнительный анализ представленности слов, ассоциирующихся с категориями «хорошо» и «плохо» в европейской и азиатской модели языкового сознания личности.
Эмпирическая база исследования: «Русский региональный ассоциативный словарь» И.В. Шапошниковой и А.А. Романенко и «Славянский ассоциативный словарь» Н.В. Уфимцевой.
Гипотеза исследования: закрепление в языковом сознании носителей русского языка категорий «хорошо» и «плохо» обусловлены некоторыми этнокультурными различиями индивидов.
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, историографический, исторический, хронологический, классификация, обобщение, сравнительный, моделирование, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с изучением научных источников, посвященных понятию и структуре языкового сознания личности и закрепления в нем некоторых категориальных стереотипов. Полученные теоретические данные могут быть полезны для продолжения исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена анализом ассоциативных словарей по определенному алгоритму и выявлением этнокультурных различий формирования категориальных стереотипов в языковом сознании носителей русского языка.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗИТИВНЫХ И НЕГАТИВНЫХ ПОНЯТИЙ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ ЧЕЛОВЕКА
1.1. Сущность и структура языкового сознания человека
Человеческое сознание – это сложное явление, которое характеризуется многомерностью и многогранностью. Представления о нем у исследователей встречаются самые разные, в зависимости от многообразия жизненного опыта людей, который формирует далеко не одинаковые трактовки сознания.
Понимание сознания, его сущности, содержания, структуры и масштабов проявления во многом определяется познавательной деятельностью, психическими процессами, культурными традициями людей, их религиозной, социальной направленностью и многими другими факторами .
Многогранность сознания делает его объектом изучения многих наук, в том числе философии, психологии, биофизики, психиатрии, кибернетики и др.). Исследования сознания часто оказываются неполными, односторонними, вызывающими скептическое отношение к себе, приводящими к попыткам изучить сознания с различных сторон.
Использование лингвистами таких философско-психологических категорий как сознание, мышление, психика в качестве методологической основы исследования языковой способности «говорящего человека» представляется оправданным и логичным, поскольку предполагает поиск способа существования языковых явлений, а это, в свою очередь, приводит к обращению к ментальности человека как форме эпистемологической экспликации .
Сознание как социальное явление является продуктом деятельности человеческого мозга. В процессе исторического развития общества складывающиеся идеи, взгляды, отношения, которые развиваются и существуют в сознании и представлении конкретных людей как свойство индивидуальной психики.
Общественное сознание формируется в результате «сложения», «объединения» сознаний индивидов. Оно способно влиять на психическое развитие индивида, его индивидуальное сознание в целом. Это прямое свидетельство существования диалектического единства частного и общего, конкретного и абстрактного, индивидуального и общественного.
Параллельно с формированием человеческого сознания происходит развитие языка, гносеологическая и кумулятивная функции которого способствуют накоплению и усвоению знаний, способности передавать их из поколения в поколение. Вербальное общение и познание способствует формированию у личности умения общаться с самим собой. И это является важнейшей основой для развития сознания .
Процессы межкультурной коммуникации и связанные с ними понятия языка, сознания, культуры, этноса являются ключевыми вопросами научных исследований в отечественной и зарубежной психолингвистике. Многие ученые пытаются определить понятие «языковое сознание» с различных методологических позиций.
Понятие языкового сознания в современной лингвистике и психолингвистике до сих пор остается неясным. Он приближается к таким понятиям как: образ мира, понятийная картина мира, языковая картина мира, познание, психика, стратегия и тактика речевого поведения, языковое чутье, языковая компетенция и т.д.
В любом случае языковое сознание реализуется в языковом поведении, которое определяется коммуникативной ситуацией, языковым и культурным статусом индивида, социальной принадлежностью, полом, возрастом, психологическим типом, а также рядом вариабельных параметров личности .
В языковом сознании существует не объективный мир, а мир субъективный, преломляющийся через призму социально-языковых значений, понятий. Языковое сознание представляет собой совокупность знаний, представлений, суждений о языке (его структурных элементах, их функциональных особенностях, закономерностях и правилах организации высказываний).
Языковое сознание включает в себя «сознательное» и «бессознательное». Граница между ними индивидуально и ситуативно обусловлена. Языковое самосознание является частью культурного самосознания. Между осознанием элементов языка и других элементов культуры нет четко выраженной границы .
На сегодняшний день нет единого мнения ни о структуре языкового сознания, ни о понимании его природы. Так, М.К. Мамардашвили и А.М. Пятигорский включают в языковое сознание только сферу языковой
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Научная литература
1. Анциферова А.П., Клячкина О.М., Щербакова А.М. Эмоциональное развитие и особенности восприятия детей младенческого возраста // Вопросы экспериментальной психологии. 2019. № 7. С. 40–48.
2. Выготский Л.С. Мышление и речь. В 6 т. Т. 3. – М.: Наука, 1982. 320 с.
3. Гегель Г. Система наук. Ч. 1. Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. 443 с.
4. Голованова С.И., Казанцева Г.А. Принципы построения перцептивных психических процессов в ситуации эмоционального выбора // Сборник статей Кубанского федерального университета. Вып. 4. Психология. Краснодар: Издательство Кубанского федерального университета, 2020. С. 15–24.
5. Елисеева Т.А., Боровская И.Т., Щукина А.М. Эмоциональное и нравственное развитие детей: теория и методология исследования // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 13. Возрастная психология и психофизиология. Омск: Издательство Омского государственного университета, 2017. С. 102–110.
6. Зинченко В.П. Миры сознания и структура сознания // Вопросы психологии. 1991. № 2. С. 57–70.
7. Иваницкий А. Сознание и мозг // Сборник статей по исследованиям психических явлений. URL: https://scorcher.ru/neuro/science/ritorica/mind.php (Дата обращения: 01.03.2022).
8. Колшанский Г.В. Объективная картина мира в познании и языке. М.: Наука,1990. 298 с.
9. Кубрякова Е.С. Роль словообразования в формировании языковой картины мира // Роль человеческого фактора в языке: язык и картина мира. М.: Наука,1988. С. 25–37.
10. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Наука, 1975. 465 с.
11. Логинова О.В., Аврамова Г.И., Харитонов М.М. Принципы изучения языкового сознания в научных исследованиях // Сборник статей Тюменского государственного университета. Вып. 4. Философия и психология. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2021. С. 30–45.
12. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Наука, 1979. 530 с.
13. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. 356 с.
14. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения. В 3-х т. Т. 1. М.: Политиздат, 1979. 640 с.
15. Мезенцева Е.С. К вопросу о структуре языкового сознания // Вестник Казахского национального университета. 2015. URL: https://articlekz.com/article/23060 (Дата обращения: 01.03.2022).
16. Овчинникова И.Г. К проблеме определения феномена «Языковое сознание» // Киберленинка. Научный портал. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-opredeleniya-fenomena-yazykovoe-soznanie/viewer (Дата обращения: 02.03.2022).
17. Орешкин А.М., Нагорная А.А. Психофизиологические детерминанты восприятия категорий «хорошо» и «плохо» // Вестник Рязанского государственного университета. 2022. № 1. С. 84–93.
18. Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 271 с.
19. Потебня А.А. Слово и миф. М.: Правда, 1989. 370 с.
20. Тарасов Е.Ф. Тенденции развития психолингвистики. М.: Наука, 1987. 470 с.
21. Торбенко И.М., Валеева Н.Г., Супроненко И.С. Исследование функций структурных элементов нервной системы в контексте изучения эмоциональных реакций человека // Психологические исследования. 2021. № 12. С. 38–50.
22. Фрейд, З. Я и оно. М.: Эксмо, 2015. 689 с.
23. Хромченко Н.А., Балагурова С.С. Эмоциональное реагирование личности: физиологический и психологический аспекты // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической науки на современном этапе». Мурманск: Мурманский педагогический институт, 2018. С. 55–70.
24. Ярошевский М.Г. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М.: Педагогика, 1974. 366 с.
II. Словари
25. Уфимцева Н.В. и др. Славянский ассоциативный словарь. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2004. 800 с.
26. Шапошникова И.В., Романенко А.А. Русский региональный ассоциативный словарь (Сибирь и Дальний Восток). В 2-х т. Т. 1. От стимула к реакции. М.: Московский институт лингвистики, 2014. 537 с.