Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Развитие творческой личности – это всегда ответственно и полезно. Человечество во все времена отмечало, что именно творческие личности являются двигателями всего. развивать творчество субъектов необходимо с раннего детства, поскольку именно дошкольный возраст демонстрирует большой интерес и большие способности к различным направлениям творчества. Такие учёные как Л.С. Выготский, Г.Г. Григорьева, О.М. Дьяченко, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.А Лыкова, Н.Е. Веракса и др., проводили исследования и описывали механизмы становления творческих начал детей в старшем дошкольном возрасте. Сегодня нормативные требования к результатам образовательного процесса прописаны в федеральном государственном образовательном стандарте. Про реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной,
конструктивно-модельной, музыкальной и др.) в стандарте также упоминается. Давно доказана необходимость обучения детей
изобразительному искусству, художественному творчеству. Музыке и многому другому. Любая изобразительная деятельность способствует творческому развитию личности ребенка. В ходе аппликативной деятельности дошкольники способны выделять важные признаки предметов и явлений, находить связь между объектами и явлениями и отображать их образ в аппликативной форме.
Всё сказанное поясняет актуальность проблемы исследования, которая заключается в теоретическом обосновании и практической реализации комплекса педагогических условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста. Анализ состояния исследуемой проблемы позволяет выделить противоречие между востребованностью и необходимостью создания педагогических условий для творческого развития детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения организации данного процесса.
Целью настоящего исследования является выявление и теоретическое обоснование комплекса педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников при выполнении ими различного вида аппликаций.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у
детей старшего дошкольного возраста. Предмет исследования: комплекс педагогических условий, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников при выполнении ими различного вида аппликаций.
К задачам исследования можно отнести следующее:
1. Изучение психолого-педагогической и методической литературы по
теме исследования.
2. Проанализировать психолого-педагогические условия, которые позволят сформировать творческие способности дошкольников при выполнении ими различного вида аппликаций.
3. Рассмотреть возможности аппликации в развитии творческих
способностей детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить и описать комплекс педагогических условий, направленный
на развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного
возраста при выполнении ими различного вида аппликаций.
Методы исследования: теоретический, практический, сравнительно-аналитический, беседа, наблюдение, анализ продуктов аппликации детей. Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух
глав с параграфами, заключения, списками использованных источников, приложений.
Глава 1: Теоретические основы развития творческих способностей старших дошкольников на занятиях аппликацией
1.1. Сущность понятия творческие способности старших дошкольников
Не смотря на значимость в современном образовании понятий творчество и творческая деятельность, до сих пор не существует единообразного понятия и толкования этих категорий. Здесь можно привести различные точки зрения на это явления отечественных педагогов-психологов. Л.С. Выготский в своё время утверждал, что творческой можно называть такую деятельность человека, когда в ходе её создается нечто новое, будет ли это созданное творческой деятельностью – вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, обнаруживающимся только в самом человеке [6]. А.В. Петровский считал, что творчество – это такая деятельность, результатом которой является создание новых материалов и духовных ценностей. Российский психолог А.В. Брушлинский иначе обусловливал представление творчества, выделяя при этом открытие
не изведанного или получением нового. Творческий человек приобретает
самоудовлетворение не в результате труда, а в творческом
процессе [1]. Один из простых и доступных способов формирования способностей у детей – это занятие творчеством. Творческий процесс детей это неповторимый мир, где ребенок пробует себя и свой потенциал. Он познает окружающий мир и имеет возможность выразить свою позицию по отношению к нему. Не владея ещё как следует речью, ребенок может, что-то передать в процессе, чтобы изложить свои цели и потребности. Существует достаточно много различных методик, рекомендованных психологами при
работе с детьми и которые выстраиваются на анализе продуктов детского творчества. Это всевозможные рисунки, аппликации, поделки и иное.
Детское творчество может значительно расширить наше понимание о
детях, их стремлениях и желаниях. Анализируя детский рисунок или аппликацию, можно попытаться увидеть, о чём думает и чего желает ребёнок. Что ему нравится, кого он любит, как к
нему относятся в семье, как он ощущает себя в этом мире и многое другое. Можно сказать, что творчество ребенка – это внутреннее отображение его мира и его скрытого «я». Искра творческих способностей присутствует в каждом ребенке, поскольку можно говорить о том, что это природная врождённая функция. Речь не идёт о том, что продукт должен быть произведением гения. Творчество всегда присутствует с нами в повседневном мире и обыденной жизни. Мы часто упоминаем про творчество педагога, артиста, повара и др. Но в любом случае – это личностное качество субъекта, которое основано на формировании высших психических функций [11]. Для творчества нет и быть не может стандартов, стереотипов, так как оно всегда индивидуально. Для формирования творческих способностей необходимо располагать сведениями не только о
структуре способностей субъекта к творчеству, но и понимать внутренний мир ребенка.
Данный вид деятельности чрезвычайно взаимодействует с памятью и его сущность состоит в том, что человек воссоздает в творчестве или повторяет ранее созданные способы действия. здесь необходимо понимать принципиальное отличие репродуктивной деятельности от творческой. Если в репродуктивной деятельности субъекта идёт в основном полное повторение действий и процессов. То в творческой деятельности всё идёт по иному и не наблюдается полного повторения, с каким либо источником. Творческая работа может быть более простой по форме. Нежели репродукция, но источником творческой работы послужил образ. Тогда как источником репродукции служит исходный материальный продукт. В ходе творческой деятельности всегда создаётся что-то новое и неизвестное. Творческие возможности и способности являются индивидуальными способностями человека, которые выражаются в умении использовать имеющиеся знания, умения и навыки в изменённых условиях. Развитие творческих способностей ребёнка – это, как правило, развитие у него желаний и мотивации к проявлению собственной инициативы. Это стремление создать новое и лучшее, стремление расширить свой кругозор и наполнить новым содержанием свои познания [9]. Элементы творчества находятся в любом виде человеческой деятельности и объективно говорят не только о художественных творческих способностях, но и о технических, математических и иных творческих способностях. С психологической точки зрения детские годы являются самым лучшим и продуктивным периодом для развития творческих способностей. В дошкольном возрасте дети необычайно любознательны. У них есть мотивация и большое желание познавать окружающий мир со всех сторон. Компетентные педагоги, поощряя любознательность детей и сообщая им соответствующие знания, предлагают детям самые различные виды деятельности. Накопление, каких бы ни было, навыков и знаний – это есть необходимая предпосылка для любой предстоящей творческой деятельности. Если говорить про творчество и развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях аппликацией, в этом случае можно говорить о развитии таких личностных качеств ребёнка как развитие художественного мышления детей, расширение возможностей авторского, творческого решения образа, средствами аппликативной деятельности (по Т. Г. Казаковой).
Для ребёнка открывается множество понятий, таких как композиционная выразительность продукта аппликации, свойство художественного отражения действительности, композиция, которая отражает симметрию, равновесие, гармонию, контраст, многообразие форм, художественный образ (по И.А. Лыковой). Речь не идёт о том, что ребёнок должен разбираться со всей этой терминологией. Педагог должен доступно и интересно пояснить, о чём в данном случае идёт речь. И лишь при системных и комплексных занятиях аппликацией ребёнку со временем будет ясно, что имеется в виду [14]. Разработанность содержания изображения в аппликации – цвет, форма, пропорции, всё это и есть полное раскрытие замысла аппликации. Его использование в аппликации разнообразных деталей, гармоничное цветовое решение, сохранность пропорций изображения. Л.С. Выготский неоднократно утверждал, что обучить творчеству нельзя. Но это не означает, что воспитателю нельзя содействовать его образованию и проявлению. Дошкольники могут в течение длительного времени в процессе деятельности, в том числе занятиями аппликацией, определять значимые особенности предметов и явлений, находя при этом самые разнообразные их связи. У детей появляется потребность к занятиям аппликацией. В связи с чем, при умелом руководстве со стороны педагога и при
применении отвечающих возрасту, методов и приемов, это даёт достаточно большой обучающий и развивающий эффект. В этом случае необходимо говорить о соответствующих психолого-педагогических особенностях развития творческих способностей старших дошкольников. Н.П. Саккулина считала, что необходимые составляющие творчества – это активность, самостоятельность и инициатива. Активность имеется в виду самая разнообразная. Внешняя, внутренняя, умственная, физическая, сенсорная. Но чтобы процесс творчества был для детей интересен, необходимо ребёнку предложить соответствующие знания и умения, связанные с его творческой деятельностью. Знания и умения должны быть изучены для формирования устойчивого образа чего либо. Ребёнку крайне необходимо выразить себя и свои взгляды, своё отношение в соответствии с каким либо персонажем, характерных черт его характера. Соответственно, знания и умения должны
быть гибкими и вариативными. Навыки соответственно, должны быть обобщёнными и легко трансформируемыми. Чтобы имелась возможность применять их в различных условиях [7].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брушлинский, А.В. Психология субъекта [Текст]/ А.В. Брушлинский - М.: Институт психологии РАН; СПб.: Алетейя, 2003, - 109 с.
2. Веракса, Н.Е. Детская психология [Текст] / Н.Е. Веракса Учебник / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Юрайт, 2014. – 446 c.
3. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребенок [Текст]/ Н.А Ветлугина– М.– 2011. – 156 с.
4. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: Учебник / В.В.
Давыдов, Т.В. Драгунов, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А.В. Петровского –
М.: Просвещение. – 2010. – 365 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст]./ Л.С. Выготский– М: Издательство Юрайт, 2016. — 199 с.
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка [Текст]./ Л.С. Выготский - М: Изд-во: Смысл, Изд-во Эксмо, - 2004 - 512 с.
7. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте
[Текст] / Л.С. Выготский.- Издательство: М.: Просвещение, 2000. – 93 с.
8. Гусакова, М.П. Из истории аппликации [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - No 10. – 64-67 с.
9. Гусакова, М.П. Материалы и оборудование для занятий
изобразительной деятельностью (аппликацией) [Текст] / М.П. Гусакова // Дошкольное воспитание. – 2000. - 27 с.
10. Гусакова, М.А. Аппликация [Текст] / М.А. Гусакова. - М.:
Просвещение, 2012. – 128 с.
11. Исследование проблем психологии творчества [Текст]: Отв. Ред.
Я.А. Пономарев. – М.: Наука. – 2013. – 167 с.
12. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной
деятельности в детском саду. [Текст] / Косминская, В.Б. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. - издание перераб. И доп. – М.: Просвещение, 2000 – 355 с.
13. Косминская, В.Б. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст] / В.Б. Косминская, Е.И, Васильева, Н.Б. Халезова и др. - М.: Просвещение, 2011. – 253 с.
14. Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду [Текст] / Лыкова, И.А. Подготовительная к школе группа. Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М.: Карапуз-Дидактика, 2008. - 208 с.
15. Лямина, М.С. Бумага и ножницы: творим чудеса [Текст] / Лямина, М.С. – М.: Спарк. – 2010. – 398 с.
16. Поддьяков, И.И. Новый подход к развитию творчества у
дошкольников [Текст] / И.И. Поддьяков // Вопросы психологии. – 2010. -
No1.-56 с.
17. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению
одаренности [Текст] / В.А. Моляко // Вопросы психологии. – 2012. - No5. –
86-95 с.
18. Сборник статей «Эстетическое воспитание в детском саду» [Текст] /
под ред. Н.А. Ветлугиной, - М. - 2008.-123 с.
19. Погодина, С.В. Теория и методика развития детского
изобразительного творчества. [Текст] / С.В. Погодина - Учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. Образования. изд., испр. И доп. - М: Академия, 2011. - 352 с.
20. Педагогика и методика развития художественной деятельности
Детей [Текст]: учебно-методическое пособие / авт. Сост. О.В. Ситникова. –
М.; Директ-Медиа, 2016 – 107 с.
21. Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2003. - 267с.
Ушаков, Д.Н. Аппликация [Текст] / Д.Н. Ушаков // Толковый
словарь русского языка, том 1 А-М. – М.: Вече, 2001 – 704 с.
22. Эстетическое воспитание [Текст] / Учебное пособие для ВУЗов /
Е.А. Дубровская М.: Издательский центр «Академия». – 2012. – 256 с.
23. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста
[Текст] / Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных
заведений / Т.А. Казакова, Н.Н. Юрина и др. Под ред. С.А. Козловой. М.-
издательский центр «Академия». – 2012. – 256 с.