Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня ФГОС НОО уделяет больше внимание использованию наглядных средств и пособий для обучения детей младшего школьного возраста. Связано это с тем, что наглядные средства обучения имеют возможность управлять индивидуальными процессами усвоения знаний, сообщать учебную информацию определенными «порциями», показывать развитие явлений, их динамику.
Наглядные средства обучения влияют на все стороны процесса обучения, а именно:
- обеспечивают разностороннее формирование образов природы и общества;
- создают при определенных условиях повышенное эмоциональное отношение учащихся к своей работе;
- способствуют прочному усвоению научных знаний и пониманию их связи с жизнью;
- стимулируют познавательные интересы учащихся.
При обучении на уроках в начальных классах, принцип наглядности получает свое распространение в методической и психолого-педагогической литературе, так как это связано с появлением и внедрением новых видов наглядных (демонстрационных, мультимедийных) пособий и их возможностями в обучении младших школьников.
К важнейшим задачам общего начального образования относятся:
- личностное и интеллектуальное развитие учеников;
- создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности;
- формирование духовно-нравственной и социальной культуры;
- развитие творческих способностей у младших школьников;
- саморазвитие и самосовершенствование детей младшего школьного возраста;
- сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Предмет «Окружающий мир» приучает детей к целостному, интегральному, рациональному постижению окружающего мира. Готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, ее воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами.
Предмет «Окружающий мир» в начальных классах вооружает обучающихся элементарными знаниями о предметах, явлениях природы и общества, простейших взаимосвязях между ними, о взаимодействии и связи человека с природой и обществом.
Но, в условиях занятий в классе, невозможно всегда непосредственно наблюдать за предметами, явлениями в их естественнонаучном состоянии, поэтому необходимые понятия и представления, которые и могут быть сформированы при помощи наглядных средств обучения таких как: таблицы и картины, натуральные объекты, раздаточный материал, кинофильмы и видеофрагменты, мультимедийное оборудование. В свою очередь, отсутствие наглядности на уроке, приводит к снижению интереса и ограниченности знаний об окружающем мире.
Специфика курса «Окружающий мир» заключается в ярко выраженном интегрированном характере, что позволяет соединить исторические, природоведческие, обществоведческие знания, дает обучающимся материал естественнонаучных и социально-гуманитарных наук, который необходимым для целостного восприятия окружающего мира и его взаимосвязей.
Существенная особенность курса «Окружающий мир» состоит в широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Поэтому в нашем исследовании рассматривается использование научно-разработанного комплекса средств как фактора повышения качества знаний об окружающем мире.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс на уроках окружающего мира.
Предмет исследования: организация и методика использования средств наглядности в процессе обучения младших школьников на уроках окружающего мира.
Цель исследования: рассмотрение возможности комплексного использования наглядных средств на уроках окружающего мира.
Задачи исследования:
- определить условия наиболее качественного усвоения младшими школьниками естественнонаучных понятий и представлений;
- выявить и обобщить опыт педагогов и психологов прошлого и настоящего, по осуществлению активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках окружающего мира;
- проанализировать фонд имеющихся наглядных пособий с целью выявить оптимальный комплекс средств наглядности для использования на уроках окружающего мира;
- разобрать и апробировать систему уроков по предмету «Окружающий мир» с подбором комплекса средств наглядного обучения.
Методы исследования:
- изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
- наблюдение на уроках окружающего мира за учащимися;
- тестирование и анкетирование учащихся;
- проведение педагогического эксперимента по использованию комплекса средств наглядности на уроках окружающего мира и последующее обеспечение последующих результатов;
- обработка и анализ результатов эксперимента по использованию комплекса средств наглядности на уроках окружающего мира.
Работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы.
Экспериментальное исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ № 619 города Москвы в 1 «Б» классе.
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
1.1. Психолого-педагогические основы усвоения естественнонаучных понятий младшими школьниками
Дети не рождаются с готовыми знаниями, мышлением, развитой способностью к познаниям. Поэтому необходимо учить их различным видам познавательной деятельности, формировать у них интерес к познанию. Для того, чтобы работа проводилась целенаправленно, последовательно, необходима соответствующая подготовка учителя. [3]
Когда речь заходит о результатах учебной деятельности младшего школьника, то оцениваются обычно те знания, которыми овладели учащиеся. Чтобы успешно руководить процессом овладения знаниями, педагогу необходимо знать, как образуются знания, каковы их разновидности, каков путь и показатели совершенствования знаний, каковы психолого-педагогические основы усвоения знаний, в частности естественнонаучных. При чем, особое значение имеет формирование естественнонаучных представлений и понятий.
Формирование понятий в педагогической психологии является ключевой проблемой качества усвоения знаний, формирования мировоззрения.
Существует несколько подходов к формированию понятий:
- Деятельностный. Данный подход А.Н. Леонтьев применил к процессу овладения знаниями. Процесс формирования понятий он рассмотрел как «движение, переход к более высокому обобщению, т.е. к более полному и глубокому знанию той деятельности, которая отображена в этом понятии».
- Ассоциативный (Д.Н. Богоявленский, М.Н. Шардаков, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин др.).
М.Н. Шардаков выделил этапы формирования понятий:
- организация наблюдения единичных предметов и явлений;
- обогащение наблюдений;
- выделение общих и существенных признаков изучаемых предметов и явлений;
- уточнение содержания понятий;
- определение понятий;
- упражнения и практическая проверка;
- расширение и углубление понятий.
- пооперационный подход.
А.В. Усова выделила следующие этапы формирования понятий:
- чувственно-конкретное восприятие;
- выявление общих существенных свойств наблюдаемых объектов;
- абстрагирование;
- определение понятий;
- уточнение и закрепление сознания существенных признаков понятий;
- установление связей данного понятия с другими.
Существуют и другие подходы к формированию понятий. Т.П. Южакова в своей книге выделила главное среди них по отношению к урокам окружающего мира:
- при формировании естественнонаучных понятий особое значение имеет наблюдение за окружающей природой;
- работа с натуральными объектами, использование изобразительной наглядности и технических средств обучения.
Понятия строятся на основе образов, представлений.
Представление - это образы вещей. Они могут быть более или менее точными, полными, правильными, конкретными или обобщенными.
Понятия - это обобщенные знания, объединенные по общности существенных признаков, присущих тем предметам или явлениям, которые в эти понятия включены.
Ученик 1-го класса уже знаком со многими представлениями о диких животных: знает льва, медведя, тигра, лису, умеет их отличать и даже рассказывать о том, как питается медведь, как он проводит зиму и т.п.
На уроках учитель выделяет те существенные признаки в образе каждого представителя этой группы, которые позволяют ученику увидеть общее во внешне очень разных животных: лиса больше зайца, но меньше волка, а волк, в свою очередь, меньше тигра; волк-серый, лиса - рыжая, тигр - полосатый и т.д. Однако все эти признаки не являются существенными.
Абстрагируясь от них, ученик обобщает представление о многих различных животных, объединяя их по общности, присущих каждому виду существенных признаков. Так складывается понятие «дикие животные». Оно существует уже не в образе какого-либо животного, а в слове.
Поэтому так важно давать детям нужные термины, названия, обозначающие определенную категорию обобщенных знаний своевременно. «Понятие и слово, его обозначающее, представляют собой сложное единство. Учитель всегда должен отдавать себе полный отчет, что заученное ребятами слово еще совсем не является свидетельством того, что освоено и их понятие им обозначенное». [3]
У младших школьников формируются начальные знания, умения и навыки.
Основой знания является понятие.
Начальные понятия - это первичные обобщения, доступные учащимся младшего школьного возраста, которые по своему объему ограничиваются 1-3 простейшими признаками. От того как будут усвоены начальные понятия, зависит сформированность взглядов и убеждений учащихся. Поэтому важно обеспечить качественное овладение представлениями и понятиями. Для этого необходима правильная организация учебной деятельности учащихся.
Управление учебной деятельностью младших школьников, в том числе и процесса формирования понятий, требует:
- путей формирования познаний;
- принципов познавательной деятельности;
- особенностей усвоения представлений и понятий младшего школьника;
- условий интенсификации процесса формирования понятий.
Из вышесказанного следует вывод: для качественного усвоения знаний об окружающем мире, прежде всего нам необходимо знание педагогических и психологических основ этого процесса. [4]
Необходимо так же учитывать, что выносливость организма школьников значительно меньше, чем у вполне сформировавшегося, окрепшего организма. Тем более невелика выносливость младшего школьника. Быстрота наступления утомления у детей зависит от многих факторов, в том числе и от методов преподавания.
Если преподавание строится в большей степени на возбуждении различных анализаторов: зрительного, слухового, осязательного двигательного), то это намного облегчает восприятие учебного материала, предотвращает преждевременное утомление и раннее наступление запредельного торможения.
При состоянии утомления у детей, педагог не добьется качественного усвоения материала. Снятию состояния утомления помогает задействование различных анализаторов - это и есть введение комплекса наглядных средств обучения:
- зрительный анализатор - при просмотре учебных фильмов, слайдов, презентаций;
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Академия, 2018. - 336с.
2. Асмолов А.Г. Психология личности. - М.: Академия, 2018. - 528с.
3. Баранов С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 2019. - 127с.
4. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: Методика обучения. - 2019. - 240с.
5. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2018. - 253с.
6. Евдокимов В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе. - СПб.: Питер, 200. - 212 с.
7. Журин А.А., Бондаренко Е.А. Технические средства обучения в современной школе. - М.: Академия, 2017. - 346 с.
8. Землянская Е.Н. Современные педагогические технологии начального образования. - М.: РУДН, 2019. - 99 с.
9. Клепинина З.А. Развитие Экологической грамотности учащихся // Начальная школа. - 2021. - №1. - С.53.
10. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания. - М.: Академия, 2018. - 496 с.
11. Корнеев И.П. Наглядные пособия как средства обучения в начальной школе. - М.: Академия, 2018. - 264 с.
12. Миронов А.В. Методика изучения окружающего мира в начальных классах. - М.: Педагогическое общество России, 2021. - 352 с.
13. Миронов А.В. Окружающий мир: освоение учащимися доступных способов изучения природы и общества // Начальная школа. - 2020. - №6. - С.58.
14. Осмоловская И.М. Наглядные методы обучения. - М.: Академия, 2019. - 192 с.
15. Шамова Т.П. Управление процессом формирования системы качества знаний учащихся. - М.: Прометей, 2020. - 112 с.
16. Шахмаев Н.М. Проблема наглядности в обучении. - М.: Просвещение, 2017. - 382 с.