Фрагмент для ознакомления
2
Введение
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета сре-ди других народов - авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по- новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фолькло-ру, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.
Нельзя сказать, что педагоги раньше этого не понимали. Однако типо-вая Программа воспитания и обучения детей в детском саду как руководство и основной документ для воспитателей таких задач не ставила.
Дошкольная образовательная организация – первое и самое ответствен-ное звено в системе образования. Одним из принципов ФГОС дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Задачами федерального государственного образовательного стандарта является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс, направленный на формирование нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения [24].
Приобщение к русской народной культуры особенно значимо в дошкольные годы. Ребенку, как будущему полноправному члену общества предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие своего народа, включаясь в культуру и социум. Именно в старшем дошкольном возрасте формирование знаний, чувств, оценок и интересов ведется в целенаправленном процессе. Без знаний традиций своего народа невозможно духовное оздоровление и сохранение национального единства России. Для формирования у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к явлениям общественной жизни, требуется соблюсти условия отбора содержания знаний и соответствующей организации детской деятельности.
В последнее время дошкольные организации проявляют большой интерес к произведениям народной культуры, в частности к народной игрушке. Однако, воспитательный потенциал, заложенный в народной игрушке мало используется при организации воспитательно – образовательной работе современного детского сада. В основном народные игрушки используются для украшения интерьера, обогащения предметной среды, в лучшем случае для познавательного развития [8].
Предметы народно – прикладного искусства используются в качестве образца, которому ребенок должен следовать в своей художественной деятельности во время занятий. Современная семья, не зная воспитательного потенциала народной игрушки, практически не использует её. В настоящее время у отдельных детей слабо развит познавательный интерес к народной игрушке, к её истории, так как прилавки магазинов переполнены разнообразием игрушек иностранного производства, а информационные системы активно их рекламируют. Рекламная индустрия, направлена на получение материальной выгоды, а не на развитие нравственности и духовности, семейных ценностей. Родители практически не покупают современным детям народные игрушки, так как сами порой не знают воспитательного значения народной мудрости, заложенной в эти игрушки. В семье преобладают игрушки, отражающие современные реалии (технические, образные в виде героев мультфильмов, кукол Барби и их вариаций).
Актуальность данной проблемы послужило выбором темы исследова-ния: «Разработка методического пособия Дымковской игрушки для формирования интереса к народному творчеству детей подготовительной группы в ДОО».
Цель исследования разработать методическое пособие «Дымковская игрушка» для формирования интереса к народному творчеству детей подготовительной группы ДОО.
Объект : процесс формирования интереса к народному творчеству.
Предмет: методическое пособие «Дымковская игрушка».
Для решения поставленной цели были определены следующие задачи:
1.Раскрыть теоретические основы формирования интереса к народному творчеству детей дошкольного возраста.
2.Подобрать методический материал для методического пособия.
Методы исследования: теоретические: анализ и обобщение психолого-педагогической и специальной литературы по теме исследования; изучение пе-дагогического опыта.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К НАРОДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Формирование интереса к народному творчеству детей до-школьного возраста в психолого- педагогической литературе
Приобщение детей к народной культуре во все времена педагогической практики было актуальным. Актуальность темы определяется потребностью нашего общества в духовно- нравственном воспитании детей на основе тради-ций и культуры русского народа и народов, населяющих Россию. Уходят в прошлое некоторые известные праздники, появляются новые основанные на традициях и обычаях других стран. Среда, в которой растут дети, представляет собой набор элементов различных традиций и культур, что таит в себе угрозу развития равнодушия, приводит к безразличию, невнимательности, ведь невозможно постигать, понимать и любить всё одновременно.
В современной системе образования возникает необходимость нового, более качественного обращения к исследованию народного искусства и народ-ных традиций. На протяжении своего иcторического и культурного развития, человек всегда опирался на опыт прошлых поколений. В современном обще-стве остро ощущается дефицит духовности и чувство национального самопо-знания, возникшее в следствии утраты веры в идеалы [9].
Как показывает многовековой опыт человечества, существует важность приобщения детей к культуре своего народа, так как через обращение к отече-скому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому приобщение подрастающего поколения к пониманию ценностей национальной культуры так необходимо в современном обществе. Мнение педагогов и психологов сводится к тому, что приобщать подрастающее поколение необходимо уже с дошкольного возраста.
Последнее десятилетие в нашей стране и во многих других странах отмечается интенсивный рост национального сознания. В первую очередь, это связано с проблемой восстановления этнического самосознания, которое в конце ХХ века во многом было утрачено.
Исследования последних лет (В.В. Абраменко, М.В. Осорина и другие) свидетельствуют о том, что под влиянием современной культуры уже в до-школьном возрасте происходит деформация ценностных ориентиров и картины мира. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, культуру. И начинать приобщение к ценностям народной культуры необходимо начинать с малых лет. Детские впечатления неизгладимы [1].
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание дошкольника. В процессе такого разносто-роннего развития и воспитания зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и про-блемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить дошкольника видеть красоту вокруг себя.
Прежде чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен уметь добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берется.
По мнению исследователей, в настоящее время все более обостряется противоречие в системе трансляции культурного опыта, что выражается в рас-согласовании цели и средства, слова и чувства, мотива и поступка. В результате современная культура теряет индивидуально-личностные черты и национально-этническую самобытность, а человек утрачивает ценностные ориентиры, смысл жизни и чувство базового доверия к миру.
Выход из этой ситуации в возвращении к фундаментальным ценностям фольклорной культуры, создаваемой народом в процессе жизнеустройства и созидательного труда. Народная культура - феномен многогранный, многоас-пектный, это - не столько мир предметов и связанных с ними обычаев, сколько мир вневременных по своей значимости идей, создающих целостное миросозерцание и миропонимание, наиболее значимой чертой, которого является духовность. Не случайно немецкий философ В. Шубарт писал о том, что русский народ обладает теми душевными качествами, которых нет ни у одного из европейских народов. Запад подарил человечеству самые совершенные виды техники, связи и государственного устройства, но лишил его духовности. Важной задачей отечественной педагогики является то, чтобы найти оптимальные пути эстетического воспитания детей, основанные на духовных ценностях народной культуры, и разработать эффективные способы их включения в систему образования на всех его уровнях, начиная с дошкольного.
С самого раннего возраста приобщать детей культуре русского народа, традициям. Научить детей доброте, терпению, умению помогать другим, то есть воспитывать в них те нравственные качества, которые у многих взрослых сегодня отсутствуют. Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, её глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и у ребёнка пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение 12].
Действительный член Российской академии образования, ректор Высшей школы народных искусств В. Ф. Максимович отмечает, что невозможно воспитать: культурного человека - на антикультуре, эстетический вкус - вне эстетики и эстетического воспитания, патриотизм - на искажении ис-тории своей Родины.
Д. С. Лихачёв обратил наше внимание на то, что русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохранятся и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должны стать неотъ-емлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России.
Психолого-педагогические основы ознакомления детей старшего возраста с народным декоративным прикладным искусством
В современной эстетико-педагогической литературе взаимодействие ре-бёнка с народной культурой рассматривается как смысловое общение с опорой на художественный «язык» разных видов народного искусства. Уже в дошкольном детстве ребенок способен «присвоить» те человеческие мысли, чувства, идеалы, то отношение к жизни, которое выражено и опредмечено в народном искусстве. Успешность приобщения ребенка к культуре обусловливается способами восприятия мира, направленными на познание и самостоятельное создание художественной формы как универсальной способности в ее собственной эволюции (A.B. Бакушинский); предполагает не столько рационально-логическое, сколько эмоционально-образное познание жизни ; выступает средством освоения и выражения социокультурного опыта (B.C. Мухина); вызывает особое ценностное отношение к предмету или явлению, которое дает самую возможность создания художественного образа как «эстетического обобщения» и пробуждает «эстетическую позицию» [21].
Народное декоративное прикладное искусство - результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим особенностям, которые проявляются во всём, начиная с выбора и использования материала и кончая трактовкой изоб-разительных форм. Древнерусское искусство является предметом нашей наци-ональной гордости. Самобытен, неповторим и бесценен его вклад в сокровищницу мировой культуры. Своими корнями оно уходит в далёкие дохристианские времена, в пору величия Киева, Чернигова, Новгорода, Суздаля, Владимира, Рязани. С тех далёких времён, благодаря ар-хеологическим раскопкам, до нас дошли эмали и серебряные браслеты, литые чаши с причудливыми орнаментами, скромные изделия безвестных мастеров. Вещи из металла были редкостью, поэтому их берегли, прятали в кладах.
Произведения искусства 10-13 веков хранят на себе отпечаток языче-ской символики, связанной с поклонением славян божествам неба, земли, воды (Ярило, Купала, Перун). Они создавались для украшения жилища, в память о торжественном событии, для хозяйственных нужд, на продажу, по специальному заказу.
Все произведения народного искусства создавались ручным способом, причём каждый мастер делал всё сам от начала и до конца. Двух одинаковых вещей не было. Тайны мастерства хранились и передавались от учителя к уче-нику, из поколения в поколение – таков был путь к совершенству.
Одним из наиболее доступных для освоения дошкольниками видов народной культуры является декоративное прикладное искусство. Декоратив-но-прикладное искусство является одним из самых древних видов искусств.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраухова, В. В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО / В.В. Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. – 117 с.
2. Арзуманян, Л., Ткаченко Т. Трудимся и воспитываем интерес к родной культуре и истории/ Л. Арзуманян, Т. Ткаченко // Дошкольное воспитание. - 2011 №11 С.87.
3. Аркин, Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание, 1995, №3. – 8 -15с.
4. Бабынина, Т. Ф., Традиции национальных культур. Учебно- методическое пособие для студентов и педагогов дошкольных образовательных учреждений - Казань: РИЦ «Школа», 2003 – 188 с.
5. Болотина, Л. Р. Теоретические основы дошкольного образования: учеб. пособие для СПО / Л. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. П. Баранов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 218 с.
6. Богуславская, И. Я. Дымковская игрушка / И.Я. Богуславская. - М.: Художник РСФСР, 1988. - 336 c.
7. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество в детском саду / Н.А. Ветлугина. - М. :Просвещение, 1974. - 175 с.
8. Гаврилова, А. О. Актуализация педагогического потенциала рус-ской народной культуры в образовательных учреждениях / А. О. Гаврилова // Наука и образование: история, современность, перспективы. Материалы и ста-тьи VII Междунар. науч.-практ. конф., посвященной 210-летию Казан. ун-та (Казань, 26 дек. 2014 г.) / сост. и науч. ред. Р. Ш. Маликов. – Казань: Отече-ство, 2014 – С. 29–31.
9. Гаврилова, А. О., Структура педагогического потенциала русской народной культуры, журнал Современные проблемы науки и образования 2014 г, № 6, 800 с.
10. Грибовская, А. А. Детям о народном искусстве: Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста.- Скрипторий, 2005- 64 с.
11. Дошкольное образование. Практикум по дисциплинам профессио-нального учебного цикла: учеб. пособие для вузов / О. М. Газина [и др.] ; под ред. О. М. Газиной, В. И. Яшиной. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Юрайт, 2018. - 111 с.
12. Ельцова, О. М., Антонова Г. А., Воспитание духовности через приобщение к русской народной культуре/ О.М. Ельцова // Справочник старшего воспитателя. - 2011 №4 С.29.
13. Ильин, И. А., Сущность и своеобразие русской культуры / И. А. Ильин; сост., авт. вступ. ст., комм. Ю. Т. Лисица. – Москва: Русская книга-XXI век, 2007 – 464 с.
14. Каравашкина, М. Е. Народная игрушка как образ идеального мира - Вестник Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачев-ского, Серия Социальные науки 2012 г. № 2(26) –с 125-129.
15. Князева, О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам рус-ской народной культуры: Программа. Учебно- методическое пособие.- 2-е изд., перераб. и доп.- СПб: Детство- Пресс, 2010.- 304 с.
16. Ковычева, Е. И. Народная игрушка: Учеб. - метод. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010
17. Леонтьев, А.Н., Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка до-школьного возраста: Сб. ст./Под ред. Леонтьева А.Н и Запорожца А.В -М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. - 144с.
18. Лыкова, И. Дымковские игрушки. Цветные лошадки / И. Лыкова. - М.: Цветной мир, 2011. - 939 c.
19. Народная игрушка [Текст] : учеб.-метод. пособие для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Народное художественное творче-ство» / Е. И. Ковычева - М. : ВЛАДОС, 2010. - 159 с.
20. Покровский, Е. А. Детские игры / Е. А. Покровский. - Москва: Из-дательство Юрайт, 2021.- 420 с.
21. Урунтаева, Г. А. Психология дошкольного возраста : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Г. А. Урунтаева. - 3 е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014.
22. Урунтаева, Г. А., Роль игрушки в психическом развитии ребенка. Дошкольная психология: Учебное пособие для учащихся средних педагогиче-ских учебных заведений. - 2-е изд. М.: Академия, 1997 - 81-85 с.
23. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст] : [Статьи] / А. П. Усова ; Под ред. [и с вступ. статьей] А. В. Запорожца. - Москва : Просвеще-ние, 1976. - 96 с.
24. Федеральный Государственный образовательный стандарт до-школьного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образова-ния и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министер-ство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
25. Флерина, Е.А. Педагогика народной игрушки / Е.А. Флерина. – Москва // История советской дошкольной педагогики : хрестоматия : учебное пособие / [и др.] ; Ред. М.Ф. Шабаева ; Сост. Е.А. Гребенщикова, А.А. Лебеденко. – Москва : Просвещение, 1980. – С. 313-316.