Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. В современном мире насчитывается около двухсот суверенных государств, двадцать из которых являются федеративными. Федерации существуют на всех континентах и занимают лидирующие позиции, являясь самой молодой формой государственно-территориального устройства, большинство из которых возникло в 20 веке.
Географически крупные государства, такие как Аргентина, Австралия, Бразилия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия, Россия и Соединенные Штаты, принимают форму федеральной структуры для решения национального вопроса или из-за невозможности демократического управления из одного центра.
Под формой правления обычно понимают административно-территориальное и национальное устройство государства, раскрывающее характер взаимоотношений между составными частями.
Различают следующие формы правления: федерации, конфедерации и унитарные государства.
Федерация - это объединение независимых государственных образований в единое союзное государство.
Любая федеративная система выступает как союзное государство, независимо от особенностей и специфики, состоящее из двух или более относительно независимых государств. Основной проблемой федерации является разграничение полномочий между союзом и субъектами федераций, поскольку каждый субъект имеет свое собственное административно-территориальное деление. Эти отношения определяются Конституцией или федеральными договорами.
Максимальная эффективность федерации может быть достигнута только при соблюдении строгих рамок Конституции и действующего законодательства государства.
Федеративное государство обладает неоднородностью и разнообразием, которые определяются различиями в населении, исторических процессах и географическом положении.
Объектом исследования является федеративное государственное устройство.
Предмет исследования - теория и практика федерализма, структура федеративного государства
Цель моей работы – исследовать понятие и виды федераций.
Для решения поставленной цели были выделены следующие задачи:
-рассмотреть историю возникновения федерализма;
-изучить федерацию как форму государственного устройства;
-определить преимущества и недостатки федеративного устройства;
-проанализировать симметричные и асимметричные федерации;
-разобрать централизованные и децентрализованные федерации;
исследовать договорные, конституционные и конституционно-договорные федерации.
Степень актуальности темы данной работы представлена в трудах таких учёных как: Ященко А., Гоптарева И. Б., Чиркин В. Е., Саликов М. С., Подберезкин А., Дугин А. Г. и др.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частно-научные методы познания – диалектический, материалистический, формально - юридический, формально - логический, исторический, социологический, статистический, сравнительно - правовой.
Эмпирическую базу исследования составили материалы международных и межвузовских научных конференций, а также различные справочные материалы. Изучено значительное количество монографических работ как отечественных, так и зарубежных ученых, которые посвящены исследуемой проблеме.
Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА
1.1 История возникновения федерализма
Идея объединения народов и государств зародилась в глубокой древности. Так, Платон в диалоге "Критий" рассказывает о легендарном острове Атлантида, на котором был создан союз из десяти независимых частей (государств), сочетающий в себе черты как федерации (части союза не имели права нарушать единство), так и конфедерации (суверенитет составляющих ее государств, абсолютная власть правителя каждой из частей, а также обязательства государств по отношению друг к другу).
В Древнем Риме существовали так называемые федеративные сообщества (foederatae civitates), свобода которых гарантировалась договором (foedus) и которые, находясь под властью Рима, пользовались некоторой независимостью. Мыслители Древнего Рима внесли значительный вклад в развитие идеи единства человеческого рода. Римские политические мыслители, а также римские юристы, заложившие основы римского права, рассматривали объединение стран и народов как единую правовую организацию человечества, единую империю под эгидой Рима. Например, Цицерон, развивая учение стоиков, пришел к выводу о необходимости объединения человечества, распространив его на мировое общение. Этот союз воспринимался прежде всего как правовой принцип, вытекающий из единого естественного права. Древний мир, как отметил А. Ященко, "в теории и на практике пришел к единой правовой организации человечества в виде мировой империи, построенной по монархическому принципу".
В Средние века идея мирового единства была возрождена на основе христианского понимания божественной воли как направления мира к единой цели.
На рубеже XV-XVI веков в Западной Европе сформировались капиталистические отношения, а в политическом плане шел процесс образования национальных государств, сопровождавшийся бесконечными войнами и конфликтами из-за государственных границ.
На фоне этих обстоятельств Н. Макиавелли разработал доктрину, касающуюся государственного устройства, роли суверена и методов его руководства страной. Он считал необходимым объединить государства, чтобы создать более сильный и сплоченный союз, способный противостоять агрессии. Достижение этого путем завоевания казалось Макиавелли наименее приемлемым, он считал приобретение союзников путем добровольного присоединения более успешным вариантом при сохранении превосходства консолидирующегося государства. Макиавелли видел преимущества такого союза в возможности избежать войн и насилия, в способности сохранить и приумножить то, что он приобрел. Размышления Макиавелли о природе объединяющихся государств имеют большое значение для современного понимания принципов федерализма. Он считал, что государства, образующие федерацию, не должны быть разнообразными и находиться слишком далеко друг от друга.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Авдеев, Д.А. Современные проблемы российского федерализма // Евразийский юридический журнал. - 2017. - № 6 (109). - С. 243-246.
2.Анненкова, В.Г. Федерация как форма государственного устройства: содержание и основные проявления // Базис. - 2017. - № 2 (2). - С. 23-26.
3.Арзамасов, М.П. Российский федерализм // Аллея науки. - 2017. - № 8. - С. 53-58.
4.Бурмистров, К.Ю. Теоретические основы федерализма // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2020. - №3. - С.73-78
5.Введенский, А.Г. Россия: испытание федерализмом. Теория и практика отечественного и зарубежного опыта. - М.: Глобол, 2018. – 175 с.
6.Горяшкиева, Н.Б. Исторический опыт развития российского федерализма // Новая наука: От идеи к результату. - 2020. - № 3-2 (72). - С. 144-146.
7.Давудов, Д.А. Российский федерализм: краткая характеристика // Аграрное и земельное право. - 2020. - № 10 (142). - С. 43-46.
8.Дзыбова, С.Г. Российский федерализм в исторической ретроспективе // Фундаментальные и прикладные исследования. - 2020. - № 2 (21). - С. 127-132.
9.Добрынин, Н.М. Конституционализм и федерализм в конституционном праве // Право и государство: теория и практика. - 2021. - № 4 (148). - С. 11-20.
10.Жуйкова, Д.А. Особенности российского федерализма // Крымское юридическое чтение. - 2020. - №2. - С.44-47
11.Зиникова, Э.Р. Конституционно-правовые основы современного российского федерализма // В сборнике: Проблемы современной юридической науки: актуальные вопросы. - 2021. - С. 17-23.
12.Калайчиев, М.Г. Российский федерализм сегодня // В сборнике: Инновационные технологии в науке и образовании. - 2019. - С. 152-153.
13. Карапетян, Л.М. Федерализм и право народов. - М.: Глобол, 2019. – 297 с.
14.Каскулов, И.А. Система конституционных принципов российского федерализма // Образование и право. - 2019. - № 4. - С. 83-89.
15.Кетова, Е.В. О современном понимании сущности принципа российского федерализма // Северо-Кавказский юридический вестник. - 2017. - № 1. - С. 129-134.
16.Кетова, Е.В. Понятие и сущность принципа российского федерализма // Философия права. - 2017. - № 1 (80). - С. 149-152.
17.Кочетков, В.В. Конституционные проблемы российского федерализма // Российский журнал правовых исследований. - 2020. - № 2 (7). - С. 112-121.
18.Лебедева, М.Л. Политико-правовая природа оптимизации российского федерализма // Вопросы федеративных отношений. - 2020. - № 3 (34). - С. 31-38.
19.Лисий, В.В. Происхождение и природа федерализма // Огарев-Online. - 2021. - № 2. - С.1-6
20.Мазуренко, А.П. Современный российский федерализм // Мир юридической науки. - 2019. - № 1-2. - С. 24-28.
21.Макеева, Н.В. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Известия высших учебных заведений. - 2020. - № 3 (39). - С. 62-70.
22.Нарутто, С.В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. - 2017. - № 9 (82). - С. 56-67.
23.Плотников, А.А. Современный российский федерализм: противоречия теории и практики // Актуальные вопросы образования и науки. - 2020. - № 5. - С. 10-14.
24.Савельев, А.Э. Асимметрия в структуре российского федерализма // Полиматис. - 2021. - № 5. - С. 52-55.
25.Савельев, А.Э. Особенности современного российского федерализма на современном этапе // Научное обеспечение агропромышленного комплекса. - 2020. - №4. - С.801-807.
26.Умнова, И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. - М.: Наука, 2018. – 198 с.
27. Чиркин В.Е. Современный федерализм: сравнительный анализ. - М.: Крокус, 2018. – 116 с.