Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. В связи с глубокими социально-экономическими из-менениями, в развитии общества происходят значительные перемены в си-стеме образования. В образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) формируется новый общественный заказ на инклюзивное образование ребенка. Инклюзия (включение) – это обеспечение гарантий помощи и поддержки тем, кто в ней нуждается, в каком бы виде и форме она им не потребовалась. В образовательной сфере – это вид образования, при которой учащиеся с ОВЗ посещают те же школы, что и их нормально развивающиеся ровесники; имеют личные, соответствующие их потребно-стям и возможностям стремления и обеспечиваются необходимой помо-щью.
Основой инклюзивного образования ребенка с ограниченными воз-можностями здоровья является приобретение образовательного и соци-ального опыта воедино с ровесником. Самое существенное условие ре-зультативности инклюзивного образования – успешность социализации, введение в культуру, воспитание социального опыта всех детей, в том чис-ле и детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее вре-мя система образования ещё плохо и слабо приспособлена к нуждам детей с ОВЗ, общество не готово принять детей с ОВЗ как равноправных членов социума, не готовы все: дети, педагоги и, к сожалению, даже родители.
Глобальной проблемой на сегодняшний день является притеснение доступа детей с ОВЗ к полноценным образовательным услугам и к обра-зовательной сфере. Как результат социальная изоляция детей и их семей, которая усугубляется материальными затруднениями и ощущением отсут-ствия перспектив для дальнейшего развития.
Существование всех вышеперечисленных проблем, демографическая и социально-экономическая ситуации подтверждают, что практичность и надобность выполнения работы, связана с организацией и с улучшением положения детей с ОВЗ, усовершенствования их качества жизни. На сего-дняшний день, дошкольные и школьные учреждения готовы подготовить и разобрать комплекс мероприятий, которые будут способствовать успеш-ной социализации детей в обществе, объединения их с учётом развития каждого ребёнка. На протяжении долгого времени одной из проблем обу-чения и развития детей с ОВЗ остаётся проблема оптимизации психо-коррекционной помощи им на первоначальной стадии школьного образо-вания.
Несформированность многих психических функций относительно возрастной нормы существенно препятствует процессу обучения детей с ОВЗ. Особенно сильно тормозится освоение учебной деятельности из-за отставания в развитии базовых сфер психики, связанных с процессом непосредственного познания — сенсорной, моторной и речевой. В этот пе-риод необходимо оказание младшим школьникам комплексной дифферен-цированной помощи, направленной на преодоление трудностей овладения социальными и познавательными компетентностями, что в конечном итоге будет способствовать более успешной их адаптации и интеграции в обще-ство.
Объект: Дети с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет: Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Цель: Изучить особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи:
1.Рассмотреть особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
2.Изучить особенности психического развития детей с разными типами нарушений;
3.Исследовать особенности младших школьников с ОВЗ.
Гипотеза: Мы считаем, что при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо предоставление особых условий: изменения сроков сдачи, формы выполнения задания, его организации, способов представления результатов, т.е., осуществление индивидуально-личностного и дифференцированного подходов.
Теоретико-методологическая база исследования: представлена науч-ными работами Л. И. Акатова, Б. С. Бондаренко, А. Р. Маллера, С. Я. Ру-бинштейна и др.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме иссле-дования.
2. Эмпирические методы: тестирование (методика «Лесенка» В.Г. Щур; тест Р. Кетелла – детский вариант).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть ис-пользованы студентами при подготовке к семинарским занятиям, а также написании докладов или рефератов по схожей тематике. Полученные ре-зультаты экспериментального исследования могут быть использованы пе-дагогами-психологами, учителями при организации работы с младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, описанная система работы с младшими школьниками с ОВЗ в условиях школы может служить ориентиром при сопровождении детей с ОВЗ в об-разовательном учреждении.
Структура работы: Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (15 наименований).
1.ОВЗ, понятие, классификация
Ребенок с ограниченными возможностями - ребенок с физическими и (или) психическими недостатками, имеющий ограничение жизнедеятельно-сти, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными за-болеваниями или последствиями травм. Из этих двух определений видно, что единственное различие между двумя этими определениями в том, что ребенок с ОВЗ имеет стойкое расстройство функций организма. В норма-тивно-правовой документации дети с ограниченными возможностями здо-ровья определяются как инвалиды и для признания их таковыми должны быть соответствующие основания. [8, с.31]
В Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Россий-ской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ называются три обязательных условия для признания гражданина инвалидом:
1. нарушение здоровья со стойким расстройством функций организ-ма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
2. ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата ли-цом способности или возможности осуществлять самообслуживание, само-стоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
3. необходимость осуществления мер социальной защиты граждани-на.
Следовательно, мы можем сделать вывод, что в некоторых случаях понятия ребенок с ограниченными возможностями и ребенок инвалид приравниваются. Для того чтобы признать ребенка с ограниченными воз-можностями, инвалидом, необходимо проведения медико-социальной экс-пертизы (МСЭ). МСЭ проводиться для комплексной оценки состояния здоровья ребенка. Для этого используются специальные критерии и клас-сификации, утвержденные Министерством здравоохранения и социального развития.
Министерством труда и социального развития РФ и Министерством здравоохранения утверждена классификация нарушений основных функ-ций организма человека:
1. Нарушения психических функций (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли).
2. Нарушения сенсорных функций (зрения, слуха, обоняния, осяза-ния).
3. Нарушения статодинамической функции.
4. Нарушения функций кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции. [3, с.50]
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит ха-рактер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в раз-витии и степень нарушения. Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, поздно-оглохшие);
2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
3) дети с нарушениями речи;
4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети);
5) дети с задержкой психо-речевого развития (ЗПР);
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
В зависимости от степени нарушения функций (с учетом их влияния на возможности социальной адаптации ребенка) у ребенка ограниченными возможностями определяется степень нарушения здоровья. Их четыре (степени):
1 степень утраты здоровья определяется при легком и умеренном нарушении функций, которые, согласно Инструкции, являются показате-лем к установлению инвалидности у ребенка, но, как правило, не приводят к необходимости определения у лиц старше 18 лет;
2 степень утраты здоровья устанавливается при наличии выражен-ных нарушений функций органов и систем, которые, несмотря на прове-денное лечение, ограничивают возможности социальной адаптации ребен-ка (соответствует 3 группе инвалидности у взрослых);
3 степень утраты здоровья соответствует 2 группе инвалидности у взрослого;
4 степень утраты здоровья определяется при резко выраженных нарушениях функций органов и систем, приводящих к социальной деза-даптации ребенка при условии необратимого характера поражения и не-эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий (соответствует 1 группе инвалидности у взрослого).
В следующей классификации основой которой является характер нарушения, недостатка, различают следующие категории лиц с ограни-ченными возможностями (Маллер 2005): глухие; слабослышащие; поздно-оглохшие; незрячие; слабовидящие; лица с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата; лица с нарушениями эмоционально-волевой сфе-ры; лица с нарушением интеллекта; дети с задержкой психического разви-тия (труднообучаемые); лица с тяжелыми нарушениями речи; лица со сложными недостатками развития. [15, с.82]
Нарушение, недостаток развития может возникнуть внезапно после несчастного случая, болезни, а может развиваться и усиливаться на про-тяжении длительного времени, например, вследствие воздействия неблаго-приятных факторов окружающей среды, вследствие длительно текущего хрониче
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акатов, Л. И. Психологические основы социальной реабилита-ции детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности / Л. И. Акатов. – Москва: Просвещение, 2004. – 276 с.
2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование для детей с ограни-ченными возможностями здоровья // Современные образовательные тех-нологии в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоро-вья: монография / Н. В. Новикова, Л. А. Казакова, С. В. Алехина; под об-щей редакцией Н. В. Лалетина; Сибирский Федеральный университет, Красноярск гос. пед. ун–т им. В.П. Астафьева. – Красноярск, 2013. – С. 71 - 95.
3. Большакова, Ю. В. Психолого-педагогические особенности со-провождения детей с ограниченными возможностями здоровья в инклю-зивном образовательном пространстве / Ю. В. Большакова. – Москва: Пе-дагогика, 2002. – 349 с.
4. Бондаренко, Б. С. Комплексная реабилитация детей с ограни-ченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: мето-дические рекомендации / Б. С. Бондаренко. – Москва: Владос, 2009. – 300 с.
5. Егоров, П. Р. Теоретические подходы к инклюзивному образо-ванию людей с особыми образовательными потребностями / П. Р. Егоров // Теория и практика общественного развития. – 2012. – № 3. – С. 35-39.
6. Зайцева, И. А. Коррекционная педагогика / Под ред. В. С. Ку-кушина, И. А. Зайцевой. Изд–е 2-е, перераб. И доп. – Москва: ИКЦ “МарТ”; Ростов–на–Дону: Издательский центр “МарТ”, 2009. – 352 с.
7. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, рабо-тающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
8. Киселева, Н. А. Психологическое изучение детей с отклонения-ми в развитий / Н. А. Киселева, И. Ю. Левченко. – Москва: Коррекционная педагогика, 2005. – 210 с.
8. Крыжановская Л.М. Психологическая коррекция в условиях инклюзивного образования: пособие для психологов и педагогов / Л.М. Крыжановская. – М.:Гуманитарный изд. Центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.
9. Маллер, А. Р. Ребенок с ограниченными возможностями / А. Р. Маллер. – Москва: Педагогика – Пресс, 2006. – 284 с.
10. Малофеев, Н. Н. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев // Российская академия образования. – Москва, 2008.
11. . Методика «Лесенка» автор В. Г. Щур. [Электронный ресурс] / 50 Инфоурок/ Режим доступа: https://infourok.ru/metodika_lesenka_avtor_v.g.schur374167.htm 41.
12. Петрова, Н. В. Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья через воспитание дружеских взаимоотношений во 49 время игр / Н. В. Петрова // Вопросы дошкольной педагогики. — 2015. — № 3. — С. 48-51.
13. Пособие по технологии работы с детьми с ограниченными воз-можностями здоровья / под ред. Гусляковой Л. Г. – Москва: Социальное здоровье России, 2007. – 210 с.
14. Соколова, Н. Д. Дети с ограниченными возможностями: про-блемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании / Н. Д. Соко-лова, Л. В. Калиникова. – Москва: 2005. – 180 с.
15. Солодянкина, О. В. Воспитание ребенка с ограниченными воз-можностями здоровья в семье / О. В. Солодянкина. – Москва: АРКТИ, 2007. – 80 с.
16. Сорокин, В. М. Специальная психология / В. М. Сорокин.– Санкт-Петербург: Речь, 2003. – 216 с.
17. Староверова, М. С. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова. — Москва: Владос, 2011. — 167 с.
18. Тест Кеттелла, детский вариант. Адаптирован Э.М.Александровской. 12 ФЛО-120. [Электронный ресурс] / Все тесты / Режим доступа: http://vsetesti.ru/360/
19. Усанова О.Н. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие для вузов / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2008. – 400 с
20. Шаповал И.А. Специальная психология [Текст] : учеб.пособие / И.А. Шаповал. – М.: ТЦ Сфера, 2010. – 224 с.