Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что тематика преодоления заикания у детей дошкольного возраста становится актуальной. Логопеды и психологи утверждают, что с проблемой необходимо начинать бороться как можно раньше. Кроме этого в практике описаны случаи, когда заикание возвращалось к человеку во взрослом возрасте после длительного периода отсутствия.
Только сегодня современная педагогика начала понимать важность темпо-ритмического строя речи ребенка. Ранее логопеды скорее старались нивелировать проблему заикания путем постановки дыхания и постановки акцента на скорости речи.
Предполагалось, что правильно дышащий ребенок освоит технологию разговора на выдохе, и таким образом будет тянуть слог. Выдувая его из своего горла.
Так же быстрый темп речи позволит человеку выговаривать накопленную информацию. В этом случае он буде стремиться донести свои знания до собеседника. Что бы это сделать он будет стремиться говорить четче и правильно ставить язык, зубы и напрягать весь речевой аппарат.
Таким образом, планировалось преодолеть заикание. Однако без темпо-ритмического строя речи заикание возвращалось. Причем довольно часто это происходило не во взрослом возрасте, а еще в школьные годы.
Все достижения логопедов ломало психо-эмоциональное состояние ребенка, его переживания, стрессы и проблемы с организацией речи у ребенка. Это подвигло педагогов искать новые пути работы с заиканием.
Сегодня педагоги-логопеды учат детей не только рисовать, играть и другими способами выражать эмоции. Главное – это что сегодня ребенку закладывается умение слышать темп, подражать темпу и варьировать темп речи в зависимости от ситуации.
Мозг ребенка будет занят произнесением речи и скоростью этой речи, а не проблемами произнесения звука «га» или «ту». В результате проблема заикания сама проходит за чет работы дошкольника.
Цель исследования – рассмотреть теоретические аспекты проблемы формирования темпо-ритмической организации речи у дошкольников с заиканием с использованием цифровых технологий.
Объект исследования – темпо-ретмическая организация речи.
Предмет исследования – формирование темпо-ритмической организации речи у дошкольников с заиканием с использованием цифровых технологий
Задачи исследования:
1. Дать характеристику понятийному аппарату проблемы.
2. Дать характеристику особенностям формирования темпо-ретмической организации речи у детей.
3. Дать характеристику особенностям формирования темпо-ретмической организации речи у заикающихся детей.
4. Дать характеристику методам формирования темпо-ретмической организации речи у детей.
5. Дать характеристику методам формирования темпо-ретмической организации речи у заикающихся детей.
6. Сделать выводы по итогам исследования.
Глава 1. Состояние темпо-ритмической организации речи у дошкольников с заиканием
1.1. Понятийный аппарат проблемы
Заикание – это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата [3, с.248].
Темп речи – это скорость речи во времени, ее ускорение или замедление, определяющее степень артикуляционного напряжения и слуховую отчетливость. Темп относится к просодической стороне речи. Оно может быть быстрым, медленным, прерывистым [5, с.8].
Нарушения темпо-ритмической стороны речи могут носить бессудорожный характер (брадилалия, тахилалия) и судорожный характер (заикание).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
2. Арутюнян, Л.З. Как лечить заикание: Методика устойчивой нормализации речи. М.: Эребус, 1993. -160 с.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. – М.: Астрель, 2007. - 224 с.
4. Байбульдина В.Д., Пименова И.Б. Особенности формирования темпоритмической стороны речи у детей дошкольного возраста с заиканием // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017031208 (дата обращения: 03.03.2022 )
5. Белякова, Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. - М.: Педагогика, 1998. - 304 с.
6. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии: Учебник для студентов вузов. – М.: В.Секачев, 2016. - 263 с.
7. Власова, Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду / практика по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997. – 240 с.
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М.: Детство-Пресс, 2004. - 470 с.
9. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 304 с.
10. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования / О.Е. Грибова. – М.: Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
11. Громова, О.Е. Методика формирования начального детского лексикона: / О.Е. Громова. – М.: ТЦ Сфера, 2003. - 176 с.
12. Жинкин Н.И. Психолингвистика. Избранные труды. - Москва: Лабиринт, 2009. - 287 с.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2005. - 238 с.
14. Жулина, Е.В. , Минеева Е.Д. Методики коррекции темпо-ритмической стороны речи дошкольников с заиканием // Современные научные исследования и разработки. - 2016. - №4. - 28-31 с.
15. Калинина И.А., Реутова А.А. Изучение темпо-ритмической организации речи у дошкольников с дизартрией // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. № 2 (46) 2020 – Электронная библиотека КиберЛенинка – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tempo-ritmicheskoy-organizatsii-rechi-u-doshkolnikov-s-dizartriey (точка доступа 04.03.2022).
16. Ларина Е.А. К вопросу о формировании темпо-ритмической организации речи у дошкольников со стертой дизартрией. Pedagogical Journal. 2018, Vol. 8. Is. 5A
17. Митякова, Н.П. , Гарбузова Н.В. Формирование темпо-ритмической стороны речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи средствами логоритмики // Актуальные вопросы образования в XXI веке. - 2017. - С. 165-168.
18. Назарова Е.И. Коррекция темпо-ритмической организации речи у детей среднего дошкольного возраста с заиканием. // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000064 (дата обращения: 04.03.2022 ).
19. Рау Е.Ю., Чайкина А.С. Особенности темпо-ритмической организации речи в структуре коммуникации заикающихся дошкольников.// Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. 2019. №4 (апрель). ART 2718. URL: http://emissia.org/offline/2019/2718.htm
20. Рау, Ф.Ф. Устная речь глухих. – М.: Педагогика , 1974. - 191 с.
21. Рау, Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Устное слово. Методическое пособие. М.: Советский спорт, 2004. - 120 с.
22. Трошкина Е.С. Особенности темпо-ритмической организации речи детей раннего возраста с отклонениями в овладении речью // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2017/article/2017039658 (дата обращения: 05.03.2022 ).
23. Филатова Ю.О. Психолого-педагогические основы логопедической ритмики [Текст] Ю.О. Филатова // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. — 2011. — № 1. — Т. 3. Педагогика. — С. 99–111.
24. Филатова Ю.О. Ритм речи и движений у детей: теоретические и прикладные проблемы логопедии: Монография / Ю.О. Филатова. — М.: МПГУ, 2012. — 218 с.
25. Филатова, Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи: дис. ... канд. пед. наук [Текст] / Ю.О. Филатова. – М., 2014. – 310 с.
26. Филачева, Т.Б. Основы логопедии. - Москва: Просвещение, 2007. - 107 с.
27. Хватцев, М.Е. Логопедия. Книга для преподавателей и студентов. В двух книгах. Книга 1 / М.Е. Хватцев ; под ред. Р.И. Лалаевой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
28. Чиркина, Г.В. Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / под ред. Г. В. Чиркиной. – М.: АРКТИ, 2003. – 239 с.
29. Шереметьева, Е.В. Предупреждение отклонений речевого развития у детей раннего возраста [Текст] / Е.В. Шереметьева. – М.: Национальный книжный центр, 2012. – 168 с.
30. Южакова, М.Э. Коррекция нарушений темпо-ритмической стороны речи дошкольников / М.Э. Южакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 346-349. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27695/ (дата обращения: 06.03.2022).