Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы: Российская модель построения института местного самоуправления основана на независимости органов местного самоуправления от государственной власти. Но государственная власть охватывает все сферы жизни общества, поэтому функционирование органов местного самоуправления не обходится без её влияния. Чтобы не нарушать принципы, закрепленные в конституции, чтобы две вести власти не вредили друг другу, а действовали сообща в интересах общества, государству необходимо иметь четкую, грамотно выстроенную систему взаимодействия государственной власти и местного самоуправления.
Исследование любого правового института необходимо начинать с основополагающего фактора, а именно понятийного аппарата правового явления. Таким образом, в первую очередь необходимо рассмотреть, что представляется собой муниципальное управление, с целью понимания его сущности. Следует отметить, что на законодательном уровне определение термина «муниципальное управление» отсутствует, вследствие чего затрудняется понимание сущности муниципального управления, а также приводит к наличию в науке права различных точек зрения на этот счет.
В начале 90-х годов XX века несколько изменились подходы к пониманию муниципального управления, его места и роли в механизме государственной власти России. Одновременно Конституция РФ, закрепившая принцип разделения властей, вводит в политико-правовую сферу новое понятие – «исполнительная власть». В этой связи в административно-правовой науке стала использоваться новая категория – «исполнительная власть».
Степень проработанности темы: В данной работе были использованы труды исследователей, занимающихся изучением вопросов функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, а также вопросов их взаимодействия. Это работы ученых Хомелевой Р.А., Макаренко Н.В, Султанова Е.Б., Пешина Н.Л., Виссарова А.В. Необходимо отметить, что несмотря на обилие трудов в области вопросов местного самоуправления, конкретно вопросам наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями уделено недостаточное внимание. Именно поэтому в данной работе делается упор на изучение данной темы.
Цель исследования: Разработать предложения по совершенствованию системы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Для достижения цели необходимо выполнить задачи:
1. Обозначить место и роль институтов местного самоуправления в жизни современного общества.
2. Проанализировать основные нормативно-правовые акты, закрепляющие правовые основы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
3. Проанализировать способы, модели и механизмы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Объект исследования: органы местного самоуправления в Российской Федерации.
Предмет исследования: Правовые, теоретические, институциональные основы взаимодействия органов государственной власти с органами местного самоуправления; нормативно-правовые акты, регулирующие систему данного взаимодействия; деятельность органов местного самоуправления; способы их взаимодействия с органами государственной власти.
В работе были использованы классические методы исследования: синтез, анализ, обобщение.
Курсовая включает две самостоятельные части, разделенные на параграфы, а также введение, заключение, список использованных источников.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
1.1 Природа муниципальных властей
Для начала необходимо определить общее понятие термина «власть».
Власть — это способность индивида или социальной группы воздействовать на поведение других в соответствии со своими целями или желаниями.
Существуют также другие трактовки понятия власть [9]:
1. Телеологический подход (рассмотрение сущности власти с точки зрения цели) утверждает, что власть — это способность достигать поставленных целей, запланированных результатов.
2. Бихевиористский подход утверждает, что власть — специфический тип поведенческой деятельности, при котором одна группа индивидов доминирует над другой.
3. В контексте психологического подхода к трактовке понятия «власть» власть рассматривается с позиции внутренней мотивации человека.
4. Системный подход утверждает, что власть — способность элементов определенной системы обеспечивать исполнение возложенных на них обязательств в целях реализации коллективных целей системы, опираясь на признанные властные полномочия
5. Структурно-функциональный подход утверждает, что власть — это особое свойство социальной организации, способ самоорганизации социальных структур, опирающийся на принципе разделения функций управления и исполнения.
История развития государственности определила главенствующую роль государства в правотворчестве. Однако на сегодняшний день о местном самоуправлении можно говорить, как о самостоятельном и независимом от государства уровне публичной власти, о механизме самоорганизации граждан на местном уровне. Это позволяет органам местного самоуправления быть отделенными от государственных органов и не включаться в их систему. Соответственно, надо исследовать понятие правотворчества с позиции субъектов, принимающих непосредственное участие в этом процессе.
Другая сторона мнений о правотворчестве связана с тем, что помимо государственных органов и их должностных лиц, в этом процессе принимает участие также народ, его различные объединения, в том числе органы местного самоуправления, то есть акцент в этих убеждениях делается на субъектный состав правотворчества как такового.
Основы конституционного строя наряду с действующим законодательством имеют существенное значение при определении правотворчества. Государство всегда будет считаться главным двигателем, запускающим формирование правовых норм, однако, учитывая особенности общественных отношений, развивающихся в современных условиях, стоит отметить, что при определенных обстоятельствах субъектами, принимающими непосредственное участие в процессе правотворчества, могут выступать как граждане (референдум), так и органы, а также должностные лица местного самоуправления в рамках обозначенной компетенции.
В зависимости от степени индустриализации власть можно классифицировать на власть правительственную, региональную, школьную и др.
В зависимости от субъекта власти власть может быть классовая, партийная, народная, президентская, государственная, профсоюзная и др.
В зависимости от режима правления, в котором действуют властные структуры, власть можно классифицировать на демократическую, авторитарную, деспотическую, тоталитарную, либеральную и др.
По правовому признаку власть можно разделить на законную/незаконную, легальную/нелегальную.
По количеству субъектов, которые принимают решения, власть может делиться на коллегиальную власть (например, власть общественная, классовая, партийная) и на единоличную власть (например, власть монарха).
По сферам воздействия власть можно разделить на экономическую, политическую, информационную власть, идеологическую, духовную и др.
Согласно принципу разделения властей, выделяют законодательную, исполнительную, судебную ветви власти (в соответствии с конституционным устройством определенного государства, наряду с указанными ветвями власти могут быть отдельно выделены такие ветви власти, как президентская, муниципальная и др.
В зависимости от территории, в пределах которой действует государственная власть, выделяют федеральную (центральную), региональную, осуществляемую на территории субъекта федерации, местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием.
Местное самоуправление (МСУ) — особая форма волеизъявления народа по вопросам местного значения. Свою волю население определенной территории может высказывать как самостоятельно, так и посредством специализированных представителей (органов государственной власти) [19].
Принципы организации МСУ можно разделить на общие и специальные. К общим принципам относятся такие принципы, как [15]:
1. Верховенство Конституции РФ, федеральных законов.
2. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
3. Наделение органов муниципальной власти необходимыми полномочиями.
4. Многообразие форм осуществления МСУ.
5. Законность, соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
6. Гласность осуществления местного самоуправления. Данный принцип означает, что органы и должностные лица местного самоуправления обязаны осуществлять свою деятельность открыто и предоставлять гражданам доступ к информации об этой деятельности и к документам и материалам, формируемым в ходе осуществления местного самоуправления.
7. Предоставление МСУ необходимых ресурсов, которые ему необходимы для качественного исполнения возложенных на него обязанностей по решению вопросов местного значения.
К специальным принципам местного самоуправления относятся такие принципы, как:
1. Возмещение финансовых потерь, которые понесли органы МСУ, в результате решений и деятельности органов государственной власти.
2. Взимание платы за пользование на территории власти органа местного самоуправления природными ресурсами и т. д.
Все принципы местного самоуправления можно разделить на 4 группы [8], совокупность которых характеризует природу местного самоуправления в соответствии с закономерностями развития российского общества (рисунок 1.1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения 01.03.2022).
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.03.2018) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/aa8e0893f28ab9d82f0bd76c8573b8dd2afb02e2/ (дата обращения: 01.03.2022).
3. Европейская хартия местного самоуправления: Принята Советом Европы 15 октября 1985 года // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_20361/ (дата обращения: 01.03.2022).
4. Устав Санкт-Петербурга (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 14 января 1998 года) (с изменениями и дополнениями от 3 декабря 2017 года) // URL: http://www.assembly.spb.ru/ndoc/doc/0/8308279 (дата обращения: 01.03.2022).
5. Закон Санкт-Петербурга от 15 февраля 2000 г. № 53-8 «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 2 февраля 2000 года) (с изменениями и дополнениями от 30.01.2018) // URL: http://base.garant.ru/7959447/ (дата обращения: 01.03.2022).
6. Закон Санкт-Петербурга от 7 февраля 2008 г. № 3-6 «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга отдельным государственным полномочием Санкт-Петербурга по определению должностных лиц местного самоуправления, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и составлению протоколов об административных правонарушениях» (Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 16 января 2008 года) (с изменениями и дополнениями от 14.04.2017) // URL: http://base.garant.ru/35321162// (дата обращения: 01.03.2022).
7. Закон Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» (Принят Законодательным собранием Санкт-Петербурга 23 сентября 2009 года) (с изменениями и дополнениями от 19.12.2016 № 002/16-П) // URL: http://base.garant.ru/35332901/ (дата обращения: 01.03.2022).
8. Постановление Правительства СПб от 23.12.2011 г. № 1753 О Порядке межведомственного информационного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга и органами местного самоуправления в Санкт-Петербурге, а также услуг государственных учреждений, подведомственных исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, и других организаций, в которых размещается государственное задание (заказ) (с изменениями на 23 сентября 2015 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/537909228 (дата обращения: 01.03.2022).
9. Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 7 сентября 2015 г. № 61-пг «О мониторинге социального и экономического развития внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга и оценке эффективности деятельности ОМСУ» (с изменениями на 19 декабря 2017 года) // URL: http://docs.cntd.ru/document/822405172 (дата обращения: 01.03.2022).
10. Васильев А.А. Муниципальное управление и местное самоупр.: Сл. / А.А. Васильев. – М.: Инфра-М, 2019. – 256 c.
11. Гимазова Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова ; под общей редакцией Н. А. Омельченко. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 453 с.
12. Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий / В.В. Иванов, А.Н. Коробова. – М.: Инфра-М, 2018. – 222 c.
13. Кормишкина Л.А. Государственное и муниципальное управление: итоговая государственная аттестация студентов: Учебное пособие / Л.А. Кормишкина, А.Р. Еремин, Е.Г. Коваленко. – М.: Инфра-М, 2018. – 416 c.
14. Липски С.А. Государственное (муниципальное) управление и государственная служба / С.А. Липски. - М.: Русайнс, 2018. - 112 c.
15. Мельков С.А. Государственное и муниципальное управление. Введение в специальность. Конспект лекций: Учебное пособие / С.А. Мельков, А.Н. Перенджиев, О.Н. Забузов. – М.: КноРус, 2018. – 294 c.
16. Местное самоуправление : учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.] ; под редакцией Н. С. Бондаря. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 386 с.
17. Парахина В.Н. Муниципальное управление / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Панькова. - М.: КноРус, 2018. – 544 c.
18. Сёмкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы iii международной научно-практической конференции. Том 1 / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2018. – 172 c.
19. Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: вызовы и приоритеты: материалы III международной научно-практической конференции. Том 2. / О.С. Сёмкина. - М.: Русайнс, 2019. – 189 c.
20. Яновский В.В. Государственное и муниципальное управление. введение в специальность (для бакалавров) / В.В. Яновский, С.А. Кирсанов. - М.: КноРус, 2018. – 352 c.
21. Алиева Г.Ш. Проблемы организации местного самоуправления и его взаимодействия с центральной государственной властью / Г.Ш. Алиева // Аллея науки. 2018. Т. 2. № 2 (18). С. 573 – 575.
22. Бейдина Т.Е. Делегирование государственных полномочий органам местного самоуправления как теоретическая и практическая политическая проблема / Т.Е. Бейдина // Вестник Забайкальского государственного университета. 2018. Т. 24. № 2. С. 39 –46.
23. Большаков С. Н. Организационные структуры муниципального управления и их совершенствование / С. Н. Большаков, О. Л. Ким, М. И. Чекалев // Экономика и политика. – 2020. – № 1(15). – С. 16 – 22.
24. Божиган В.С. Деятельность органов местного самоуправления в сфере обеспечения благосостояния населения / В.С. Божиган // Наука в современном мире: приоритеты развития. 2018. Т. 2. № 1 (4). С. 45 – 46
25. Виссаров А. В., Кудрявцев А. М. Общие принципы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления // Марийский юридический вестник. 2017. № 15 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-printsipy-vzaimodeystviya-organov-gosudarstvennoy-vlasti-i-organov-mestnogo-samoupravleniya-respubliki-mariy-el (дата обращения 01.03.2022).
26. Дзина М. А. Совершенствование механизма управления муниципальным образованием / М. А. Дзина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 1(114). – С. 512 – 517.
27. Макарейко Н.В., Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал / 2017 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-vlast-ponyatie-i-priznaki (дата обращения 01.03.2022).
28. Набиуллин И.И. Понятие и своеобразие местного самоуправления / И.И. Набиуллин // Аллея науки. 2018. Т. 1. № 2 (18). С. 667 – 671.
29. Олейникова О.И. Организационная структура органов местного самоуправления: правовой, организационный и управленческий аспекты / О.И. Олейникова // Юридический факт. 2018. № 24. С. 14 – 22.
30. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России: проблемы развития конституционно-правовой модели. — М.: Статут, 2017. 454 с.
31. Рябова Т.М. Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления / Т.М. Рябова // Материалы Ивановских чтений. 2018. № 1 – 1 (18). С. 113 – 117.
32. Якушкина В.А. Роль местного самоуправления в обществе / В.А. Якушкина // Академическая публицистика. 2018. № 1. С. 121 – 126.