Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что современная система обучения и воспитания построена на основании выраженной направленности на межкультурные коммуникации и международные связи.
Многие программы школ и лицеев включают в себя специальные блоки, которые связаны с формированием межкультурных и лингвострановедческих компетенций, необходимых для того, чтобы выпускники школы ориентировались в вопросах общения с представителями других национальностей, знали различные иностранные языки, а также культуру и историю других стран.
Развитие лингвострановедческой компетенции детей школьного возраста на любом этапе обучения – это важная задача для образовательных учреждений, поскольку наличие представления о культуре и особенностях менталитета других стран, географических объектах и исторических памятниках, которые характеризуют многие этносы, живущие на планете Земля, являются важной составляющей общей культуры личности школьника, развивают его способность к различным мыслительным операциям – анализу, сравнению, обобщению, классификации и т.д.
Художественная литература является одним из самых многогранных и интересных источников лингвострановедческой информации. Именно посредством прочтения различных произведения зарубежной литературы мы узнаем про быт и культуру разных стран через придуманный автором сюжет, который по ходу произведения всегда обрастает бытовыми и специфическими для конкретной национальности деталями, через которые читатель может прочувствовать традиции страны и нации.
Степень изученности проблемы. Вопросами формирования лингвострановедческой компетенции у школьников занимались такие ученые как Ю.И. Винникова, А.М. Иванова, В.А. Коновалова, С.В. Мариненко, А.А. Николаева, П.А. Пушкова и многие другие. Однако практически отсутствуют авторитетные источники, посвященные использованию художественной литературы как средства развития лингвострановедческой компетенции у школьников.
Цель исследования – разработать и апробировать методику развития лингвострановедческой компетенции учащихся основной школы на основе современной детской литературы.
Объект исследования – лингвострановедческие компетенции учащихся основной школы.
Предмет исследования – развитие лингвострановедческой компетенции учащихся основной школы на основе современной испанской детской литературы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и структурные элементы лингвострановедческой компетенции.
2. Определить принципы развития лингвострановедческой компетенции в средней школе.
3. Выявить роль литературных произведений в процессе формирования лингвострановедческой компетенции у учащихся средней школы.
4. Оценить уровень знаний школьников об Испании.
5. Разработать программу развития знаний школьников об Испании на основе изучения современной испанской детской литературы.
6. Проанализировать эффективность программы развития знаний школьников об Испании на основе изучения современной испанской детской литературы.
7. Дать практические рекомендации учителям русского языка и литературы по выработке наиболее эффективных методов работы с литературным материалом для повышения лингвострановедческой компетенции у учащихся средней школы.
База исследования: ГБОУ «Школа № 1» города Москва, 7-е классы.
Гипотеза исследования: разработанная программа, созданная на основе изучения современной испанской детской литературы, является эффективной для развития знаний школьников об Испании (лингвострановедческой компетенции).
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, сравнительный, обобщение, классификация, хронологический, моделирование, тестирование, эксперимент, методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научных источников, посвященных организации развития лингвострановедческой компетенции у учащихся средней школы. Найденные в научной литературе и проанализированные данные могут быть полезны для проведения дальнейших исследований в данном направлении.
Практическая значимость исследования обусловлена разработкой теста-опросника для выявления уровня развития лингвострановедческой компетенции, а также специальной программы развития данного показателя посредством изучения современной детской литературы интересующей страны.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Во введении к курсовой работе раскрывается актуальность и степень изученности проблемы, теоретическая и практическая значимость исследования, выделяются и характеризуются цель, задачи, объект, предмет, гипотеза, методы, база и структура исследования.
Первая глава посвящена рассмотрению теоретическим аспектам развития лингвострановедческой компетенции школьников на основе изучения современной детской литературы, в частности, изучению понятия и структурных компонентов лингвострановедческой компетенции, принципам ее развития в средней школе, а также роли уроков литературы и внеурочной деятельности, организованной в рамках этой учебной дисциплины в формировании знаний и представлений о чужой стране.
Во второй главе проведено экспериментальное исследование эффективности разработанной программы, основанной на современной испанской детской литературы, для повышения лингвострановедческой компетенции школьников в отношении представлений об Испании.
В заключении представлены выводы по результатам проведенной теоретической и практической работы.
Список литературы представлен статьями и монографиями, посвященными теме исследования – развитию лингвострановедческой компетенции школьников на основе изучения современной детской литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОСТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. Понятие и структурные элементы лингвострановедческой компетенции
Лингвострановедение в современной системе образования представляет собой область методики, связанную с исследованием путей и способов ознакомления учащихся с действительностью различных стран и посредством их языка и изучения особенностей культуры той или иной страны и нации .
Лингвострановедение нацелено на повышение эффективности обучения путем формирования лингвострановедческой компетенции, под которой понимается вся совокупность знаний о стране изучаемого языка, то есть о ее исторических, географических и национальных особенностях, об образе жизни и традициях ее народа.
Лингвострановедческая компетенция является неотъемлемой частью коммуникативной компетенции, так как обеспечивает коммуникацию на уровне идентификации понятий, ассоциаций и образов, возникающих у людей в процессе общения .
Лингвострановедческая компетенция представляет собой систему национально кодифицированных фоновых знаний, обеспечивающих адекватную коммуникацию с носителями языка.
В рамках лингвострановедческой компетенции у учащихся складывается представление о национальных обычаях, традициях, реалиях других стран и регионов, способность извлекать из единиц языка страноведческую и культуроведческую информацию и пользоваться ею, добиваясь полноценной коммуникации .
Отсутствие или недостаточная сформированность лингвострановедческой и лингвокультурологической компетенций может стать причиной дискоммуникации.
В современной методике преподавания различных предметов эффективность обучения связывают с формированием лингвострановедческой компетенции, а также с формированием у обучающихся установок толерантного общения и учета регионального компонента в процессе межкультурной коммуникации, что представляется особенно важным для процесса обучения учащихся в условиях погружения в процесс изучения межкультурной коммуникации, языка, истории и культуры других стран .
На современном этапе развития методической науки отмечается интерес к функционально-прагматической стороне языковых явлений, что обусловливает поиск новых путей в обучении, основанном на осмыслении не только функционально-стилевых особенностей языковых средств, но и на осознании их связи с речевой деятельностью представителей других национальностей .
В рамках этого направления развивается отдельный аспект лингвострановедения – концепция обучения культуры других стран с учетом регионального компонента. Под региональным компонентом подразумевается комплекс лингвострановедеческой информации, связанный с локальным регионом, который представляет интерес для учащихся в рамках образовательной программы или программы организации внеурочной деятельности .
Лингвострановедческий материал такого характера составляет необходимую часть содержания обучения. Он отбирается, исходя из ситуаций общения в конкретном регионе и представляет в обучении неязыковую действительность, необходимую для речевого общения .
Именно поэтому при изучении различных предметов, куда включены лингвострановедческие компетенции, учащийся знакомится не только с культурой, историей, социокультурными традициями страны изучаемого языка, с особенностями национального видения мира другим народами, но и с культурно-историческими особенностями конкретного региона .
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Архангельская, А.С., Сизова, Н.В., Скиданов, Е.А. Теория и практика межкультурных коммуникаций: учебное пособие / А.С. Архангельская, Н.В. Сизова, Е.А. Скиданов. – Липецк: Адамант, 2019. – 450 с.
2. Атаманова И.С., Татищева, О.С., Хренникова, Ю.М. Современные научные подходы к организации уроков и внеурочных занятий по литературе в средней школе: основные методологические аспекты, функции и задачи / И.М. Архангельская, О.С. Татищева, Ю.М. Хренникова // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 4. Педагогические технологии. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2021. – С. 104–115.
3. Винникова, Ю.И., Тимьянова, А.В., Куриленко, О.В. Методологические аспекты формирования лингвострановедческой компетенции школьников в процессе обучения истории и литературе / Ю.И. Винникова, А.В. Тимьянова, О.В. Куриленко // Вестник Кубанского федерального университета. – 2021. – № 10. – С. 40–54.
4. Гамаюнова, О.В., Леонтьев, О.В., Шиловская, Е.С. Художественная литература как пространство для формирования личностных качеств и учебных компетенций школьников: теория и методология вопроса / О.В. Гамаюнова, О.В. Леонтьев, Е.С. Шиловская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы и вопросы современного литературоведения: теория и практика». – Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. – С. 33–46.
5. Гранникова, Ю.В., Москвин, П.М., Харченко, С.С. Влияние художественной литературы на воспитание нравственности и навыков взаимопонимания у школьников в процессе обучения и реализации программ внеурочной работы / Ю.В. Гранникова, П.М. Москвин, С.С. Харченко // Педагогические технологии в России в XXI веке. Сборник статей. Вып. 6. – Липецк: Издательство Липецкого государственного педагогического университета, 2018. – С. 100–107.
6. Иванова, А.М., Пилипенко, О.С., Елисеева, Н.В. Региональный страноведческий аспект изучения истории и культуры страны: теория и методология / А.М. Иванова, О.С. Пилипенко, Н.В. Елисеева // Сборник статей Астраханского государственного университета. Вып. 3. Межкультурные коммуникации. – Астрахань: Издательство Астраханского государственного университета, 2021. – С. 104–120.
7. Коноваленко, Е.И., Бранникова, Г.В., Сумская, Е.Н. Формирование лингвострановедческой компетенции и этнической толерантности учащихся средней школы посредством изучения зарубежной художественной литературы / Е.И. Коноваленко, Г.В. Бранникова, Е.Н. Сумская // Современные образовательные технологии. – 2022. – № 2. – С. 15–26.
8. Коновалова, В.А., Бурунова, С.И. Лингвострановедческие компетенции в контексте изучения предметов гуманитарного цикла в общеобразовательной школе / В.А. Коновалова, С.И. Бурунова // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения межкультурной коммуникации». – Пермь: Пермский государственный университет, 2020. – С. 50–62.
9. Лаевская, И.М., Фирсова, М.И., Торбенко, В.А. Принципы и формы обучения школьников анализу этнических и культурологических особенностей разных страны в контексте занятий по литературе / И.М. Лаевская, М.И. Фирсова, В.А. Торбенко // Сборник статей Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина. Вып. 1. Педагогика. – Казань: Издательство Казанского государственного университета им. В.И. Ульянова-Ленина, 2017. – С. 108–120.
10. Левина, Е.Р. Психология восприятия художественной литературы: Учебное пособие / Е.Р. Левина. – М.: Издательство Московского государственного института культуры, 1989. – 288 с.
11. Мариненко, С.В., Буранова, Е.Л. Межкультурные коммуникации и сложности формирования страноведческих компетенций у школьников / С.В. Мариненко, Е.Л. Буранова // Педагогический вестник. – 2018. – № 7. – С. 64–72.
12. Николаева, А.А. Теория межкультурной коммуникации: методология и проблемные вопросы / А.А. Николаева. – Мурманск: Смена, 2019. – 390 с.
13. Пушкова, П.А. Межкультурная коммуникация и принципы формирования лингвострановедческой компетенции в условиях средней школы / П.А. Пушкова // Вестник педагогики. – 2022. – № 1. – С. 33–46.
14. Финагентов, А.Ю., Масленникова, Ю.С., Пирогова, А.И. Основные принципы организации литературного развития школьников в рамках формирования и развития лингвострановедческой компетенции: проблемы и перспективы педагогической работы / А.Ю. Финагентов, Ю.С. Масленникова, А.И. Пирогова // Вестник Мурманского педагогического института. – 2019. – № 10. – С. 90–103.
15. Харитонова, М.С., Червоненко, И.А., Благостная, Ю.С. Литературное развитие школьников как основа формирования нравственности и толерантности (социальной и этнической): методологические основы исследования / М.С. Харитонова, И.А. Червоненко, Ю.С. Благостная // Сборник статей Омского государственного университета. Вып. 1. Педагогика. – Омск: Издательство Омского государственного университета, 2022. – С. 57–70.
16. Чурикова, А.П., Олонецкая, Я.В., Хрусталева, И.А. Методологические основы формирования лингвострановедческой компетенции у школьников в процессе обучения гуманитарным предметам в средней школе / А.П. Чурикова, Я.В. Олонецкая, И.А. Хрусталева // Вестник Тамбовского государственного университета. – 2021. – № 4. – С. 135–148.
17. Шевердяева, М.В., Пучков, И.Н. Литературное чтение в средней школе: теория и методика / М.В. Шевердяева, И.Н. Пучков. – Астрахань: Средняя школа, 2017. – 387 с.
18. Шестакова, А.Н. Проблема анализа литературных произведений в системе формирования толерантного сознания школьников / А.Н. Шестакова // Институт художественного образования и культурологи Российской академии образования. Официальный сайт. – [Электронный ресурс] http://www.art-education.ru/electronic-journal/problema-analiza-sovremennyh-literaturnyh-proizvedeniy-v-sisteme-formirovaniya (Дата обращения: 10.03.2022).
19. Яковлева, А.П., Мустинова, Е.Н., Хромченко, В.А. Принципы организации учебных занятий по формированию навыка межкультурной коммуникации в условиях общеобразовательной школы на современном этапе: методология и практика / А.П. Яковлева, Е.Н. Мустинова, В.А. Хромченко // Материалы международной научно-практической конференции «Современная педагогика в межкультурном пространстве». – Калининград: Балтийский федеральный университет им. И. Канта, 2022. – С. 66–80.