Фрагмент для ознакомления
2
Значение русского языка в наше время огромно. Русский язык входит в круг мировых языков и, соответственно, является средством межнационального общения. Совершенно естественно, что в современной школе особенно остро стоит задача изучения русского языка, повышение культуры речи, пропаганды лингвистических знаний в школе.
Непосредственно в школе дети начинают осваивать общепринятые нормы устного и письменного литературного языка, учатся применять языковые средства в различных условиях общения. Роль учителя заключается в том, что он должен помочь детям осмыслить требования и нормы языковой культуры, научить младших школьников самостоятельно формулировать мысли, следить за точностью, правильностью, разнообразием и выразительностью языковых средств. Вопросу развития речевой деятельности обучающихся всегда уделялось большое внимание. Великие мыслители-гуманисты, просветители, педагоги XVIII – XIX веков: Ж. Ж. Руссо, М. В. Ломоносов, В. Г. Белинский, Я. А. Коменский, А. Н. Радищев, К. Д. Ушинский – в своих трудах рассматривали такие проблемы как: роль речи в развитии ребенка, значимость упражнений в формировании правильной речи детей.
Понятие речевой культуры впервые в отечественной психологии ввел Л. С. Выготский. В работе «Мышление и речь» автор определил данное понятие как «единство мышления и речи, в котором диалектически отождествляются и различаются по своему развитию обе стороны единого процесса» [Выготский, 1998, с. 22].
Затем изучение проблемы продолжили совершенствовать в своих трудах А. А. Леонтьев, Л. Р. Лурия, И. А. Зимняя и др. Отечественные специалисты подтверждают, что уровень речевой культуры является основной единицей коммуникации.
Изучение лексики в образовательном пространстве дает системный подход в изучении лексических понятий, знакомит обучающихся со словом, как единицей лексики, также со значением слова, создает условия для целенаправленного обогащения словарного запаса обучающихся, формирует коммуникативную компетенцию школьников.
Актуальность исследования. Проблема правильной речи довольно значима на сегодняшний день. На современном этапе развития общества учебные заведения обязаны подготовить ребенка к сознательной будущей жизни. Он должен не только иметь знания по предмету, но и уметь применять их на практике. В частности, что касается языка, школьнику необходимо уметь правильно выражать свои мысли, поддерживать беседу, грамотно писать и учиться решать различные речевые ситуации. Необходимыми средствами в данном процессе являются культура речи и культура общения. Таким образом, актуальность обусловлена потребностью в формировании речевой культуры школьников как основы фундаментальных компетенций личности; большими потенциальными возможностями уроков русского языка при изучении лексики для овладения речевыми нормами; недостаточностью методического обеспечения данного процесса.
На основе проведенного анализа, мы сформулировали проблему исследования: каким должно быть методическое оснащение уроков русского языка, чтобы оно способствовало эффективному формированию речевой культуры учащихся.
Все вышесказанное определило выбор темы исследования: «Развитие культуры речи учащихся 5 классов на уроках русского языка при изучении лексики.
Цель исследования: изучить теоретические аспекты проблемы формирования речевой культуры школьников с целью подбора упражнений по формированию речевой культуры учащихся 5 классов на уроках русского языка при изучении лексики.
Объектом исследования данной работы является процесс формирования речевой культуры учащихся 5 классов.
Предмет исследования – формирование речевой культуры школьников на уроках русского языка при изучении лексики.
Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:
1. Изучить сущность понятия «речевая культура».
2. Описать задачи изучения раздела «Лексика» в школе;
3. Рассмотреть особенности организации развития речевой культуры учащихся при изучении лексики на уроках русского языка;
4. Разработать упражнения по развитию культуры речи учащихся 5 классов при изучении лексики.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической, лингвистической и методической литературы, синтез, обобщение.
Эмпирическая база исследования: методическая по преподаванию русского языка в средней школе, лингвистическая литература, учебное пособие по русскому языку.
Теоретической базой нашего исследования явились работы следующих ученых и методистов: М. Т. Баранова, Н. М. Шанского, А. Н. Ксенофонтовой и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, что подобранные нами упражнения могут быть использованы учителями русского языка для работы по формированию речевой культуры учащихся 5 класса на уроках русского языка при изучении лексики.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛЕКСИКИ
1.1 Сущность понятия «речевая культура»
Речь – это вид деятельности человека, реализация мышления на основе использования средств языка. Всю жизнь человек совершенствует свою речь, усваивает установленные нормы, обогащает свой словарь. На каждом возрастном этапе он получает новые знания, которые и обуславливают его речевое развитие. Наиболее значимыми ступенями овладения речью являются дошкольный и младший школьный возраст.
Становление речи ребенка не является стихийным процессом, а наоборот, требует непрерывного педагогического воздействия. Первое условие речевого развития ребенка – это потребность общения или коммуникации. Именно поэтому в методике формирования речевой культуры должны быть ситуации, которые повышают мотивацию речи, ставят ученика перед необходимостью решения речевых задач, побуждают у него желание общаться, делиться своими мыслями.
Но для того, чтобы ребенок смог грамотно выражать свои мысли, необходимо дать ему образцы речевого поведения и создать такую среду, которая будет обеспечивать формирование и контроль речевой деятельности. Это второе условие развития речи ребенка.
Речевая среда – это речь родителей, других родных и друзей, фольклор, художественная литература, радио и телевидение, кино и театр, а в школе, кроме того, речь учителей и других работников школы, речь, звучащая на уроках, язык учебников и учебных пособий [23].
В федеральном государственном стандарте по русскому языку определены четыре задачи школьного курса русского языка: это формирование коммуникативной, языковой, лингвистической и культуроведческой компетенций.
Языковая компетенция – понятие, введенное в рамках лингвистики, для описания владения языковыми средствами носителем языка.
Впервые термин «языковая компетенция» был введен американским лингвистом Н. Хомским примерно в середине XX в. Согласно Н. Хомскому, языковая компетенция понимается «как способность понимать и продуцировать неограниченное число правильных знаков и правил их соединения. Это подразумевает способность, необходимую для выполнения определенной, преимущественно языковой деятельности в родном языке» [Хомский, 2005, с. 41].
Языковая компетенция является компонентом более широкой коммуникативной компетенции. По мнению таких ученых, как И.А. Зимняя, А.В. Хуторской, коммуникативная компетенция относится к разряду ключевых, то есть это одна из основных компетенций, которая лежит в основе формирования здоровой личности и компетентного специалиста.
Большинство исследователей сходятся в том, что языковая компетенция – это система определенных законов функционирования языка, а также навыков и умений в использовании этих законов, целью освоения которых является успешное осуществление речевой (устной, письменной) и мыслительной деятельности.
Следовательно, языковая компетентность – результат освоения этой сложной системы. И с точки зрения компетентностного подхода в образовании, языковая компетентность – это в первую очередь готовность и способность личности применять свои языковые знания, умения и навыки для реализации своих жизненных, профессиональных и других задач.
Подходы к решению проблем развития речевой культуры отражены в работах Л. С. Выготского, Л. А. Введенской, П. Я. Гальперина, И. А. Зимней,
Фрагмент для ознакомления
3
1 Баранов М.Т. Лексико-семантический аспект уроков русского языка в 4 – 8 классах / М. Т. Баранов // Урок русского языка на современном этапе. – М., 1978.
2 Баранов М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка: пособие для учителя / М. Т. Баранов. – М.: Просвещение, 1988. - 275 с.
3 Бочкарева Т. С. Развитие речевой культуры студентов / Т. С. Бочкарева // Вестник ОГУ. – 2011. – №2. – С. 58-62.
4 Будагов Р. А. Введение в науку о языке: учеб. пособие / Р. А. Будагов. – М.: Добросвет – 2003. – 544 с.
5 Введенская Л.А. Русская лексикография: учеб. пособие / Л.А. Введенская. – М. – Ростов-на-Дону: Март, 2007. – 347 с.
6 Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове / В. В. Виноградов. – 2-е изд. – М.: Высшая школа, 1972. – С.14.
7 Выготский Л.С. Мышление и речь : Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1998. – 352 с.
8 Винокур Г.О. О задачах истории языка. В кн. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г. О. Винокур. – М., 1959. – С. 221 –223.
9 Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И. Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 197 с.
10 Головин Б.Н. Как говорить правильно. Заметки о культуре русской речи / Б. Н. Головин. – М., 1988. – С. 151-156.
11 Головин Б.Н. Основы культуры речи: учеб. пособие / Б. Н. Головин - М.: Высш. шк, 1980. – 335 с.
12 Инфантова Г.Г. Русский язык. Введение в науку о языку. Лексикология. Этимология. Фразеология. Лексикография: учебник / Г.Г. Инфантова [и др.]. – М.: Академический проект, 2015. – 240 с.
13 Капинос В.И. Развитие речи: задачи и содержание обучения. В кн.: Работа над умениями и навыками по русскому языку в 4-8 классах / В, И. Капинос. – М.: Просвещение, 1988. – С. 118 – 127.
14 Ксенофонтова А. Н. Речевая культура – основа речевой деятельности школьников / А. Н. Ксенофонтова. – Оренбург, 2007. – 48 с.
15 Литневская Е.И. Методика преподавания русского языка в средней школ: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Е.И. Литневской. – М.: Академический проект, 2006. – 590 с.
16 Львов М. Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 464 с.
17 Проценко, Д.Д. К вопросу изучения фразеологии в школе: Вопросы методики лексики и фразеологии на уроках русского языка в средней школе / Д. Д. Проценко. – М., 1978. – 315 с.
18 Русский язык. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1 / [Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.
19 Соловейчик М. С. Методика преподавания русского языка: руководство к самостоятельной работе младших школьников / М. С. Соловейчик. – Москва, 1999. – 190 с.
20 Хомский Н. О природе и языке / Н. Хомский. – М., 2005.
21 Шанский Н.М. Русский язык. Лексика. Словообразование. Пособие для учителя / Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
22 Шанский Н.М. Лексикология современного русского языка: учеб. пособие. Изд. 4, доп / Н. М. Шанский. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. – 312 с.
23 Ширяева Е. Н. Культура русской речи и эффективность общения / Под ред. Е. Н. Ширяева, Л. К. Граудина. – М.: Норма, 2010. – 560 с.
24 Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства: учебник / С. Д. Якушева. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с