Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность обращения к теме настоящего исследования обусловлена стремительными изменениями в стране, возникшими под влиянием политических, экономических, социальных, культурных процессов. В последние годы в связи с увеличением объема информации, поступающей из разных стран, национальный состав русского языка пополнился большим количеством иноязычных слов, особенно привлекательных для подрастающего поколения. Подростки, живо откликающиеся на яркость того или иного явления без разбора усваивают всё, что слышат или видят. Следовательно, молодые люди, порой того не осознавая, нуждаются в помощи, чтобы разобраться в нескончаемом потоке заимствований, прийти к осознанию того, что в погоне за всем иностранным можно потерять свою самобытность, в том числе и в языке. Изучение заимствованной лексики в большинстве школ начинается с 6-го класса в рамках раздела «Лексика. Фразеология». Программный материал по данной теме включает определение заимствованных слов, причины заимствования, признаки иноязычных слов, словари для уточнения информации о происхождении заимствованных слов, языки, из которых заимствуются слова, орфоэпические особенности некоторых заимствований. Однако отведенного времени недостаточно для освоения множества нюансов, связанных с указанным разделом, что актуализирует проведение настоящего исследования.
Объект исследования – процесс обучения на уроках русского языка в 6 классе.
Предмет исследования – методика работы с заимствованной лексикой в процессе обучения на уроках русского языка в 6 классе.
Цель исследования – исследовать методику работы с заимствованной лексикой на уроках русского языка 6 класс.
Задачи исследования:
1) проанализировать программы по русскому языку в 6 классе по изучению заимствованной лексики на уроках русского языка
2) обобщить педагогический опыт по изучению заимствованной лексики на уроках русского языка в 6 классе;
3) рассмотреть открытый урок русского языка по теме «Заимствованная лексика», 6 класс;
4) представить опыт организации работы с заимствованной лексикой на уроках русского языка в 6 классе;
Методологическая база исследования: 1) общенаучные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение; 2) теоретические методы: анализ литературы по теме исследования, обобщение передового педагогического опыта.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных лингвистов Н.С. Авиловой, А.В. Гаврилова, В.Г. Костомарова, Л.П. Крысина, В.М. Мокиенко, Н.М. Шанского и др. Кроме того, большую роль сыграли публикации методистов об отдельных видах работ для усвоения иноязычных слов и навыков их правильного употребления (А.В. Текучёв), о типах заданий по изучению заимствованной лексики на уроках (А.В. Прудников, Г.А. Молочко), о развитии отношения к происходящим языковым явлениям (А.И. Власенков и Л.М. Рыбченкова), о трудностях, с которыми сталкиваются современные школьники при знакомстве с заимствованиями (И.М. Логинова), о формировании интереса к русскому языку в процессе изучения заимствованной лексики (М.А. Бондаренко).
Структура исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы, два приложения.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ МЕТОДИКИ РАБОТЫ С ЗАИМСТВОВАННОЙ ЛЕКСИКОЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
1.1 Анализ программ по русскому языку в 6 классе по изучению заимствованной лексики на уроках русского языка
Народы, как бы далеко ни проживали друг от друга, устанавливали контакты – экономические, политические, культурные. Благодаря взаимодействию в язык проникают незнакомые слова и закрепляются на национальной почве, адаптируясь к фонетическим особенностям. Так тезаурус пополняется заимствованной лексикой. Слова появляются на разных этапах развития языка. Основы научных знаний, формируемые в школе, предполагают включение информации о заимствованной лексике. Базис закладывается в начальных классах, когда педагог рассказывает учащимся о традициях разных стран, в результате чего вводит в речевой оборот детей такие слова, как икебана, спагетти, коррида, карнавал, олива, секвойя и проч. Затем сведения дополняются в среднем звене. Подтверждением сказанному являются программы по русскому языку в 5-х – 9-х классах. Обратимся к нескольким документам.
Фрагмент для ознакомления
3
1) Бадарина Е.П. Интегрированный урок «Исконно русские и заимствованные слова. 6 класс» / Е.П. Бадарина // Учителя.com. – URL: https://uchitelya.com/russkiy-yazyk/9460 (дата обращения 06.03).
2) Вартанян В.В. Русский язык: 8 класс: методическое пособие / В.В. Вартанян, Л.О. Савчук, М.В. Аверьева. – М.: Просвещение, 2021. – 396 с.
3) Герасименко Е.Н. Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Заимствованные слова» / Е.Н. Герасименко // Мультиурок. – URL: https:// multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-v-6-klassie-p-2.html (дата обращения: 05.03.2022).
4) Глебова З.В. Культуроориентированное обучение школьников иноязычной лексике / З.В. Глебова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2017. – №4. – С. 23-27.
5) Геревенко А.Ю. Особенности работы с заимствованной лексикой на уроках русского языка в средней школе / А.Ю. Геревенко // Вестник педагога. – URL: http:// vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=16720 (дата обращения: 05.03.2020).
6) Козырева Е.В. Использование заимствованной лексики в речи / Е.В. Козырева // Педагогический фестиваль «Первое сентября». – URL: http:// urok.1sept.ru/articles/619927 (дата обращения: 04.03.2022).
7) Методическое пособие к УМК В.В. Бабайцевой. Русский язык. 5 – 9 классы. Углублённое изучение / В.В. Бабайцева, Л.Д. Беднарская, И.Н. Политова, О.А. Сальникова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 397 с.
8) Полатова Т.Д. Изучение заимствованной лексики на уроках русского языка / Т.Д. Полатова // Academic research in educational sciences. – 2021. – Т.5. – №2. – С. 1377-1381.
9) Программа курса «Русский язык». 5 - 9 классы / авт.-сост. Л.В. Кибирева. – 3-е изд. – М.: Русское слово – учебник, 2020. – 80 с.
10) Русский язык. 5 - 9 классы: рабочая программа / В.В. Бабайцева и др. – М.: Дрофа, 2017. – 126 с.
11) Русский язык. Методические рекомендации. 6 класс / Т.А. Ладыженская и др. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 159 с.
12) Русский язык. Рабочие программы. 5 - 9 классы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
13) Русский язык: 5 класс: методическое пособие / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 260 с.
14) Русский язык: 6 класс: методическое пособие / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др. – М.: Дрофа, 2019. – 225 с.
15) Русский язык: учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений; под ред. Е.А. Быстровой. – М.: Русское слово – учебник, 2014. – 249 с.
16) Рыбченкова Л.М. Русский язык. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей / Л.М. Рыбченкова. – Просвещение, 2015. – 159 с.
17) Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5 - 9 классы: пособие для учителей / Л.М. Рыбченкова. – М.: Просвещение, 2012. – 108 с.
18) Савчук Л.О. Русский язык: рабочая программа: 5 - 9 классы; под ред. Е.Я. Шмелёвой. – М.: Вентана-Граф, 2017. – 154 с.
19) Федоренко Л.С. Изучение иноязычных заимствований в школе / Л.С. Федоренко // Современный урок. – URL: https://www.1urok.ru/categories /2/articles/38969 (дата обращения: 06.03.2020).
20) Шульга М.М. План-конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме «Исконно русские и заимствованные слова» / М.М. Шульга // Образовательная социальная сеть nsportal. – URL: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/ 2016/12/21/plan-konspekt-uroka-po-russkomu-yazyku-v-6-klasse-po-teme-1 (дата обращения: 03.03.2022).