Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ 6
1.1. Понятие о «двигательных качествах» в литературе 6
1.2. Критерии оценки двигательных способностей 8
1.3. Классификация и краткая характеристика двигательных способностей 10
1.4. Методы оценки развития двигательных способностей 13
ГЛАВА 2. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 17
ГЛАВА 3. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИТНЕСА 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время общеизвестно положительное влияние оптимально организованной двигательной деятельности на физическое и психическое здоровье ребенка. Регионально организованный двигательный режим, удовлетворяющий естественную потребность организма детей в движении и обеспечивающий активный отдых учащихся, является важнейшим фактором укрепления здоровья и эффективным средством повышения умственной и физической работоспособности школьников. Оптимально организованная двигательная деятельность детей в условиях школы с использованием различных форм занятий физическими упражнениями способствует устранению учебной перегрузки, предупреждению утомляемости обучающихся и восстановлению их работоспособности.
Одна из важнейших задач физического воспитания детей школьного возраста - укрепление их здоровья и снижение заболеваемости. Двигательная активность является жизненно необходимой биологической потребностью, важным фактором роста и развития организма детей школьного возраста. Среди многих факторов (гигиенических, социально-экономических, демографических, культурных, природных), которые оказывают влияние на здоровье детей, по интенсивности воздействия важное место занимают рационально-организованное физическое воспитание и упорядоченный режим дня, предусматривающий правильное чередование различных видов деятельности и отдыха [29, c. 41].
Изучению процесса и способов обучения школьников двигательному действию занимались многие отечественные педагоги, например, А. Н. Беляев в своей диссертации кандидата педагогических наук технологию дифференцирования средств физической подготовки, которая обеспечивает высокую результативность решения оздоровительных, обучающих и развивающих задач [8, c. 14]. И. В. Ковалец, Ю. Д. Железняк, В. С. Кузнецов разрабатывали программы обучения двигательным действиям школьников.
Проблема настоящего исследования заключается в том, что программа школьного физического воспитания не в состоянии обеспечить полноценное физическое развитие школьника. Многие средства физического воспитания в школе не отражают современных тенденций, кажутся детям скучными, неинтересными - отсюда и низкая мотивация к занятиям. Особенно остро данная проблема наблюдается в старших классах.
В настоящее время весьма актуальными являются вопросы поиска эффективных форм и методов физического воспитания учащихся, оптимизации их двигательной деятельности.
Одним из путей решения этой проблемы может являться внедрение различных направлений фитнеса в систему школьного физкультурного образования, что будет способствовать обновлению занятий по физической культуре школьников.
В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей развития двигательных качеств повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей школьного возраста.
Цель курсовой работы – теоретически обосновать методику развития двигательных способностей у детей старшего школьного возраста средствами фитнес - технологий.
В основу исследования положена следующая гипотеза: мы предполагаем, что развитие двигательных качеств у старшеклассников на уроках физической культуры будут более эффективнее, если в рамках урока физической культуры использовать занятия фитнесом.
Объект исследования – процесс развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста.
Предмет исследования – фитнес технология как средство развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Охарактеризовать понятие «двигательные способности»;
2. Описать анатомо-физиологические особенности учащихся старшего школьного возраста;
3. Описать методику развития двигательных качеств у детей старшего школьного возраста посредством фитнес технологий.
Теоретическая значимость данного исследования основана на анализе научно-педагогической, периодической и методической литературы по теме исследования.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что в работе приведены средства и этапы обучения двигательному действию учащихся, которые могут быть полезны учителям физической культуры.
В работе были использованы следующие методы исследования: сбор и анализ литературы по теме исследования, ее обобщения в виде глав и параграфов работы.
Структура работы состоит из введения, 3 глав, заключения, списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ
1.1. Понятие о «двигательных качествах» в литературе
Движение это естественная потребность человека, мощный фактор который способствует функции для нормальной жизнедеятельности. Именно движения «активизируют компенсаторно-приспособительные механизмы, расширяют функциональные возможности организма, а также улучшают самочувствие обучающихся, создают уверенность, являются важным фактором профилактики многих заболеваний [13, с.59].
Двигательная активность - это вид деятельности человека, при котором активация обменных процессов в мышцах обеспечивает их сокращение и перемещение человеческого тела или его частей в пространстве.
Или иначе, двигательная активность, это не что иное как суммарная величина разнообразных движений за определенный промежуток времени. Она выражается либо в единицах затраченной энергии, либо в количестве произведенных движений (локомоций). Двигательная активность измеряется в количестве израсходованной энергии в результате какой-либо деятельности (в калориях или Джоулях за единицу времени), в количестве выполненной работы, например, в количестве сделанных шагов, по затратам времени (число движений за сутки, за неделю).
Двигательное действие - это целенаправленный двигательный акт (поведенческий двигательный акт, сознательно осуществляемый в целях решения какой-либо двигательной задачи). Состоят из движений (и бессознательные, и нецелесообразные механические перемещения тела или его частей) и поз [20, c. 63].
Анализ литературы показал, что двигательная активность рассматривается как главное проявление жизни, естественное стремление к физическому и психическому совершенствованию, основа индивидуального развития и жизнеобеспечения организма ребенка, она подчинена основному закону здоровья: приобретаем, расходуя, кинетический фактор, определяющий развитие организма и нервной системы наряду с генетическим и сенсорным факторами, удовлетворение собственных побуждений ребенка, внутренней необходимости в виде инстинкта «радость движения» [35, с.159].
Учеными И. В. Рубцова, Т. В. Кубышкина, Е. В. Алаторцева, Я. В. Готовцева установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Они отмечают, что под действием физических упражнений, двигательной активности в организме возрастает синтез биологически активных соединений, которые улучшают сон, благоприятно влияют на настроение детей, повышают их умственную и физическую работоспособность. «В состоянии пониженной двигательной активности снижается обмен веществ и объем информа
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абзалов, Р. А. Теория физической культуры (курс лекций). / Р. А. Абзалов. - Казань: изд-во «Матбугат йорты», 2015. – 206 c.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания : пособие / Б.А. Ашмарин. – М.: Просвещение, 1990. – 287 с.
3. Балакирева, А. А. Двигательная активность подростков в современном обществе / А. А. Балакирева // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Международная научная конференция. — М.: Буки-Веди, 2017. - С. 1-2.
4. Бальсевич, В.К. Очерки по возрастной кинезиологии человека / В.К. Бальсевич. – М.: Советский спорт, 2009. – 220 с.
5. Барбашов, С. В. Закономерности формирования личности как основа организации физкультурного образования школьников / С. В. Барбашов // Науч. Тр.: Ежегодник. Омск, 2016. - С. 21—30.
6. Барчуков, И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта : учебник / И.С. Барчуков ; под. общ. ред. Г.В. Барчуковой – 5-е изд. – М.: КНОРУС, 2017. – 366 с.
7. Берштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Берштейн. – М.: Физкультура и спорт, 1991. - 288 с.
8. Боген, Н.Н. Обучения двигательным действиям / Н.Н. Боген. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 193 с.
9. Верхошанский, Ю. В. Актуальные проблемы современной теории и методики спортивной тренировки. / Ю. В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 8. - С. 21-28.
10. Виленский, М. Я. Физическая культура: учебник / М. Я. Виленский, А. Г. Горшков. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2018. - 213 с.
11. Гавердовский, Ю. К. Обучение спортивным упражнениям. Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю. К. Гавердовский – М., Физкультура и спорт. – 2017. – С. 53.
12. Гусев, A. A. Методика развития силовых способностей юношей на уроках физической культуры в условиях общеобразовательной школы / A. A. Гусев // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 316. – С. 165-167.
13. Еремушкин, М.А. Двигательная активность и здоровье. От лечебной гимнастики до паркура / М.А. Еремушкин. – М.: Спорт, 2016. – 184 с.
14. Жижин, П. М. Какой быть физкультуре / П. М. Жижин // Физкультура в школе. 2016. - № 3. - С. 8.
15. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. – 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – 200 с.
16. Ильин, Е.П. Психология физического воспитания: учебник для институтов и факультетов физической культуры / Е.П. Ильин. – Спб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2015. – 368 с.
17. Кадыров, Р.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / Р.М. Кадыров, Д.В. Морщинина. – М.: КНОРУС, 2016. - 132 с.
18. Каинов, А.Н. Физкультура. 1-11 классы: комплексная программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - Волгоград: Учитель, 2019. – 169 с.
19. Курамшин, Ю.Ф. Теория и методика физической культуры : учебник / Ю.Ф. Курамшин. – М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.
20. Ломейко, В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры / В.Ф. Ломейко. – М.: Логос, 2016. - 89 с.
21. Любимова, З.В. Возрастная физиология : учеб. для студ. высш. учеб. заведений / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. – М.: Владос, 2003. – 304 с.
22. Лях, В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. - М.: ТВТ Дивизион, 2006. – 290 с.
23. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры : учеб для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. – 543 с.
24. Могилинец, С. Н. Развитие общей и силовой выносливости у обучающихся общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.04 / С. Н. Могилинец. - СПб, 2019. - 22 с.
25. Назаренко, Л.Д. Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков / Л.Д. Назаренко. – М.: Теория и практика физической культуры, 2001. – 332 с.
26. Обреимова, Н.И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков / Н.И. Оберимова, А.С. Петрухин. – М.: Академия, 2000. – 373 с.
27. Пихтов, А.Д. Координационные способности: определение, понятия, классификации форм проявления / А.Д. Пихтов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - №1. - С. 35 - 38.
28. Токарская, Л. В. Физическая культура. Методика преподавания детям и подросткам. Учебное пособие для вузов / Л. В. Токарская, Н. А. Дубровина, Н. Н. Бабийчук. – М.: Юрайт, Издательство Уральского Университета. – 2017. – 192 с.
29. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для институтов высших учебных заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – М.: Академия. – 2003. – 480 с.
30. Чаленко, И.А. Современные уроки физкультуры в школе / И.А. Чаленко. Ростов н/Д, 2031. - 255 с.