Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы. Перемены, произошедшие в последнее время в обществе, обозначили проблему развития личности, как центральную для педагогики и психологии. Особую остроту приобрела проблема формирования самооценки ребенка. Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Для психологов и педагогов все более очевидно влияние самооценки дошкольника на поведение, межличностные контакты. Самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Она формирует у индивида потребность соответствовать не только уровню окружающих, но и уровню собственных личностных оценок.
Периодом возникновения сознательного «Я» выступает дошкольный и младший школьный возраст. По мнению психологов, данный период является критическим для формирования самооценки и рассматривается как психический процесс в переходном возрасте.
Актуальность данного исследования позволяет рассмотреть особенности самосознания в старшем дошкольном возрасте, как важном периоде личностного развития.
Изучению самооценки в дошкольном возрасте посвящены исследования Л.И. Божович, Р. Бернса, О.А. Белоборыкиной, М.И. Лисиной, А.И. Сильвестру, Е.Е. Кравцовой, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой и других. Данные работы описывают динамику развития самооценки, механизмы ее формирования на каждом возрастном этапе, роль взрослых и сверстников в формировании самооценки.
Цель исследования: выявление особенностей развития самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «самооценка»;
2) изучить особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста;
3) провести диагностику уровня самооценки детей старшего дошкольного возраста;
4) выделить психолого-педагогические условия и развития самооценки у старших дошкольников.
Объект исследования: самооценка детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности самооценки детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические (изучение научной литературы по проблеме исследования);
• эмпирические (опрос, тестирование, наблюдение).
Методики исследования: методика «Лесенка», В.Г. Шур; методика «Кто я?», Р.С. Немова.
База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение ЗАТО г. Североморск «Детский сад №8».
Выборку составили
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что собранный теоретический материал может быть использован в деятельности психологом и воспитателей в ДОУ.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования по данной проблеме могут использоваться в практической деятельности психологов ДОУ.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие «самооценка» в психологии
В отечественной психологической литературе имеются фундаментальные труды детских психологов, уделявших значительное внимание различным аспектам развития личности ребенка-дошкольника.
Одна из центральных проблем психологии личности, является проблема формирования самооценки. Она изучалась в трудах различных отечественных и зарубежных психологов, педагогов. Среди них можно выделить следующих авторов: Л.И. Божович, И.И. Чеснокова, Л.В. Бороздина, Л.С. Выготский, А.В. Захарова, Б.В. Зейгарник, А.Н. Леонтьев, А.И. Липкина, М.И. Лисина, В.С.Мухина, Б.Г.Мещерякова, А.Г. Спиркиной, В.П.Зинченко, С.Л. Рубинштейн
Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает как относительно устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, самосознания, и как процесс самооценивания. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей. Рассматривается в качестве центрального личностного образования и центрального компонента Я-концепции [17, с. 459].
Л.И. Божович и И.И. Чеснокова отмечают, что самооценка – это личностное образование, принимающее непосредственное участие регуляции поведения и деятельности как самостоятельная характеристика личности человека, ее главный компонент, который формируется при активном участии личности и отражает качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка - относительно устойчивое личностное образование, компонент самопознания и самооценивания [3, с. 32].
По мнению А.Г. Спиркина, самооценка - это то, насколько человек представляет свою личность важной в обществе, это то на сколько он чувствует себя нужным обществу, и то как человек оценивает себя, свои качества, чувства, достоинства и недостатки, выражает их открыто или закрыто [27, с. 52].
И.С. Кон определяет самооценку как компонент самосознания, включающий наряду со знанием о себе оценку себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков [12, с. 119].
Таким образом, самооценка, являясь специфическим индивидуально-личностным образованием, представляет собой направленный побудитель и регулятор поведения и деятельности, обладающий комплексом функций, среди которых наиболее существенной является функция регулирования отношений человека с социумом при сравнении собственной самобытности. Формируясь в раннем детстве, самооценка личности длительное время остается довольно пластичной, что позволяет создать некоторые условия для ее изменения в случае нарушения адекватности и позитивности. Формирование адекватной самооценки, то есть реалистического, устойчивого, внеситуативного отношения субъекта к себе, непосредственно связано с проблемами воспитания, обучения и развития.
Самооценка - результат интегративной работы в сфере самопознания с одной стороны, и в сфере эмоционально-ценностных самоотношений, с другой. Самооценка - непостоянный конструкт, она постоянно видоизменяется, совершенствуясь. Самооценка обусловлена сочетанием знания о себе и мировоззрения, норм и ценностей, присущих человеку. Именно самооценка выполняет функцию регуляции поведения и деятельности, так как она может соотносить потребности и притязания человека и его возможности.
В психологической науке самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:
• в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
• по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
• в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
• прогностическая, актуальная и ретроспективная;
• в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой [26, с. 144].
В современной психологии, учитывая представленную выше классификацию, уровни, виды и характеристики самооценки, принято разделять самооценку на завышенную самооценку, среднюю (адекватную) и заниженную [23, с.124].
Итак, завышенная самооценка – это такой уровень самооценки, когда у человека появляется идеализированное представление о себе, своей значимости для других людей, когда он не хочет признавать ошибки, лень, недостаток знаний, искаженную модель поведения, и часто может становиться жестким и агрессивным [35, с. 3].
Заниженная самооценка – это уровень самооценки, при котором у человека отмечается отсутствие уверенности в себе, активизация защитных механизмов, пассивность и слабое стремление к достижению цели в различных сферах жизни. Люди, у которых наблюдается заниженная самооценка, как правило, не реализуют в полной мере свой потенциал и возможности [11, с. 122].
Адекватная самооценка заключается в возможности реалистично осознавать и оценивать свои положительные стороны и недостатки, за ней стоит положительное отношение к самому себе, самоуважение, принятие себя, чувство собственного достоинства и ощущение своей важности. Также адекватная самооценка выражается в том, что человек ставит перед собой реально достижимые (адекватные) цели и задачи, способен брать на себя ответственность за свои неудачи и успехи, уверен в себе, способен к жизненной самореализации [8].
Психологи, как правило, выделяют два типа поведения (мотивации) – стремление к успеху и избегание неудачи. В случае если человек придерживается первого вида мышления, он настроен более позитивно, его внимание менее акцентировано на трудностях, и в этом случае мнения, которые он слышит от окружающих, менее значимы для него и его уровня самооценки. Человек, который постоянно думает, что его ждут неудачи,
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, Б. Г. К постановке проблемы развития детского самосознания: Избр. психол. труды / Б.Г. Ананьев. – М., 2009. – 119 с. - – Текст : непосредственный.
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М., 2004.- 136 с. – Текст : непосредственный.
3. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе: Вопросы психологии / Л.И. Божович. – Текст : непосредственный. – М., 2009. - №2. – 56 с.
1. Бороздина Л. В. Новая концепция личности и характера на основе теории деятельности А. Н. Леонтьева /Л. В. Бороздина – Текст : непосредственный // Вестник Московского университета. Психология.- 2013. - №2 - С. 11-25.
2. Васильева В. Ю. Специфика развития самосознания в старшем дошкольном возрасте / В. Ю. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 366-367.
3. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти томах / Л. С. Выготский ; сост. М Г. Ярошевский ; вступ. ст. А. Н. Леонтьев ; АПН СССР. - Москва : Педагогика, 1983. - 369 с. – Текст : непосредственный.
4. Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю. Б. Гиппенрейтер –– М.: «ЧеРо», при участии издательства «Юрайт», 2002. – 336 с. – Текст : непосредственный.
5. Гонина О.О. Практикум по общей и экспериментальной психологии / О. О. Гонина - М.: Издательство «Флинта», 2014. – 452 с. – Текст : непосредственный.
6. Гуткович И.Я. Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников: Пособие для воспитателей детских садов / И.Я. Гуткович, О.Н. Самойлова. – Ульяновск: Мир книги, 2015. – 40 с. – Текст : непосредственный.
7. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с. – Текст : непосредственный.
8. Карвасарский Б.Д. Клиническая психология / Б.Д. Карвасарский -Издательский дом «Питер», 2011. – 142 с. – Текст : непосредственный.
9. Кон И. С. Психология ранней юности : Кн. для учителя / И. С. Кон. - М. : Просвещение, 1989. – 254 с. – Текст : непосредственный.
10. Корепанова М. В. Феномен образа Я и особенности его развития в дошкольном детстве : Учеб.пособие к спецкурсу / М.В. Корепанова - Волгоград : Перемена, 2000. - 119 с. – Текст : непосредственный.
11. Леонтьев А. А. Деятельность, сознание, личность / А.А. Леонтьев, Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М. : Смысл, 2005 (ППП Тип. Наука). - 431 с. – Текст : непосредственный.
12. Маслова Е.А., Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе - Текст : электронный : URL: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения 12.03.22).
13. Мерлин В. С. Психология индивидуальности : избранные психологические труды / В. С. Мерлин ; под ред. Е. А. Климова. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО "МОДЭК", 2009. – 542 с. – Текст : непосредственный.
14. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков - Москва : АСТ ; Санкт-Петербург : Прайм-Еврознак, 2009. - 811 с. – Текст : непосредственный.
15. Молчанова О.Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования. Учебное пособие / Молчанова О. Н. - М.: Флинта, 2010.- 389 с. – Текст : непосредственный.
16. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития : учебник для студентов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / В. С. Мухина. - 11-е изд., перераб. и доп. - Москва : Академия, 2007. - 637 с. – Текст : непосредственный.
17. Особенности формирования самосознания ребенка в дошкольном возрасте – Текст : электронный : URL: http://doshkolnik.ru/psihologiya/9663-samosonanie.html (дата обращения 12.03.22).
18. Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов : Учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности 031000-педагогика и психология / К.Н. Поливанова.- М. :Academia, 2000. – 180 с. – Текст : непосредственный.
19. Понятие самооценки в трудах отечественных и зарубежных психологов - Текст : электронный : URL: https://www.b17.ru/blog/43905/ (дата обращения 12.03.22)
20. Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс- СПб.: Изд-во «Питер». 2010. – 178 с. – Текст : непосредственный.
21. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 287 с. – Текст : непосредственный.
22. Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы / А.М. Руденко. – Ростов Н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с. – Текст : непосредственный.
23. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н.И. Сарджвеладзе – Тбилиси, 1989. – 288 с. – Текст : непосредственный.
24. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание / А.Г. Спиркин. - М., 2006г.– 160 c. – Текст : непосредственный.
25. Столин В. В. Самосознание личности : [Пер. с рус.] / В. Столин. - М. : Прогресс, Б. г. (1987). – 252 с. – Текст : непосредственный.
1. Тиринова, О.И. Основные этапы формирования самоконтроля и самооценки. – Текст : непосредственный // Пачатковаенавучанне: сям’я, дзіцячы сад, школа, №9. – 2009. – С. 14 – 17. – Текст : непосредственный.
2. Тутушкина, М.К. Самосознание: самооценка и рефлексия// Современная практическая психология: Учеб. Пособие / Под ред. М.К. Тутушкина. – М.: Изд. центр АКАДЕМИЯ, 2010. – 333 с. – Текст : непосредственный.
3. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Г.А. 3. Урунтаева - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – Текст : непосредственный.
4. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М: Наука, 2010. – 144 с. – Текст : непосредственный.
5. Шакирова, Е.В. Развивающая предметно-пространственная среда детского сада: содержание и подходы к организации / Е.В. Шакирова, В.Н. Белкина – Текст : непосредственный. // Ярославский педагогический вестник. –2018. –№3.– С. 40-45.
6. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко — М.: Гардарики, 2005. — 349 с. – Текст : непосредственный.
7. Яковлева М. В. Психолого-педагогическая коррекция самооценки младших школьников – Текст : непосредственный // Концепт. Актуальные проблемы формирования и развития инновационной культуры её носителя. Выпуск 1. – 2015.