Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Проблема развития графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем в современной логопедии. Необ-ходимым условием для всестороннего развития личности ребенка, для дальнейшего обучения в школе является овладение навыком письма.
В трудах отечественных и зарубежных исследователей разрабаты-вались различные аспекты проблемы формирования графо- моторных навыков (М.М. Безруких, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова, М.Г. Князева, А.Р. Лурия, С.П. Ефимова, О.Б. Иванченко, Т.В. Астахова).
В исследованиях О.Б. Иншаковой, Н.Н. Полонской, Т.В. Ахутиной, Т.Г. Визель, А.А. Дмитриева, А.Н. Корнева, Р.Е. Левиной, Л.Г. Парамоно-вой и др. рассматривались вопросы формирования графо - моторных навыков у детей с речевыми нарушениями. Авторы указывают на трудно-сти формирования данного навыка, анализируют специфику развития мо-торики и графической деятельности детей. В работах указывается, что трудности формирования обусловлены рядом психофизиологических осо-бенностей.
Своевременное воздействие на развитие моторных и графических навыков у дошкольников с ОНР является профилактикой нарушений письма. Однако формированию графо-моторных навыков в дошкольном возрасте не всегда выделяется достаточно времени при работе с детьми с речевыми нарушениями. Это и обусловливает актуальность данного ис-следования.
Цель исследования: изучение графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня и разработка методических рекомендаций по их формированию в ходе ло-гопедической работы.
Объект: графо-моторные навыки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: формирование графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что у детей с общим недоразвитием речи могут отмечаться трудности в формировании графо-моторных навыков, что обуславливает необходимость своевременной диа-гностики и проведения коррекционной работы в дошкольном возрасте, до начала школьного обучения.
Исходя из цели и гипотезы исследования, сформулированы следу-ющие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме становления графо-моторных навыков у детей дошкольного возраста в условиях нормального речевого развития и общего недоразви-тия речи.
2. Подобрать методику исследования графо-моторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Изучить особенности состояния графо-моторных навыков у старших дошкольников с ОНР III уровня.
Глава 1. Научно-теоретические основы изучения графо-моторных
навыков у детей дошкольного возраста с ОНР
1.1 Графомоторный навык в структуре письменной речи
По мнению И.Н. Садовниковой, «письменная речь - это вторичная, более поздняя по времени возникновения форма существования языка, ко-торая формируется в условиях целеполагание обучения грамоте и затем совершенствуется».
Как отмечает Л.С. Выготский «динамичексий стереотип слова обра-зуется в результате рефлекторного повторение в единстве оптичексих, аку-стических, и кинестетичеких раздражений. Овладение письменной речью предствляет собой процесс, при котором формируются новые связи слы-шимых и произносимых, видимых и записываемых слов. Чтобы обеспе-чить процесс письма, долджны согласованно функционировать зритель-ный и двигательный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы».
Наиболее широкий и обстоятельный анализ психологических осо-бенностей письменной речи представлен в научных трудах таких авторов, как Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова.
В рамках теории и методики логопедии процессы письма и чтения, составляющие письменную форму осуществления речевой деятельности, проанализированы в психолингвистическом отношении Р.И. Лалаевой.
Письменная речь, будучи абсолютно новым видом речевой дея-тельности, формируется на основе письма. Письмо, как отмечал А.Р. Лу-рия, представляет собой некую «рецепторную ступень» при появлении письменной речи. Требуется разграничение понятий «письмо» и «пись-менная речь».
По мнению О.Б. Иншаковой письмо и письменная речь, находясь в весьма тесных психофизиологичексих отношениях, имеют следующие от-личия:
1. Письменная речь - это наиболее полное и широкое понятие, чем письмо. Письмо является лишь одним из составляющих частей письменной речи.
2. К письменной речи и к письму относятся абсолютно различные варианты письменной продукции. Изучение письменной речи происходит при помощи написания сочинения и изложения, а при обучении письму применяются такие варианты письменных работ, как: списывание с пись-менного текста и печатного текстов, письмо под диктовку (диктант).
3. Письменная речь и письмо имеют различные сроки своего воз-никновения и развития. Овладение письменной речью случается на протя-жении всего обучения в средней школе, до одиннадцатого класса включи-тельно. Дети практически полностью осваивают письмо за время их пре-бывания в начальной школе.
4. Предметом понимания письменной речи является план и его воплощение в тексте, а предметом понимания письма - техническое дей-ствие по обозначению звуков буквами, соединение букв при написании и их соединение в целое слово.
5. При анализе нарушений письма и письменной речи оценке подлежат абсолютно различные варианты ошибок. Нарушения письмен-ной речи характеризуются: недоразвитием усвоения специфического по-строения и функционирования письменного выражения, отсутствием слит-ности и связи в тексте, изменением порядка слов в предложении, пропус-ками важных частей предложения и т.д. Ошибками письма считаются сме-шения и замены букв, имеющих акустико-артикуляционное сходство; ошибки языкового анализа и синтеза, орфографичексие ошибки, замены на письме графически сходных по начертанию букв.
6. Структура письменной речи считается наиболее сложными об-разованиями, чем письмо. Письмо в виде 3-х основных операций входит в состав 2-го (психофизиологичексого) уровня письменной речи. В итоге становиться абсолютно очевидным, что письменная речь различается от письма наличием психологического и лингвистического уровней.
Из всего вышесказанного, нужно представлять что письмо - это предшествующая предварительная ступень, возникновения письменной речи, которое связано, в большей степени, с освоением элементарных спо-собностей фонетического транскрибирования устной речи в согласовании с существующими принципами русской орфографии, а также с техников усвоения графических операций.
Как указывается в энциклопедии русского языка: «Письмо есть зна-ковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических эле-ментов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во време-ни».
По мнению А.Р. Лурия, Л.С. Цветковой, письмо содержит довольно сложную структуру. 1-ым компонентом процесса письма выступает звуко-вой анализ слова, базирующийся на умение выделять отдельные звуки из звучащего слова и превращать их в устойчивые фонемы. Это является ос-новным компонентом процесса письма. 2-ым компонентом, который вхо-дит в процесс письма, считается операция соотнесения всякого выделенно-го из слова звука с соответственной ему буквой. 3-ий компонент - это гра-фические начертания, осуществляемые, при помощи комплексов последо-вательных движений.
А.Р. Лурия установил, что психофизиологическая основа речи и речевых процессов выступает как совместная работа речедвигательных и слуховых анализаторов.
Исходя из этого, полноценный анализ звучащего слова включает в себя участие кинестетических механизмов. Кроме того, анализ слова, не считая выделения и уточнения звуков на базе кинестетичексих и акустичек-сих афферентаций, подразумевает еще и операцию установления звукового состава слова и определения очередности звуков в слове. Так же выделен-ные звуки нужно сохранять в краткосрочной памяти. Лишь только впо-следствии этого выделенный и уточненный из слова звук может быть пе-решифрован в букву. По мнению В.П. Глухова, В.А. Ковшикова в данном звене акта письма, принимает участие процесс зрительного восприятия и восприятия пространства и пространственных отношений предметов.
А.Р. Лурия и Л.С. Цветкова разработали концепцию, письма как вида речевой деятельности, данная концепция включает в себя ряд уров-ней.
1. Психологический уровень. В данный уровень включаются «звенья», которые соответствуют интелектуальному, речемыслительному действию, благодаря которому реализуется письменная деятельность. К ним относятся: появление мотива, плана к письменной речи, создание пла-на, создание на базе плана совместного значения, определения содержания письменной речи, регуляции работы и осуществления контроля над вы-полненными действиями.
2. Сенсомоторный (или психофизиологический) уровень. Данный уровень состоит из 2-х подуровней-сенсорно-акустико-моторного и опти-ко-моторного. В состав сенсорно-акустико-моторной подуровня входят звенья обеспечивающие «техническое» осуществление процесса письма. Сенсо- акустико-моторный подуровень осуществляет процесс звуковазли-чения, создавая основы для операций кинестетического и акустического анализа звуков, слова, для умения выделять устойчивые фонемы артику-лемы. А также реализует установление очередности в написании букв в словах. В свою очередь, эти процессы, обеспечиваются механизмом слу-хоречевой памяти. Как отмечают авторы, в оптико-моторный подуровень, включаются сложные процессы перешифровки с 1-го кода языка на дру-гой: со звука на букву, с буквы на комплекс тонких движений руки, то есть в предметное моторное действие, соответствующее написанию каждой от-дельной буквы.
А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский определяли навык как действие, которое сформировано методом повторения и характеризуется большой степенью усвоения, недоступности поэлементной сознательной регуляции и контроля.
М.М. Безруких выделил следующее определение графомоторного навыка. «Графомоторный навык - это привычное положение и движение пишущей руки, которое позволяет изображать письменные звуки и их со-единения. Правильно сформированный графомоторный навык позволяет писать буквы четко и разборчиво, красиво и быстро. Неправильно сфор-мированный графомоторный навык создает трудности на письме: нераз-борчивый и небрежный почерк, медленный темп. В то же время, автор от-мечает, что переделка неправильного графомоторного навыка затруднена, а иногда и вовсе невозможна».
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Горбунова С. Ю. Обучение грамоте детей с особыми образователь-ными потребностями/ Горбунова С. Ю. . - М.: Владос, 2017. - 236 с.
2. Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет: Пособие для логопеда: в 2-х ч. Ч.2: Формирование элемен-тарного графического навыка / О.Б. Иншакова. - М.: Владос, 2019. - 111 с.
3. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова, М.С. Ру-зина. - Екатеринбург, 2019 - 224 с.
4. Концепция организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе [Электронный ресурс] / Т.Н. Доронова, Т.И. Гризик, Е.В. Соловьева, М.А. Рунова, Н.А. Короткова, С.Г. Якобсон и др.// Электронный журнал «Обруч.ru». - 2017. - № 4. - Режим доступа: http://www.obruch.ru/index.php?id=8&n=30&r=17
5. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) [Электронный ресурс] //Электронный журнал «Об-руч.ru». - 2015. - № 1. - Режим доступа: http://www.obruch.ru/index.php?=22&id=8&r=17&s=585
6. Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев. - Спб.: Речь, 2018. 330 с.
7. Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика : Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2018. - № 6. - С. 36-41.
8. Крушельницкая, О.И. Вправо - влево, вверх - вниз: Развитие про-странственного восприятия у детей 6-8 лет / О.И. Крушельницкая. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 80 с.
9. Левина, Р.Е. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи / Р.Е. Левина. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. - 312 с.
10. Лозгачева, О.В. Нейропсихологический подход к пониманию преду-преждения дисграфических расстройств у детей с ОНР 3 уровня в старшем дошкольном возрасте. / О.В. Лозгачева, И.Б. Тверских // Личность в со-временном мире. сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции. Уральский государственный педагогический университет; Институт психологии. - Екатеринбург., 2019. - С. 185-193.
11. Лурия, А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое исследование / А.Р. Лурия. - М.: «Академия», 2017. - 352 с.
12. Моргачева, И.Н. Ребенок в пространстве. Подготовка дошкольников с ОНР к обучению письму посредством развития пространственных пред-ставлений / И.Н. Моргачева. - СПб.: «Детство- ПРЕСС», 2019. - 212 с.
13. Нижегородцева, Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н.В. Нижегородцева. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256 с.: ил. - (Подготовка детей к школе).
14. Никитина, А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий / А.В. Никитина. - М.: Каро, 2018. - 96 с.
15. Новикова, Е.В. Как подготовить руку ребёнка к письму: комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей/ Е.В. Новикова. - М.: «Гном- Пресс», 2000 - 40 с.
16. Немов Р.С. Психология. В 3 кн. Кн.1. Общие основы психологии. - 2-е изд. - М., 2017. - 576 с.
17. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфий у детей. - СПб.: Лениздат: Союз, 2001. - 240 с.
18. Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: учебное пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой - М.: Московский психолого-социальный институт, 2019. - 240 с.
19. Плутаева, Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет // Дошколь-ное воспитание: Ежемесячный научно-методический журнал. - 2021. - №3. - С. 28-35
20. Правдина О.В. Логопедия: учебн. пособие для дефектол. фак. пед. ин-тов - М.: Просвещение , 2018 - 272 с.
21. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать./ Попу-лярное пособие для родителей и педагогов. С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова и др. - Ярославль: Академия развития. 2017. - 192с.
22. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольни-ков. - М.: Издательство АСТ, 2017. - 48 с.
23. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: Владос. 1995. - 255 с.
24. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движе-ний рук. - М.: Эксмо-Пресс, 2001. - 71 с.
25. Спирова Л.Ф. Обследование состояния письма и чтения у детей //Методы обследования нарушений речи у детей. - М.: Изд-во АПН ССCР, 1982. - стр. 82-93.
26. Трошин О.В., Жулина Е.В. Логопсихология: Учебное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2019. - 256 с.
27. Федосова Н.А., Горецкий В.Г. Методическое пособие по обучению грамоте и письму: Кн. для учителя - 3 изд. - М.: Просвещение, 2020. - 105 с.
28. Фирилева, Ж.Е. Танцы пальчиками / Ж.Е. Фирилева // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. - 2019. - №3. - С. 26-27
29. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. М., 2019.- 65 с.
30. Харебашвили Ю.А. Использование предметов-заместителей в кор-рекционно-развивающем обучении дошкольников с ОНР // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - №4 - С. 41-45.