Фрагмент для ознакомления
2
Введение
На сегодня маркетинг сопровождает продвижение товаров, работ, услуг. Именно благодаря итогам маркетинговой деятельности потребитель может узнать о том, какие услуги предоставляет та или иная организация. Зачастую маркетинговая деятельность является основным критерием выбора.
Актуальность маркетинга туризма определяется так же реальной ориентацией развития российской экономики по пути регулируемых рыночных отношений; возрастающим интересом к маркетингу как средству жизнеобеспечения и развития субъектов туристского рынка; массовым изменением в ходе проводимых в стране реформ менталитета потребителей и формированием в их сознании нового рыночного образа жизни, неотъемлемой составляющей которого является маркетинг.
Объектом исследования является маркетинг в туризме.
Предметом – маркетинговые программы Калининграда.
Объект и предмет определили следующую цель курсовой работы – проанализировать маркетинговые программы Калининграда как туристского направления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить понятие термина «маркетинг»;
- рассмотреть суть и значение маркетинга в туризме;
- провести анализ ресурсов Калининграда как туристского направления;
- исследовать маркетинговое продвижение Калининграда как туристского направления.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
- метод анализа;
- метод классификации и синтеза;
- метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в анализе маркетинговых программ Калининграда как туристского направления. Полученные итоги могут быть полезны студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Информационная база курсовой работы основана на информации из трудов следующих авторов: Ю.Н. Абабков, О.Ю. Артемов, Е.В. Вагнер, М.Н. Глумова, К.А. Дорогова и др.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты маркетинга в туризме.
Во второй – проведен анализ маркетинговых программ Калининграда как туристского направления.
1. Теоретические аспекты маркетинга в туризме
1.1 Понятие термина «маркетинг»
В основе термина «маркетинг» лежит слово «market», что значит «рынок». Потому нередко под маркетингом понимают философию управления и функционирования в условиях рынка, которая направлена на ориентацию производства с учетом потребностей покупателей . Маркетинговая деятельность на предприятии должна обеспечить:
- надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке, структуре и динамике точного спроса, вкусах и предпочтениях клиентов, другими словами информацию о наружных условиях функционирования предприятия;
- создание комплекта продуктов (ассортимента), который более всего будет удовлетворять притязания рынка, в сравнении с основными конкурентами;
- важнейшее воздействие на покупателя, спрос и рынок, который будет обеспечивать максимум эффекта от реализации производимых товаров и услуг.
Сложность и неоднозначность сущности маркетинга обусловила тот факт, что в последнее время многие исследователи стали избегать прямых определений, предлагая рассматривать несколько возможных методологических подходов к характеристике маркетинга. В таблице 1 приведены известные варианты многоаспектных трактовок термина «маркетинг».
Таблица 1 – Варианты многоаспектных трактовок термина «маркетинг»
Автор Определение понятия
К.А. Дорогова Принцип управления предприятием; средство получения конкурентных преимуществ; метод поиска решений .
М.В. Егоров Предпринимательский стиль мышления (философия) стратегия; метод воздействия на рынок и клиентов; организационная функция (то, чем занимается отдел маркетинга)
В.В. Жариков Комплекс агрессивного инструментария сбыта для проникновения на имеющиеся рынки; комплекс инструментария рыночного анализа; архитектор потребительского общества
Т.П. Медведева Философия взаимодействия и координации предпринимательской деятельности; концепция управления; средство обеспечения преимуществ в конкурентной среде; метод поиска решений
В.А. Зайцева Вид деятельности по продвижению товаров от производителя к потребителю; система взглядов на общественное производство; научная дисциплина; концепция управления деятельностью предприятия; разработка на уровне предприятия комплексных программ
Каждое из приведенных определений является адекватным, а их большое количество объясняется, с одной стороны, – актуальностью роли маркетинга в современной науке и предпринимательстве; с другой – применением различных методологических подходов учеными при определении маркетинга.
Объединение таких элементов, как товар (услуга), цена, продвижение, рынок, потребитель и продавец в единую комплексную систему переводят маркетинг в статус ведущей управленческой системы в современном мире предпринимательства (рисунок 1).
Предметом маркетинга являются отношения субъекта хозяйствования, которые возникают между ним и потребителем, а также другими субъектами на конкретном рынке. Такие отношения определяются тем, что, во-первых, в условиях рынка каждый субъект хозяйствования работает на рынке и для рынка, где главное действующее лицо – потребитель. Именно потребитель своим «денежным бюллетенем», голосуя «за» или «против» результатов хозяйствования, предоставляет право на существование и определяет перспективы субъектов рынка, которые в конкурентной борьбе пытаются завоевать расположение потребителя.
Рисунок 1 – Маркетинг как философия и методология современного бизнеса
Победа в борьбе определяется желаниями и возможностями приспособиться к требованиям и потребностям потребителя. Итак, объектом маркетинга является потребитель. Во-вторых, для успешного становления и развития каждый субъект хозяйствования должен создать и сохранить определенные преимущества своей деятельности, устойчивый положительный (доходный) баланс между своими возможностями и рыночными условиями. Потому, несмотря на общеэкономическое понимание маркетинга, все же у каждого предприятия свое представление о предмете и объект маркетинга.
Комплекс маркетинга – совокупность маркетинговых инструментов, которые поддаются контролю и используются вместе для получения желаемой реакции целевого рынка. Маркетинговый комплекс включает в себя все, что способно сделать предприятие конкурентоспособным, чтобы повлиять на спрос своего товара.
Таким образом, маркетинг – это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары, услуги организации, людей, территории и идеи посредством обмена. Комплекс маркетинга как составляющая маркетинговой политики предприятия – обширная сфера научных и прикладных исследований емких категорий.
1.2 Суть и значение маркетинга в туризме
Рынок туризма представляет собой сложное структурированное образование, включающее следующие функциональные компоненты: экономический, экологический, социальный, правовой, которые проникают во все сферы деятельности. Цель туристического рынка – это определение факторов, обеспечивающих удовлетворение спроса клиентов в туристских услугах. Первоочередными задачами туристического рынка являются потребности туристов, исследование рынка, так как каждый день появляется большой выбор товаров и услуг, чтобы продолжать свое успешное функционирование на рынке возникает необходимость в их продвижении .
Угроза заражения в период пандемии короновируса, начавшейся в 2019 г. изменила отношение потребителей к поездкам, сформировала новые ожидания туристов, новые требования к путешествиям, что неизбежно влечёт за собой новые характеристики туристских предложений. Согласно материалам BCG, опрос жителей разных стран показал в качестве ключевых критериев при выборе провайдера туристских услуг следующие: высокие стандарты санитарной безопасности, немноголюдность, соблюдение социального дистанцирования .
Летом 2020 г. подобный опрос проводился среди россиян. Выявленные основные тенденции в подходе к планированию будущих поездок, в целом, характеризуют довольно осторожное покупательское поведение: основная часть опрошенных, в первую очередь, отдаёт предпочтение возможности бесплатной отмены бронирований . В сентябре 2020 года исследовательский холдинг «Ромир» провел исследование общественного мнения о распространении коронавируса. Авторы исследования отмечают, что большинство россиян (42%) не испытывают беспокойства по поводу распространения коронавируса, но продолжают соблюдать все необходимые меры предосторожности, при этом женщины заявляли об этом чаще мужчин (44% против 40%) .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абабков Ю. Н. Маркетинг в туризме: учебник. / Ю. Н. Абабков. Инфра-М, 2014. –С.28-29
2. Артемов О. Ю. Из истории международного маркетинга: США и Япония - борьба за право считаться первой страной, открывшей миру маркетинговые технологии // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2017. №2 (8). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iz-istorii-mezhdunarodnogo-marketinga-ssha-i-yaponiya-borba-za-pravo-schitatsya-pervoy-stranoy-otkryvshey-miru-marketingovye-tehnologii (дата обращения: 15.03.2022)
3. Большой гид по Калининграду и области [Электронный ресурс]. URL: https://story.tutu.ru/bolshoj-gid-po-kaliningradu-i-oblasti (дата обращения: 15.03.2022)
4. Вагнер Е.В., Современные стратегии продвижения потребительских товаров на иностранном рынке на основе выбранной концепции международного маркетинга // Символ науки. 2018. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-strategii-prodvizheniya-potrebitelskih-tovarov-na-inostrannom-rynke-na-osnove-vybrannoy-kontseptsii-mezhdunarodnogo (дата обращения: 15.03.2022)
5. Глумова М. Н. Калининградская область - регион для развития молодёжного туризма // StudNet. 2021. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kaliningradskaya-oblast-region-dlya-razvitiya-molodyozhnogo-turizma (дата обращения: 15.03.2022).
6. Государственная программа Калининградской области «Туризм» [Электронный ресурс]. URL: https://culture-tourism.gov39.ru/deyatelnost/turizm/gosudarstvennaya-programma-kaliningradskoy-oblasti-turizm/ (дата обращения: 15.03.2022)
7. Дорогова К.А. Основные проблемы маркетинговой политики в современных предприятиях // Скиф. 2019. №5-2 (33). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-problemy-marketingovoy-politiki-v-sovremennyh-predpriyatiyah (дата обращения: 15.03.2022)
8. Дурович А. П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для вузов/А. П. Дурович. — М.: ИНФРА-М, 2010. — С.35-36
9. Егоров М. В. Совершенствование логистической и маркетинговой политики на предприятии // Форум молодёжной науки. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-logisticheskoy-i-marketingovoy-politiki-na-predpriyati i(дата обращения: 15.03.2022)
10. Жариков В.В. Маркетинговая политика сбыта: краткосрочный и долгосрочный периоды // ЭКОНОМИНФО. 2016. №26. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovaya-politika-sbyta-kratkosrochnyy-i-dolgosrochnyy-periody (дата обращения: 15.03.2022)
11. Зайцева, В.А. Маркетинг: учебное пособие / В.А. Зайцев. – Москва (МГИУ), 2016. – С.27
12. Итоги, тренды, прогнозы: калининградские власти — о турсезоне 2020 и 2021 // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/22/01/2021/600ae1529a7947858cfe3ae4 (дата обращения: 15.03.2022).
13. Казакова Г. Я., Мудаева Г. Ю. Перспективы развития нетрадиционного туризма в Республике Калмыкия. В сборнике: Экономика и управление отраслями, комплексами на основе инновационного подхода материалы Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Б. К. Салаев; Министерство образования и науки Российской Федерации; Калмыцкий государственный университет. 2014. С. 415
14. Калининград 2022 – все о городе с фото и видео [Электронный ресурс]. URL: https://wikiway.com/russia/kaliningrad/(дата обращения: 15.03.2022)
15. Карпова Г. А. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 15.03.2022).
16. Карпова Г. А. Проблемы и перспективы развития туризма в условиях пандемии // Известия СПбГЭУ. 2021. №1 (127). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-perspektivy-razvitiya-turizma-v-usloviyah-pandemii (дата обращения: 15.03.2022).
17. Медведева Т. П. Управленческий подход к пониманию сущности маркетинга: трактовка для руководителей предприятий // Практический маркетинг. 2013. №5 (195). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlencheskiy-podhod-k-ponimaniyu-suschnosti-marketinga-traktovka-dlya-rukovoditeley-predpriyatiy (дата обращения: 15.03.2022)
18. Музей «Фридландские ворота» [Электронный ресурс]. URL: https://fvmuseum.ru/ (дата обращения: 15.03.2022)
19. Пилюте Ю. Копия на древнем постаменте: пять фактов о калининградском памятнике Канту [Электронный ресурс]. URL: https://klops.ru/afisha/2018-11-28/184820-kopiya-na-drevnem-postamente-pyat-faktov-o-kaliningradskom-pamyatnike-kantu (дата обращения: 15.03.2022)
20. Россияне устали от пандемии, но продолжают соблюдать все меры предосторожности. [Электронный ресурс]. URL: https://romir.ru/studies/rossiyane-ustali-ot-pandemii-no-prodoljayut-soblyudat-vse-mery- predostorojnosti (дата обращения: 15.03.2022).
21. Туризм. Прогноз развития отрасли после COVID-19. Июль 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://innoagency.ru/files/Tourism_Prognoz_Covid19.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
22. Туриндустрия через призму драйверов и барьеров бизнеса. [Электронный ресурс]. URL: https://www.csr.ru/upload/iblock/6a1/6a14b85fb06482c466439edfde3a879d.pdf (дата обращения: 15.03.2022).
23. Цыринова, Н. С. Маркетинг в туризме / Н. С. Цыринова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 27.2 (131.2). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/131/36458/ (дата обращения: 15.03.2022)
24. COVID-19 Consumer Sentiment Snapshot #1: Setting the Baseline. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bcg.com/publications/2020/covid-consumer-sentiment-survey (дата обращения: 15.03.2022).