Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ…………………………...5
1.1 Особенности понятия психологического консультирования……….5
1.2 Цель, направления и задачи консультирования……………………...9
1.3 Методы и приёмы консультирования семьи………………………..15
Выводы по главе …………………………………………………………18
2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ…………………………………………………………………………...20
2.1 Организация, методы и методики исследования…………………...20
2.2 Констатирующий этап экспериментального исследования……….24
2.3 Формирующий этап экспериментального исследования…………..29
2.4 Контрольный этап экспериментального исследования…………….29
Выводы по II главе………………………………………………………..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….37
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………...39
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Проблема индивидуального консультирования родителей и детей школьного возраста актуальна сегодня, так как именно в этот период специалист может уберечь родителей от последующих ошибок в воспитании, заложить основы гармоничного личностного развития ребенка.
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, особенности общения, способы и формы совместной деятельности, семейные ценности и ориентиры.
Часто родителям проще обратиться к профессиональному консультанту, ссылаясь на трудности с воспитанием детей, чем решать их самостоятельно.
Высокий процент обращаемости к консультантам родителей детей школьного возраста проистекает в основном по двум причинам: они хотят знать, соответствует ли уровень развития ребенка возрастным нормам и каковы причины его низкой успеваемости или плохого поведения.
Задача специалиста – показать многообразие причин тех трудностей, которые возникают у ребенка, и, прежде всего, негативную или пассивную роль самих родителей в сложившейся ситуации.
Цель исследования: изучить особенности индивидуального психологического консультирования родителей и ее роль в позитивном развитии семейных отношений.
Объект исследования: индивидуальное психологическое консультирование.
Предмет исследования: консультирование родителей.
Гипотеза: предполагается, что индивидуальное психологическое консультирование родителей детей школьного возраста помогает в решении проблем ребенка в системе школьного обучения, а также внутрисемейных проблем.
Для конкретизации цели исследования и проверки поставленной гипотезы определены следующие задачи исследования:
1. Изучить психолого-методическую литературу по проблеме индивидуального психологического консультирования;
2. Изучить особенности психологического консультирования;
3. Рассмотреть цели, задачи и направления консультирования;
4. Изучить методы и приёмы консультирования семьи;
5. Провести экспериментальное исследование консультирования родителей по воспитанию детей в семье.
6. Разработать индивидуальные консультации для родителей по воспитанию детей в семье.
7. Обобщить результаты и сделать выводы.
Проблемы психологического консультирования семьи достаточно хорошо раскрыты в работах Ю.Е. Алёшиной, И.В. Гребенникова, Е.Г. Силяевой, Л.Б. Шнайдера, Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, В.И. Леви и др.
Изучением проблемы индивидуального психологического консультирования родителей и детей школьного возраста занимались И.В. Дубровина, М.К. Акимова, М.Р. Битянова, Р.В. Овчарова, О.Г. Прохорова, A.M. Прихожан, О.Г. Зверева, А.Н. Ганичева и другие.
Практическая значимость исследования: знание особенностей психологического консультирования родителей и детей школьного возраста поможет психологам, педагогам грамотно организовать работу с родителями и их детьми, оказать помощь в решении проблем.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ
1.1 Особенности понятия психологического консультирования
Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная с оказанием со стороны специалиста-психолога непосредственной психологической помощи людям, которые нуждаются в ней, в виде советов и рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абрамова, Г. С. Психологическое консультирование: Теория и опыт: учеб. пособие для пед. вузов / Г. С. Абрамова. – М.: Академия, 2001. – 240 с. – (Высшее образование).
2. Алёшина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование [Текст]. – М.: Независимая фирма «Класс», 2004. – 208 с.
3. Бондаренко, А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001. – с. 336.
4. Брюхова, Н.Г. Особенности индивидуального психологического консультирования. – М. 2003 г.
5. Венгер, А. Л. Психологическое консультирование и диагностика: практ. руководство. Ч. 2 / А. Л. Венгер. – 3-е изд. – М.: Генезис, 2005.
6. Индивидуальное психологическое консультирование: краткий курс лекций / Е. М. Лысенко, Т. А. Молодиченко. – М.: Академия, 2006. – 160 с. – (Психология).
7. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2005. – 320 с.
8. Лысенко, Е.М. Индивидуальное психологическое консультирование: крат. курс лекций / Е.М. Лысенко, Т.А. Молодиченко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. – 159 с.
9. Меновщиков, В.Ю. Введение в психологическое консультирование. 2-е изд. стереотипное. – М.: Смысл, 2000. – 109 с.
10. Нельсон - Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: 2002 г. – с. 464.
11. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. – М.: 2002 г. – с. 260.
12. Обозов, Н.Н. Психологическое консультирование: Методическое пособие. – СПб., 2006 г. – с. 224.
13. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психол. фак. университетов. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 448 с.
14. Особенности консультирования родителей при решении проблем детского развития [Электронный ресурс] http://uchebniki.ws/18060203/psihologiya/konsultirovaniya_roditeley_pri_reshenii_problem_detskogo_razvitiya - Дата обращения: 29.06.2014.
15. Педагогическое консультирование: рек. УМО вузов РФ / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко и др.; под ред. В. А. Сластенина, И. А. Колесниковой. – М.: Академия, 2006. – 320 с.
16. Роджерс, К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. – М.: Эксмо-Пресс, 2002 г. – с. 417.
17. Стоун Дж.Л. Консультирование. – М. 2004 г. – с. 396.
18. Сытник, С.А. Основы психологического консультирования. М. 2009 г. – с. 215.
19. Учебник под редакцией д-ра психол. наук, проф., акад. БПА М.К. Тутушкиной, 4-е издание, переработанное, дополненное. – СПб.: Издательство «Дидактика Плюс», 2001. – с. 215.