Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам в качестве цели обучения выступает овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме. Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности.
Актуальность темы работы заключается в том, что, во-первых, изучение иностранного языка сегодня признается очень важным, особенно английского языка, что связано с глобализацией английского языка в России и во все мире. Во-вторых, работа над лексикой иностранного языка является, с нашей точки зрения, первостепенной, поскольку без овладения лексическим навыком учащиеся не смогут выполнять разные виды речевой деятельности, такие как говорение, чтение, письмо, аудирование, перевод и т.д. Актуальность работы можно объяснить также тем, что в настоящее время урок иностранного языка отходит от традиционных форм занятий, переходя на совершенно новый уровень, благодаря чему в педагогической и методической литературе присутствует большое количество различных методик работы над лексикой, из которых педагогу необходимо выделить оптимальные.
Актуальность исследования определила цель и задачи работы.
Целью работы является разработка системы заданий и упражнений, направленных на формирование лексических навыков на начальном этапе обучения иностранному языку.
Для достижения цели исследования необходимо решить ряд задач:
1. Изучить психологические особенности учащихся младшей школы.
2. Рассмотреть общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе;
3. Охарактеризовать понятие лексического навыка и цели его формирования.
4. Привести основные методические принципы в формировании лексических навыков.
5. Исследовать практическое применение разработанной методики.
Объект исследования – процесс формирования лексических навыков на начальном этапе обучения английскому языку.
Предмет исследования – способы формирования лексических навыков.
Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных исследователей, таких как Е. Боума, Н.Д. Гальскова, Т.И. Капитонова, И.С. Кладова, Л.И. Колесников, М.П.А. Ллач, И.В. Никишина, О.И. Плешкова, Н.М. Родина, Дж. Скривенер, Е.Н. Соловова, Л.А. Терехина, О.В. Чикишева, Дж. Хармер, А.Н. Щукин и другие.
В качестве материала исследования использован УМК В.П. Кузовлева «English-3», на основе которого разрабатывается система упражнений по формированию лексического навыка у учащихся младших классов.
Методы иссле6дования: синтез, анализ, сравнение, обобщение.
Практическая значимость работы состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности учителей английского языка в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКИМ НАВЫКАМ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ
1.1 Психологические особенности учащихся младшей школы
Изучение иностранного языка на начальном этапе – это способ познакомиться с культурой жителей англоязычных стран. Следовательно, урок иностранного языка можно назвать начальным лингвистическим образованием, способствующим сравнению учащимися условий своей и чужой страны. Таким образом, учащиеся младших классов начинают формировать языковую, т.е. лингвистическую компетенцию.
Однако, как отмечает О.С. Алимова, формирование элементарной иноязычной компетенции не является основной задачей изучения иностранного языка в начальной школе. Младшие школьники должны ощутить, в первую очередь, потребность в изучении иностранного языка [Алимова, 2013, с. 6].
В различных психолого-педагогических трудах можно обнаружить точку зрения, что в детях наблюдается природная расположенность к языкам, эмоциональная готовность к овладению иностранными языками. Эту готовность психологи и педагоги называют сензитивностью. Сензитивность детей, по мнению большинства психологов и педагогов, тесно связана с явлением готовности ребенка к школе, т.е. психологической и физиологической готовностью детей к обучению, необходимым уровнем их развития для усвоения различных учебных дисциплин, включая иностранный язык.
Как известно, начало младшего школьного возраста определяется моментом начала обучения ребенка, т.е. его поступления в школу. Под начальным периодом обучения сегодня понимается возраст от 6-7 до 10-11 лет, т.е. 1-4 классы школы. Этот период характеризуется, прежде всего, усиленным физическим и психофизиологическим развитием детей [18].
Если раньше считалось, что сензитивный возраст детей – это период от 4 до 8 лет, когда дети характеризуются большой любознательностью, потребностью в познании, гибким усвоением языкового материала, то сегодня исследователи подтверждают уменьшение сензитивного возраста современных детей [33, с. 90].
Психологи и педагоги сегодня подтверждают, что раннее обучение иностранному языку создает большие возможности для возникновения интереса к языку, к культуре изучаемого языка, следовательно, способствует развитию коммуникативно-речевого акта. Сензитивный период усвоения иностранного языка в школе повышает возможности педагогов не упустить преимущества данного возраста [11, с. 44].
Ведущей деятельностью в младшем школьном возрасте постепенно становится учебная деятельность, которая развивает память, внимание, мышление, восприятие и воображение школьников. Однако игровая деятельность, являющаяся ведущей деятельностью дошкольников, до сих пор остается в силе в младшем школьном возрасте. Дети не теряют интереса к игровым занятиям. Можно сделать вывод, что младшие школьники характеризуются многообразием видов деятельности, которые пересекаются между собой. В связи с этим в учебную деятельность школьников начальных классов необходимо включать игровую, познавательную и учебную деятельность в равных пропорциях, что приведет к формированию положительного отношения учащихся к изучаемому предмету.
Младшие школьники открыты и восприимчивы. К сожалению, их природная открытость происходит только в среде родной культуры. Однако темпы современной жизни требуют постоянного совершенствования лингвистических и лингвокультурных знаний. Поэтому с самого начала младшие школьники должны приобщаться к иностранному языку сквозь призму культуры изучаемого языка.
Доминирующей функцией в анализируемом школьном возрасте обладает мышление, поскольку в младшем школьном возрасте мыслительные процессы активно развиваются и перестраиваются на нужный лад. В этом возрасте наблюдается переход от наглядно-образного мышления к словесно-логическому, поскольку именно в рамках школьного обучения словесно-логическое мышление получает максимальное развитие. Следует отметить, что школьники только первые два года работают с наглядными материалами, а в последующие годы обучения в школе объем наглядности заметно сокращается.
Несомненно, в структуре мышления младших школьников довольно долго сохраняется наглядно-образное мышление, что, с нашей точки зрения, оптимально использовать во время формирования лексического навыка. Сочетание наглядно-образного мышления с развивающимся абстрактным мышлением создает оптимальные условия для изучения иностранного языка в школе [16, с. 12].
Что касается особенностей памяти младшего школьника, то в возрасте 1-4 классов у учащихся довольно сильно развита долговременная память, в отличие от оперативной памяти, которая развита намного хуже. Следовательно, вся информация, которую запоминает учащийся начальных классов, запоминается им надолго. Однако основная проблема состоит в том, что в этом возрасте школьник еще не может извлекать выученную им информацию из памяти, тем более целенаправленно ее использовать и осознанно применять в процессе иноязычной коммуникации. Эта проблема решается, с точки зрения Г.И. Шайметовой, посредством создания у учащихся младших классов строго определенных установок, которые мотивируют школьников на запоминание того или иного учебного материала [Шайметова, 2011, с. 32].
Особую роль при составлении методики преподавания иностранного языка для формирования лексического навыка в младших классах играет учет физического развития детей. Согласно Л.А. Чаусенко, необходимо учитывать следующие физические характеристики учащихся младших классов:
совершенствование головного мозга и нервной системы;
неразвитость отделов головного мозга, отвечающих за регуляцию и контроль психической деятельности;
развитие и окостенение конечностей, позвоночника;
усиленный рост мускулатуры, увеличение массы мышц;
общее развитие двигательного аппарата, как следствие – стремление к беганию, прыжкам и т.д.;
интенсивное развитие нервно-психической деятельности, что приводит к высокой возбудимости детей, большой подвижности и, как следствие, высокой утомляемости;
неспособность выдерживать физические перегрузки, например, продолжительное письмо или утомительную физическую работу [Чаусенко, 2015].
Таким образом, при формировании лексического навыка на уроке иностранного языка в начальной школе необходимо учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся младших классов. Младшие школьники обнаруживают психологическую готовность к школе, к образовательному процессу, что называют сензитивностью. Мы отметили, что возраст сензитивности с каждым годом уменьшается, т.е. современные учащиеся, начинающие процесс обучения, становятся все младше и младше. Следовательно, основной задачей педагогов является не упустить преимущества сензитивного периода детей младшего школьного возраста и как можно раньше начать прививать элементы иноязычной компетенции.
1.2. Общие особенности обучения иностранному языку на начальном этапе
Цель обучения иностранным языкам состоит, прежде всего, в развитии личности учащегося, его способностей и желания участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычной речевой деятельности.
В связи с этим изучение иностранного языка в современной школе начинается в младших классах, хотя сравнительно недавно начальный этап изучения языка приходился на 5 класс общеобразовательной школы. С точки зрения Н.А. Ладик, мало просто знать язык: нужно его понимать, уметь мыслить на нем, использовать приобретенные на уроке навыки в дальнейшей жизни: в вузе и на работе. Таким образом, мировые стандарты современного образования направлены, прежде всего, на воспитание образованного, творческого человека, способного мыслить и быстро адаптироваться в меняющемся мире [Ладик, 2011, с. 25].
Начальный этап изучения иностранного языка – это период изучения языка, в который возможно заложить основы коммуникативной компетенции, необходимые для дальнейшего развития и совершенствования в курсе изучения иностранного языка. Начальный этап изучения иностранного языка может варьироваться (в современном мире предлагается множество курсов для начального изучения английского языка взрослых учащихся). В данной работе к начальному этапу мы относим школьников 1-4 классов общеобразовательной школы. Чтобы заложить основы коммуникативной компетенции, в частности, лексической компетенции, исследуемой в данной работе, в данной возрастной группе необходимо учащихся с первых шагов знакомить с языком как средством общения. Следовательно, методика преподавания иностранного языка на начальном этапе в 1-4 классах должна быть направлена на освоение следующих навыков и умений: 1) уметь понимать иноязычную речь на слух (навык аудирования); 2) уметь выражать мысли средствами изучаемого языка (навык говорения); 3) уметь понимать прочитанный иноязычный текст (навык чтения); 4) уметь пользовать орфографией и графикой иностранного языка (навык письма) [14, с. 55].
В современной системе образования цели обучения иностранному языку постепенно модернизируются в связи с новыми веяниями времени. Так, стратегической целью современного процесса обучения иностранному языку является, с точки зрения И.П. Коротковой, формирование творческой личности, достижение межкультурной компетенции [Короткова. 2012, с. 218].
Для развития необходимых навыков для овладения иноязычной коммуникативной компетенцией на начальном этапе изучения иностранного языка разрабатываются учебные материалы, соответствующие как возрастным особенностям учащихся данного возраста, так и их познавательным интересам. К примеру, с первого года обучения иностранному языку развиваются следующие способности учащихся:
1) фонетический слух;
2) способность к имитации;
3) догадка;
4) способность к выявлению языковых закономерностей;
5) способность к вероятностному прогнозированию;
6) способность устанавливать смысловые связи.
Также можно выделять ряд психических функций, выявляемых на данном этапе изучения иностранного языка, среди которых Т.А. Ткачева отмечает:
1) развитие единицы зрительного восприятия;
2) развитие объема оперативной слуховой памяти;
3) развитие произвольного или непроизвольного внимания [Ткаченко, 2014, с. 89].
Таким образом, основной стратегической целью обучения иностранному языку на начальном этапе является развитие творческой личности и достижение межкультурной компетенции. Уже с первого класса школьники развивают навыки аудирования, письма, чтения и говорения, а также ряд необходимых способностей и психических функций. Задачей обучения иностранному языку на начальном этапе в современной системе образования стало не только развитие определенных навыков и умений, но и достижение понимания культурных особенностей страны изучаемого языка.
1.3. Цели и содержание формирования лексического навыка
Вопрос формирования лексического навыка в рамках изучения иностранного языка является одной из наиболее значимых проблем обучения языку в общеобразовательной школе. Знание и практическое использование лексического строя языковой системы иностранного языка позволяет развить вербально-семантический уровень вторичной языковой личности учащегося, т.е. тот языковой уровень, без которого невозможно дальнейшее изучение иностранного языка и в целом достижение иноязычной коммуникативной компетенции.
Под лексическим навыком приято понимать синтезированный процесс выбора лексической единицы, исходя из ее значения и сочетания с другими лексическими единицами языка. Причем основой лексических навыков являются лексические динамические связи, которые выступают в виде слов и словосочетаний.
Поскольку лексика является основным строительным материалом речи, т.е. ее содержательной стороной, то овладение лексикой иностранного языка – это предпосылка развития всех речевых умений. Отсюда следует, что обучение лексическому навыку – это не конечная цель, а средство обучения всем видам речевой деятельности.
Многие исследователи проблемы лексического навыка в рамках овладения иностранным языком указывают сложность и структурированность данного навыка. К примеру, И.Н. Дмитрусенко выделяет три основных компонента лексического навыка: 1) вызывание лексической единицы из памяти; 2) сочетание лексической единицы с предыдущими и последующими единицами; 3) определение соответствия выбора лексической единицы контексту [Дмитрусенко, 2013, 56].
Учет отдельных компонентов лексического навыка имеет большое значение, поскольку они находят свое отражение при подборе оптимальных обучающих методик, а также при отборе лексических единиц, призванных формировать лексический навык в рамках изучения иностранного языка.
Лексические навыки принято классифицировать на две группы:
1) продуктивные лексические навыки, т.е. навыки выбора и употреблени
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраменко А.А. Развитие коммуникативной компетенции посредством использования потенциала детских сказок на уроках английского языка в начальной школе (целостное описание актуального педагогического опыта) / А. А. Авраменко. - Белгород, 2012. - 31 с.
2. Алимова О.С. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников / О. С. Алимова // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. Екатеринбург, 2013. - С. 6-14.
3. Английский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе. В 2 ч. С.I / В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина, Е.В. Кузнецова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». М.: Просвещение, 2012. 104 с.
4. Английский язык. Рабочая тетрадь. 3 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М., Просвещение, 2012. 115 с.
5. Английский язык. Reader. 3 класс. М.: Просвещение, 2012. 87 с.
6. Будакова О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (Москва, апрель 2012). М.: Буки-Веди, 2012. - С. 152-154.
7. Гальскова Н.Д. Современная цель обучения иностранным языкам: от комплексного подхода к интеграции / Н. Д. Гальскова // Теория и практика обучения иностранным языкам: традиции и инновации: Сборник статей международной научно-практической конференции памяти академика РАО Инессы Львовны Бим. М.: Тезаурус, 2013. - С. 25-34.
8. Давыдова Ю.Г. К вопросу о понятии "лексическая компетенция" на продвинутых уровнях владения иностранными языками / Ю. Г. Давыдова // Альманах современной науки и образования. 2013. - №5(72). - С. 55-60.
9. Дмитрусенко И.Н. Критерии оценки сформированности лексического навыка / И. Н. Дмитрусенко // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: лингвистика. 2012. - №25. - С. 126-127.
10.Еремин Ю.В. Продуктивное чтение: Учебное пособие / Ю. В. Еремин, А. В. Рубцова. - СПб.: ООО «Книжный Дом», 2007. - 248 с.
11.Жежерова В.П. Актуальные проблемы методики обучения лексике иностранного языка: когнитивная парадигма и прототипический подход к семантике слова / В. П. Жежерова // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2010. - №1. - С. 36- 43.
12.Ивенин Ф.В. Интернет как интерактивное средство обучения иностранному языку / Ф. В. Ивенин // Среднее профессиональное образование. 2014. - №7. - С. 38-39.
13.Капитонова Т.И. Методика обучения русскому языку как иностранному на этапе предвузовской подготовки / Т. И. Капитоноа, Л. В. Московкин. - М.: Litres, 2015. - 276 с.
14.Кладова И.С. Технология полного усвоения программы на уроках английского языка. Методические рекомендации по формированию лексических и грамматических навыков: учебное пособие / И. С. Кладова. - Березники, 2010. - 15 с.
15.Колесников Л.И. Проблемные задания как средство понимания текста и развития обучающихся / Л. И. Колесников // Реализация методов проблемного обучения в условиях модернизации российского образования: вопросы теории и практики: материалы VI Западно-Сибирской Всероссийской научнопрактической конференции «Образование на грани тысячелетий» (Нижневартовск, 10 ноября 2010 года) / Отв.ред. Е.В. Ковалевская. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2011. - С. 13-15.
16.Короткова И.П. Роль фольклора в многоуровневой системе обучения английскому языку младших школьников / И. П. Короткова // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2012. - №5. -Т. 109. - С. 217-220.
17. Ладик Н.А. К вопросу о разработке современного учебного пособия по английскому языку для студентов гуманитарных специальностей ФМО / Н. А. Дадик // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ: Электронный сборник. Вып.1. Минск, 2011. - С. 24-25.
18.Малышева Н.К. Секреты английских звуков / Н. К. Малышева. - М.: Дрофа, 2006. - 64 с.
19.Михеева Н.Ф. Методика преподавания иностранных языков. 2-е изд., испр. и доп. / Н. Ф. Михеева. - М.: РУДН, 2010. - 73 с.
20.Мухамедьянова А.Х. Ролевые игры на уроке иностранного языка / А. Х. Мухамедьянова // Вестник КАСУ. 2007. - №2. - С. 128-133.
21.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов / И. В. Никишина. - Волгоград: Учитель, 2008. - 91 с.
22.Одинцова И.В. Роль темы в учебнике по развитию речи / И. В. Одинцова // Вестн. РУДН. Сер.: Вопросы образования: языки и специальность. 2012. - №1. - С. 106-112.
23.Орехова Ю.М. Роль информационно-коммуникативных технологий в обучении иностранному языку в современном школе (на примере сети интернет) / Ю. М. Орехова // Крымский научный вестник. 2015. - №4. - С. 290-300.
24.Плешкова О.И. Теория литературы и практика читательской деятельности: учеб. пособие / О. И. Плешкова. – М.: ФЛИНТА, 2012. – 156 с.
25.Раицкая Л.К. Использование интернета в обучении английскому языку в высшей школе / Л. К. Раицкая // Филологические науки в МГИМО: сборник науч. трудов. - №18(33). – М.: МГИМО-Университета, 2004. – с. 112-116.
26.Ремнева И.Ю. Использование виртуального ученого пространства MOODLE в обучении английскому языку / И. Ю. Ремнева // Современный учитель английского языка: сборник статей. – СПб., 2012. – с. 30-33.
27.Родина Н.М. Методика обучения дошкольников иностранному языку: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Иностр. яз.» / Н. М. Родина, Е. Ю. Протасова. – М.: Владос, 2010. – 201 с.
28. Ромашко З.М. К вопросу о важности письменной речи в обучении иностранному языку / З. М. Ромашко // Практика преподавания иностранных языков на факультете международных отношений БГУ (Электронный сборник). Вып.2. Минск, 2012.- С. 40-42.
29.Сахарова Л.Г. Особенности формирования коммуникативной культуры у студентов медицинского вуза / Л. Г. Сахарова, Т. Б. Агалакова // Вятский медицинский вестник. 2011. - №1. - С. 55-60
30.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс лекций / Е Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2014. - 239 с.
31.Терехина Л.А. Дополнительная образовательная программа детского объединения «Английская сказка». Усолье, 2013. 10 с.
32.Ткачева Т.А. Обучение чтению на иностранном языке на начальном этапе обучения / Т. А. Ткачева // Наука, техника и образование. 2014. -№2(2). - С. 88-91.
33. Чаусенко Л.А. Возрастные особенности младших школьников. 2015. / Л. А. Чаусенко. - URL: http://pedportal.net/nachalnye-klassy/psihologiya/vozrastnye-osobennostimladshih-shkolnikov-532982 (дата обращения 09.03.2022).
34.Чикишева О.В. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста / О. В. Чикишева // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012. - С. 90-92.
35.Шайметова Г.И. Роль игр на начальном этапе обучения английскому языку / Г. И. Шайметова // ФЭН-Наука. 2011. - №3. - С. 37-38.
36.Шибко Н.Л. Общие вопросы методики преподавания русского языка как иностранного: учебное пособие для иностранных студентов филологических специальностей / Н. Л. Шибко. - СПб.: Златоуст, 2015. - 336 с.
37.Щукин А.Н. Обучение речевому общению на русском языке как иностранном: Учебно-методическое пособие для преподавателей русского языка как иностранного / А. Н. Щукин. - М.: Русский язык. Курсы, 2012. - 784 с.
38.Янечко Р.В. Театрально-музыкальная деятельность – средство формирования иноязычных речевых навыков у дошкольников / Р. В. Янечно // Инновационные технологии в методике преподавания иностранных языков: педагогические технологии, наиболее эффективно реализующие ФГОС: Материалы VII Всероссийского семинара для преподавателей английского языка. – Екатеринбург, 2013. – с. 107-117.
39. English Lesson - Daily Routine - Sometimes, Never, Always, Often. - URL: http://portall.zp.ua/video/english-lesson-daily-routine-sometimes-neveralways-often/id-oBmp-iS3wBD.html (дата обращения 09.03.2022).
40. Harmer J. The Practice of English Language Teaching. – 3d edition / J. Harmen. – Longman ELT, 2001. – 386 c.