Фрагмент для ознакомления
2
В условиях развития современного общества, когда существует реальная угроза разрушения самобытных культур и исчезновения этносов, этнопедагогике принадлежит актуальная роль в духовно-нравственном воспитании младших школьников. Этнопедагогика играет важнейшую роль в сохранении и распространении культурного опыта народа.
Под этнопедагогикой чаще всего рассматривают устоявшуюся традиционную педагогику обучения и воспитания детей, характерную для конкретного народа в процессе его исторического развития. Этнопедагогика имеет огромную систему обучения и воспитания детей, соответственно специфики этноса, региона проживания детей, народности. К основным средствам этнопедагогики принято относить произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, сказки, былины), танцы, песни, народную музыку, народные игры, народное декоративно-прикладное искусство, народные праздники.
Несмотря на то, что младших школьников все еще продолжают знакомить с традициями русского народа, в этом возрасте дети уже сами способны определить значимый смысл из произведений русского народного творчества. Поэтому необходимо широко использовать все возможности этнопедагогики. Применяя средства этнопедагогики на уроках окружающего мира, учитель тем самым способствуем их приобщению к общечеловеческим нравственным ценностям.
Следует отметить, что устное народное творчество представляет младшим школьникам истинную историческую картину духовного и культурного развития народа, его основополагающие элементы мировоззрения, характер нации, пополняя представление детей о прошлом и настоящем своего народа. Знакомство с родной культурой обогащает и расширяет знания о традициях своего народа, богатой природе родного края.
Особое место в произведениях русского народного творчества уделено уважительному отношению к труду, восхищению мастерством человеческих рук.
В аспекте использования этнопедагогики как средства духовно-нравственного воспитания младший школьник может развиться, проявлять свои знания, умения и навыки, фантазию, демонстрировать себя в играх.
Анализ источников показывает, что воспитание тесно связано с идеями и мыслями, выраженными в поговорках, пословицах, сказках, преданиях.
Огромную помощь в решении проблем духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира может оказать обращение к этнопедагогическим материалам.
Этнопедагогические материалы сохранены в песнях, сказках, легендах, загадках, пословицах, поговорках, приметах, праздниках, отражающих представления народа об объектах и явлениях природы, о жизни как растительного, так и животного мира, гармоничном взаимодействии человека и природы, и могут использоваться в качестве средств воспитания.
Например, на уроке на тему «Природа. Ценность природы для людей» учащиеся могут познакомиться с народным календарём, с разнообразием явлений природы, научиться классифицировать объекты природы по тем или иным признакам, устанавливать связи между живой и неживой природой.
Этнопедагогические материалы являются важнейшим средством духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира. Этим объясняется актуальность исследования.
Необходимо отметить, что идеи классиков отечественной педагогики XX века о целостности учебно-воспитательного процесса приобрели интенсивное развитие в настоящее время. Вопросам изучения целостности учебно-воспитательного процесса посвящены труды Ю.К. Бабанского,
Л.Ю. Гордина, B.C. Ильина, В.В. Краевского, В.М. Коротова,
Б.Т. Лихачева.
Вопросы теории и методики нравственного воспитания, классификации методов воспитания отражены в работах И.С. Маръенко.
В настоящее время перед этнопедагогикой стоят очень сложные и актуальные задачи, обусловленные стремительными изменениями и преобразованиями в современном обществе.
Подходы к нравственному развитию детей отражены в работах
Т.И. Богомоловой (интернациональное воспитание), С.А. Козловой,
Н.Ф. Виноградовой (нравственно-патриотическое воспитание),
Е.В. Соловьевой (гражданское воспитание), С.А. Козловой (ознакомление дошкольников с социальной действительностью), Э.К. Сусловой (воспитание у детей культуры межнационального общения).
Объектом исследования является духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках окружающего мира. Предмет исследования – этнопедагогика как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
Исходя из поставленной цели, можно определить задачи исследования:
1. Раскрыть сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
2. Выявить роль этнопедагогики в духовно-нравственном воспитании младших школьников.
3. Проанализировать основные приемы и методы использования этнопедагогики как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира.
4. Изучить опытно-поисковую работу по духовно-нравственному воспитанию младших школьников средствами окружающего мира.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, отражающей состояние изучаемой темы. Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ КАК СРЕДСТВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1 Сущность духовно-нравственного воспитания младших школьников на уроках окружающего мира
Как отмечает ряд исследователей [1,2,4,6,8,9], изучение окружающего мира оказывает существенное положительное влияние на разви¬тие и формирование самых различных сторон личности ребенка, прежде всего, на его активное умственное развитие. В ходе процессов познания природы, окружающего и социального мира осуществляется совершенствование таких сенсорных процессов, как мышление, речь, активно развивается лю¬бознательность. Окружающий мир – это источник чувств. Как отметил в своих трудах И.Г. Песталоцци «Ум поднимается от смутных чувственных восприятий к четким понятиям» [4, с.8].
В процессе постоянного наблюдения явлений окружающего мира, осуществляя гармоничное взаимо¬действие с его объектами и предметами, у младшего школьника формируется как богатый чувственный опыт, так и развиваются умения анализиро¬вать, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдаемое и делать выводы. Помимо этого, вместе с тем развивается логика мысли, логически правильная речь и воображение [4].
Учителю, в ходе ознакомления с окружающим миром не сложно создавать и развивать ситуации вопроса, удивления, предположения, предвидения, которые являются эффективной основой для возникновения мотива получения знаний, формирования умений и навыков, приобретают актуальное значение в развитии логики мышления и правильной связанной рассуждающей ре¬чи.
По мнению К.Д. Ушинского «все, что есть в речи логического, проистекает из наблюдений человека над природой», а сама логика «есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы» [4, с.10].
На уроках окружающего мира младшие школьники включаются в деятельность, которая способствует развитию таких учебно-познавательных умений как, постановка и решение проблемных задач, применение логических операций, про¬ведение сравнения, выявление причинных зависимостей. Как отмечают исследователи, с развитием мышления теснейшим образом связано формирование таких коммуникативных умений как, участие в совместном обсуждении проблемы, диалоге, построе¬ние связного повествования [1,9,10,12].
Необходимо акцентировать внимание на том, процесс изучения окружающего мира способствует развитию детской эрудиции. Так, в начальной школе у детей формируется большой объем знаний из разных областей образования: естествознания, географии, истории, обществоведения. Таким образом, окружающий мир является предметом культурологического характера, направленным на формирование общей культуры и эрудиции ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабаян, А.В. О нравственности и нравственном воспитании / А.В. Бабаян // Педагогика - 2005 - №2 - С. 67-68.
2. Басова, Н.В. Педагогика и практическая психология / Н. В. Басова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2009. – 416 с.
3. Божович, Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей / Л.И. Божович/ / Вопросы психологии. - М.: Просвещение, 2005.- 254 с.
4. Бондаренко, А. К. Дидактические игры на уроках окружающего мира / А. К. Бондаренко, - СПб.: Питер, 2008. – 102 с.
5. Бондаревская, Е. В. Нравственное воспитание учащихся / Е.В. Бондаревская - Ростов-на-Дону: РГПИ, 2006- 361 с.
6. Бондаренко, С.М. Урок – творчество учителя / С. М. Бондаренко. – М.: Знание, 2004. – 104 с.
7. Борисова, Л.А. Опыт духовно-нравственнноговоспитания на уроках «Окружающий мир» в начальной школе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/duhovnonravstvennoe-vospitanie-na-urokah-okruzhayuschego-mira-3858421.html, свободный (29.03.2022).
8. Вахрушев, А.А. Система контроля в курсе окружающего мира / А.А.Вахрушев, Д.Д. Данилов // Начальная школа. - 2007.- №10, - С. 13-17.
9. Вахрушев, А. А. Окружающий мир. Учебник-тетрадь для 2 класса. Человек и природа. Часть 2 / А. А. Вахрушев. – М.: «Баласс», 2000. – 64 с.
10. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: Методика обучения: 1-4 классы /Н.Ф.Виноградова. - М.: Вентана-Граф, 2004. – 240 с.
11. Воловикова, М. И. Интеллектуальное развитие и моральные суждения младших школьников / М. И. Воловикова / Вопр. психологии. №2, 2009. – С. 10-12.
12. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании - 2003 - №3 - С. 9-12.
13. Кайдаш, Е. Г. Развитие познавательных интересов в учебном процессе / Е. Г. Кайдаш // Начальная школа – 2003 - №12. – С. 14 - 19.
14. Киргинцева, Е. И. Пути формирования познавательных интересов младших школьников в учебной деятельности / Е. И. Киргинцева // Начальная школа – 2002 - №11. – С. 29 - 31.
15. Колберг, Л. Подход Лоуренса Колберга к нравственному воспитанию / Л. Колберг, Ф. Пауэр, Э. Хиггинс // Психологический журнал. - 2012. - № 3. - С. 73 - 75.
16. Лазаренко, Н. И. Развитие познавательных интересов первоклассников / Н. И. Лазаренко // Нач. школа – 2009 - №5. – С. 13 - 16.
17. Липкина, А. И. О нравственной жизни школьника. / А. И. Липкина / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 19-20.
18. Марьенко, И. С. Нравственное становление личности школьника / И. С. Марьенко / Психологический журнал. - 2011. - №1. – С. 40.
19. Морозова, Е. Е. Изучение вопросов охраны воздуха и вод в курсе природоведения / Е. Е. Морозова. – Начальная школа. – 2007. - №4. – С. 19.
20. Осипова, Л. Н. Активизация познавательной деятельности младших школьников / Л. Н. Осипова. – М.: Педагогика, 2006. – 215 с.
21. Петросова Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р. А. Петросова, В. П. Голов, В. И. Сивоглазов.- М. «Академия», 2009. – 114 с.
22. Пидкасистый, П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П. И. Пидкасистый. – М.: Знание, 2008. – 170 с.
23. Плешаков, А. А. Учебник «Мир вокруг нас» и методические рекомендации к урокам/А.А.Плешаков// Начальная школа.- 2007.- №4.- С. 40.
24. Репкин, В. И. Формирование учебной деятельности в младшем школьном возрасте / В. И. Репкин // Нач. школа – 2009 - №7. – С. . 19 - 24.
25. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И. Ф. Свадковский. – М.: Педагогика, 2008. – 188 с.
26. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2006. -336 с.
27. Сластенин, В. А. и др. Педагогика // В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. Академия - 2002. – 465 с.
28. Хабиб, Р. А. Организация учебно - познавательной деятельности учащихся / Р. А. Хабиб. - М. Педагогика, 2009. – 188 с.
29. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г. И. Щукина. - М. Педагогика, 2009. – 115 с.
30. Фокина, Н. Э. Особенности развития моральных суждений у младших школьников и подростков / Н. Э. Фокина / Педагогика. №3, 2008. – С. 22.
31. Хусаинов основы формирования экологической культуры школьников/ // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 6-4. – С. 833-836.
32. Шаграева, О. А. Детская психология: Теоретический и практический курс / О. А. Шаграева. - М.: Владос, 2001. – 280 с.