Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность рассматриваемой темы определяется требованиями современного общества: одним из факторов успешной социальной адаптации в нём является владение информационной культурой. Для того чтобы успеть за темпами развития технологий, необходимо постоянно работать над собой, совершенствовать свои знания и навыки. Человек должен испытывать доверие к компьютеру и психологически быть готовым к активной работе с ним. Только при таком подходе общение с компьютером увеличивает потребность в приобретении знаний, способствует развитию творческих способностей каждой личности, формированию умений и навыков свободно ориентироваться в мире стремительно развивающихся информационных технологий.
Задания как форма управления в обучении информатике являются одним из наиболее эффективных и многообещающих инструментов, так как способствует не только развитию профессиональной и социальной компетентности, но и повышению адаптивности, мобильности людей, способности ориентироваться в изменяющейся ситуации и эффективно решать практические задачи и возникающие проблемы.
Задания направлены на создание таких условий, когда происходит получение и трансформация информации в знания с перспективой самообразования и самореализации.
Персональный успех конкретного ученика в большей мере определяется тем, насколько он окажется подготовленным к информационной деятельности, научится аналитически и критически оценивать ситуацию и принимать ответственные решения, а также умением творчески работать с информацией, в том числе с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, то есть в целом быть конкурентоспособной личностью.
Изучение состояния проблемы использования задания как формы управления в обучении информатике позволяет обозначить следующее противоречие: между необходимостью использования задания как обязательного элемента содержания обучения по информатике и слабой разработанностью методического сопровождения процесса управления в обучении информатике посредством задания.
В педагогической науке существуют исследования, отражающие отдельные аспекты технологизации образовательного процесса как важнейшего средства повышения эффективности информационно-образовательной системы (В. П. Беспалько, Б. С. Гершунский, Г. М. Мутанов и др.).
Цель исследования – использование задания как формы управления в обучении информатике.
Объект исследования – задания как форма управления.
Предмет исследования – задания как форма управления в обучении информатике.
В соответствии с целью исследования сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать современное состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, определить методологические подходы к ее решению;
2. Разработать учебные задания по информатике;
3. Рекомендации по использованию задания как формы управления в обучении информатике.
Методологическую основу исследования составили:
- системный подход в образовании, позволяющий рассматривать процесс развития информационной компетентности как педагогическую систему (В. П. Беспалько, И. В. Блауберг, Ю. А. Конаржевский, и др.);
- деятельностный подход (Е. В. Бондаревская, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. В. Сериков и др.), обеспечивающий развитие личности в образовательной деятельности;
- компетентностный подход, рассматривающий результат образования как способность человека действовать в различных ситуациях (И. А. Зимняя, Э. Ф. Зеер, А. П. Тряпицына, А. В. Хуторской, В. Д. Шадриков и др.).
- теория информатизации образования (А. А. Кузнецов, Г. М. Мутанов и др.);
Для решения сформулированных задач использованы теоретические и эмпирические методы исследования:
- анализ литературы по проблеме исследования;
- понятийно-терминологический анализ применялся для описания понятийного поля проблемы;
- наблюдение.
Теоретическая значимость заключается в том, что дано обоснование педагогическим возможностям управления обучения информатике посредством выполнения задания.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования рекомендаций для применения заданий как формы управления в обучении информатике.
Структура работы: состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, содержащего 24 источника.
1. Теоретические основы задания как формы управления в обучении информатике
1.1. Понятие задания в методике обучения
Задания в любой сфере человеческой деятельности-будь то материальное производств или наука-связаны с усвоением учебных предметов; каждое направление учебной деятельности (запоминание и творчество, изучение знаний и их применение, обобщение и самооценка) неразрывно связано с учебным заданием. Поэтому задания можно рассматривать и как цель и как средство.
В дидактической теории термины «задание», «учебное задание», «интеллектуальное», «проблемное» и т.п. употребляются наряду с терминами «упражнение», «самостоятельная работа». Прежде чем датб определенные понятию «учебное задание», его дидактическую и методическую характеристику попытаемся рассмотреть его трактовку с точки зрения психологов, дидактиков и методистов.
В исследованиях С.Л. Рубинштейна учебные задания рассматриваются как одна из центральных проблем. Ученый высказывает мысль о том, что учебные задания связаны с реальными условиями деятельности ученика. Анализируя учебные задания, С.Л. Рубинштейн рассматривает категории: мотив, отношение, цель, условия. Мотив определяет отношение ученика к учебному заданию, ведет его к цели, стимулирует выполнение действия. Развивая эту мысль, ученые продолжает: «Сознательная деятельность человека состоит в выполнении заданий. В зависимости от данных в задании отношений, цели, условий задание принимается, решается» [18]. Отношение, цель, практические условия наполняют внутреннее содержание задания. «На каждом этапе учебной деятельности, пишет С.Л. Рубинштейн, следует руководствоваться мотивом».
А.Н. Леонтьев характеризует понятие задание следующим образом: «Задание – это поставленная цель на основе определенных условий» [13]. Обозначая особенности задания, он использует термины «потребность», «мотив», «деятельность». Потребность, по утверждению А.Н.Леонтьева, «погружает» человека в работу, мотив же призывает к деят
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Атанов Г.А. Как учить пользоваться знаниями, или Введение в практику деятельностного обучения. - Донецк: ДОУ, 2004. - 108 с.
2. Беспалько В. П. Качество образования и качество обучения // Народное образование. 2017. №3-4 (1461). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kachestvo-obrazovaniya-i-kachestvo-obucheniya (дата обращения: 11.03.2022).
3. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. – С. 89–90.
4. Вишнякова С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999.
5. Гришаева А.П. Самостоятельная познавательная деятельность в процессе обучения информатике: Афтореферат дис. канд. пед. наук. – Новосибирск: НГПУ, 2000. – 15 с.
6. Давронов И.Э. Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение» // Молодой ученый. – 2012. – № 8. – С. 323–326.
7. Дорохина В.Т. Исследование процесса принятия учебной задачи: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1977.
8. Закирова С.К. Учебное задание как дидактическое средство проблемного обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 2007.– 23 с.
9. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. / Л.А. Залогова, М.А. Плаксин, С.В. Русаков и др. Под ред. И.Г Семакина, Е.К. Хеннера. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
10. Информатика. 7-9 класс. Базовый курс. Практикум-задачник по моделированию / Под ред. Н.В. Макаровой. -СПб.: Питер, 2005. - 176 с.
11. Крысько В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах. — Мн.: Харвест, 1999. — 384 с. — (Библиотека практической психологии).
12. Лапчик М.П. и др. Методика преподавания информатики: Учеб. Пособие для студ. Пед. Вузов/М.П. Лапчик, И.Г.Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П. Лапчика. -М.: Издательский центр «Академия», 2009.-624с.
13. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972. -576 с.
14. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении: Теоретико – экспериментальное исследование. – М.: Педагогика, 1980. – 240с
15. Поздеева С.И. Типология уроков в концепции педагогики совместной деятельности // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). – 2016. – Вып. 3. – С. 36–41.
16. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика, 1976. -280 с.
17. Розиков О.Р. Теоретические основы оптимального применения системы учебных задач в обучении школьников (на материалах гуманитарных предметов). Автореферат дисс…док. пед. наук. – Тбилиси, – 1986. -50 с.
18. Рубенштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1976. -416 с.
19. Софронова Н.В. Теория и методика обучения информа¬тике: Учеб. пособие / Н.В. Софронова. - М.: Высш. шк., 2004. - 223 с.
20. Уман А.И. Учебное задание и его типы // Новые исследования в педагогических науках. – М.: Педагогика, 1983. – №2. – С. 32–35.
21. Федорова М.А. Учебное задание как средство формирования самостоятельной деятельности школьников: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Орел, 2002
22. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник. СПб., 2001. С. 299
23. Шилова Е.С. Учебные задания развивающего характера как средство повышения эффективности обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. – М., 1980. – 12 с.
24. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 544с.