Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. В основе Федерального государственного образовательного стандарта лежит системно-деятельностный подход, позволяющий реализовать основную образовательную программу начального общего образования и предполагающий ориентацию на достижение главного результата - развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий, познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.
Деятельностный подход в обучении опирается на работы Л.С. Выготского, П.Я.Гальперина, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна. Основоположники этого подхода рассматривали деятельность как целенаправленную активность человека во взаимодействии с окружающим миром в процессе решения задач, определяющих его существование и развитие. В этом смысле целью обучения является не столько вооружение учащегося знаниями, сколько формирование у него умений действовать со знанием дела – компетентно. Соответственно знания должны быть средством обучения действиям. Усвоение знаний происходит не до начала деятельности, а непосредственно в ее процессе, в ходе применения этих знаний на практике и благодаря такому применению. Известно, что человек лучше всего усваивает те знания, которые использовал в своих практических действиях, применил к решению каких-то реальных задач.
Достижение новых результатов образования возможно только новыми средствами, в том числе через использование новых образовательных технологий, в частности метода проектов, который является наиболее эффективным способом актуализации, целеполагания и планирования деятельности обучающихся, развития их социальных компетенций и самоопределения.
Объект: развитие младших школьников.
Предмет: проектная деятельность младших школьников.
Цель: рассмотреть проектную деятельность как средство развития младших школьников.
Задачи:
- рассмотреть проект как метод обучения;
- дать современную классификацию учебных проектов;
- изучить проектную деятельность и требования к результатам освоения основной образовательной программы;
- показать инновационную составляющую деятельности педагога.
Глава 1. Метод учебных проектов
1.1. Проект как метод обучения
Метод проектов возник еще в 20-е годы прошлого века в США. Его называли также методом проблем. Он основывался на идеях прагматической педагогики американского философа и педагога Джона Дьюи. Его ученик и последователь В. Килпатрик, определяя суть этого метода, называл его «от души выполняемый замысел».
Основоположники метода проектов предлагали строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, опираясь на его личную заинтересованность именно в этом знании для достижения именно этой цели. Очень важным, даже принципиальным, было предложить детям проблему, взятую из реальной жизни и значимую для них. Для решения такой проблемы ученику будет необходимо применить как уже имеющиеся у него знания, так и новые знания, которые ему предстоит приобрести непосредственно в ходе работы [15, с.23].
Роль учителя в этой ситуации меняется: он перестает быть единственным источником знаний, сопровождая детей в поиске необходимой информации и опыта. Так, работая над исходной проблемой проекта, ученики совершенствуют уже имеющиеся знания и приобретают новые знания, добывают информацию из различных областей и интегрируют ее в собственный жизненный опыт. При этом мерилом успеха проектной работы становится не отметка, поставленная учителем, а реальная жизнь – отметка лишь фиксирует фактическое положение дел.
В России метод проектов был известен еще в 1905 году. После революции метод проектов применялся в школах по личному распоряжению Н.К. Крупской. С 1919 года под руководством выдающегося русского педагога С.Т.Шацкого в Москве работала Первая опытная станция по народному образованию. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) этот метод был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х годов ХХ века.
Родившись из идеи свободного воспитания, сегодня метод проектов становится интегрированным компонентом современной системы образования. Но суть его остается прежней - стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных проблем вне стен школы.
Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику наталкивается на определенные трудности:
- часто проектом называют любой продукт, любую самостоятельную работу ученика при подготовке реферата, доклада и так далее;
- у учителей не складывается четкого представления о проекте как методе обучения, а у учеников – о проекте как определенном виде самостоятельной работы [15, с.25].
Во избежание этих проблем, необходимо четко определить, что такое проект, каковы его признаки, в чем его отличие от других видов самостоятельной работы ученика.
Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и любых других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.
Проектная деятельность в школе может осуществляться в двух направлениях: на уроках и в процессе внеурочной деятельности. При реализации проекта в любом из направлений учащиеся решают интересные и полезные практические задачи, овладевают навыками координирования своих действий с действиями других. Деятельность учащихся в учебном проекте позволяет им одновременно решать и различные социально-значимые (в первую очередь для них самих) проблемы. И наоборот, реализуя социально-значимый для определенной целевой аудитории проект, ребята получают необходимые в учебе знания, умения и навыки.
Умение пользоваться методом проектов - показатель высокой квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром эту технологию относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.
Работа над проектом предполагает очень тесное взаимодействие ученика и учителя. В этой связи возникают две крайности:
1. Полностью предоставить учащегося самому себе.
2. Значительно ограничить его самостоятельность, постоянно вмешиваясь, направляя, советуя – лишая, таким образом, ребенка инициативы в работе.
Педагогическая тонкость здесь заключается в том, что ребенок должен чувствовать, что проект – это его работа, его создание, его изобретение, реализация его собственных идей и замыслов… Он должен видеть, что взрослые, родители и учитель, с уважением относится к его точке зрения.
Здесь уместно обратиться к идее Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития. Иными словами:
- если сегодня часть работы ребенок выполняет сам, а другую (трудную, недоступную) часть работы он выполняет вместе со взрослым (с его помощью, под его руководством), то завтра весь объем подобной работы он уже сможет выполнять полностью самостоятельно;
- если сегодня ребенок всю работу, даже ту ее часть, которая пока ему недоступна, пытается выполнить сам, совершая при этом ошибки, не добиваясь результата, теряя мотив к деятельности, то и завтра он не сможет выполнять подобную работу;
- если сегодня ребенок самостоятельно выполняет лишь то, что он умеет делать, а трудную, недоступную работу делает взрослый, то завтра ребенок так и не научится выполнять эту работу [15, с.28].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ларина В.П. Технологии открытого образования: проектная деятельность младших школьников: учебно-методическое пособие / В.П. Ларина, О.Н. Бершанская, Н.И. Санникова. - Киров: АНО «Центр инновационных ресурсов», 2020. -73 с.
2. Сафронова Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 1 класса / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 58 с.
3. Сафронова Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 2 класса / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 61 с.
4. Сафронова Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 3 класса / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 59 с.
5. Сафронова Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 4 класса / / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 55 с.
6. Сафронова Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 5 класса / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 56 с.
7. Сафронова, Н.Г. Мои Проекты: Рабочая тетрадь для 6 класса / Н.Г. Сафронова. – Кирово-Чепецк: МБОУ многопрофильный лицей, 2019. – 63 с.
8. Сизова Р.И. Учусь создавать проект: Рабочая тетрадь для 1 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 64 с.
9. Сизова Р.И. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В частях, часть 1 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 56 с.
10. Сизова Р.И. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 2 класса: В частях, часть 2 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 48 с.
11. Сизова Р.И. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В частях, часть 1 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 56 с.
12. Сизова, Р.И. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 3 класса: В частях, часть 2 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 48 с.
13. Сизова, Р.И. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В частях, часть 2 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 40 с.
14. Сизова, Р.И., Селимова, Р.Ф. Учусь создавать проект: Рабочие тетради для 4 класса: В частях, часть 1 / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова. - М.: Издательство РОСТ, 2021. - 48 с.
15. Ступницкая, М.А. Что такое учебный проект? / М.А. Ступницкая. - М.: Первое сентября, 2020. – 44 с.