Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОНЯТИИ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ МЕСИТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 5
1.1. Понятие о дидактических играх 5
1.2. Развитие мотивации на уроках информатики 16
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ИНФОРМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-Х КЛАССОВ ПО СРЕДСТВАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 18
2.1. Комплекс дидактических игр по информатике направленные на развитие учебной мотивации обучающихся 8-х классов 18
2.2. Технологические карты по информатике направленные на развитие учебной мотивации обучающихся 8-х классов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 32
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность настоящего исследования состоит в том, что сегодня современный стандарт среднего (полного) общего образования невероятно тяжел. Современные дети в рамках школьного образования проходят довольно сложную программу. В частности дети должны уметь разбираться во внутренней начинке компьютера, а так же владеть навыками программирования.
Из всего сказанного выше напрашивается простой вывод о том, что простыми или стандартными методами организации учебного процесса на информатике обойтись невозможно. Детям необходимо помогать разбираться понимать сложный материал.
Хорошим подспорьем для этого является дидактическая игра. Такая игра позволяет ребенку по другому взглянуть на предмет.
Отечественные педагоги-практики отмечают, что информатику от остальных предметов отличает наличие у детей внутренней мотивации к познавательной деятельности на этом предмете. Детям самим интересно взглянуть на внутреннее устройство компьютера, понять физические принципы его работы.
Другой вопрос в этой ситуации, что не все темы в информатике будут так интересны детям, как внутреннее устройство компьютера. В частности, речь идет о работе с операционной системой Windows или таблицами Excel и т.д.
Однако здесь педагог может и должен заметить, что тот же Excel – это хороший помощник ребенку при решении задач. Правильно настроенная таблица Excel может решить любую задачу по математике, геометрии или физике. Словом везде, где нужно обработать таблицу с данными Excel – это клад.
С таким мыслями педагог способен запустить учебную мотивацию ребенка или детей и может помочь им начать заниматься учебно-познавательной деятельностью на уроках Информатики.
Цель исследования – выявить особенности развития учебной мотивации посредством организации дидактических игр на уроках информатики в 8 классе.
Объект исследования – дидактическая игра.
Предмет исследования – развитие учебной мотивации посредством организации дидактических игр на уроках информатики в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Дать определение и характеристику дидактической игре.
2. Дать определение и характеристику учебной мотивации на уроке информатике.
3. Раскрыть сущность дидактической игры на уроках информатики.
4. Выявить особенности учебной программы на уроках информатики.
5. Сделать выводы по итогам исследования.
1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПОНЯТИИ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА И ЕЕ МЕСИТЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1. Понятие о дидактических играх
Дидактические игры отличаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли учителя. Перечисленные признаки присущи всем играм, однако, в одних играх отчетливее выступают одни признаки, в других - иные.
Четкой классификации, группировки игр по видам нет. Часто игры соотносят с содержанием обучения: игры по сенсорному восприятию, словесные игры, игры по ознакомлению с природой и другие.
Н.Ф. Чен в статье «Дидактическая игра — основа развития воображения и фантазии» определяет, что игры классифицируют по учебному содержанию, наличию или отсутствию игрового материала, степени активности учащихся, а также по игровым правилам и действиям. Однако, как указывает Н.В. Чен, не существует единой классификации. Он классифицирует дидактические игры по учебному содержанию следующим образом:
общеобразовательные (ролевые, ситуативно-ролевые, имитационные, социодрамы);
профессиональные (деловые).
Большим творческим потенциалом обладают деловые игры. На основе игрового замысла моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи. Такие игры способствуют развитию деловых и практических качеств учащихся.
Деловая игра – форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Амонашвили Ш.А. В школу – с шести лет. – М. : Просвещение, 1986.
2. Бермус А.Г. Практическая педагогика: учебное пособие. - М.: Юрайт, 2020. - 128 с.
3. Бордовская, Н.В. Педагогика: учеб. пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. – СПб.: Питер, 2016. – 304 с.
4. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 74-76.
5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966 – № 6. – С. 62–68.
6. Давыдова Е.Н., Кобозева И.С. Дидактическая игра: сущность и содержание // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3-1. – С. 69-72; URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1921 (дата обращения: 10.03.2022).
7. Дидактическая игра: подходы к терминологии различных авторов // Словари и энциклопедии на Академик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http: // dic.academic.ru / dic.nsf / ruwiki / 28607.
8. Желвакова Е.С. Методы использования дидактической игры в начальной школе // Science Time, 2021 – Электронный ресурс – https://cyberleninka.ru/article/n/metody-ispolzovaniya-didakticheskoy-igry-v-nachalnoy-shkole (дата доступа 10.03.2022)
9. Загвязинский В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. / В.И. Загвязинский – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 192 с.
10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Проблемно-предметное поле психологического аудита безопасности организации // Прикладная психология и психоанализ. – 2011. – № 1. – С. 2.
11. Макаренко А.С. Лекции о воспитании [Электронный ресурс]: Произведения А.С. Макаренко. Работы о воспитании. – Режим доступа: http: // www.makarenko.edu.ru /biblio.htm
12. Мусс, Г. Н. Педагогический потенциал системы образования в умственном развитии детей дошкольного возраста / Г.Н. Мусс. – Наука в современном мире: материалы XXV Международной научно – практической конференции. – М.: Перо, 2016. – С. 84 – 86.
13. Образцов П.И. Основы профессиональной дидактики: учебное пособие для вузов / П.И. Образцов. - 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 230 с. – (Высшее образование). - ISBN 978-5-534-07767-4.
14. Пидкасистый, П.И. Педагогика. Педагогическое общество России. / П.И. Пидкасистый – М.: 2014. – 301 с.
15. Пономарев П.А. Основы психологии и педагогики / П.А. Пономарев. -М.: Феникс, 2018.
16. Ситаров В.А. Теория обучения. Теория и практика: учебник для бакалавров. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 447 с.
17. Сухомлинский В.А. Проблемы воспитания всесторонне развитой личности // История педагогики в России. – М., 1999. – С. 377.
18. Хуторской, А.В. Современная дидактика: учеб. для вузов. / А.В. Хуторской – СПб.: Питер, 2015. – 498 с.
19. Шерешик Н.Н. Психологические механизмы игры и особенности их функционирования в дидактических играх / Н.Н. Шерешик // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5-2. - С. 111-114
20. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М., 1979. – 160 с.