Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В настоящее время профессиональным педагогическим сообществом отмечается тенденция к ухудшению знаний обучающихся, в том числе и в младшем школьном возрасте. Поэтому в настоящее время вопрос об активизации мыслительной деятельности обучающихся на уроках стоит особенно остро.
Известно, что до недавнего времени преимущественно использовались такие методы и типы уроков, в которых подразумевалось различное описание, а также рассказ или разъяснения преподавателя. Так, у ученика не было свободного времени для того, чтобы иметь возможность подумать самостоятельно, либо же найти способ получить самому какую-либо информацию из прочих источников. Между тем, в наше время все более очевидно уменьшение интереса школьников к школьной программе. Причиной этому является то, что педагог для них больше не является единственным источником знаний. Ежедневно на школьников обрушивается с мониторов компьютеров, экранов телевизоров, со страниц книг и журналов лавина самой яркой, интересной и гораздо более запоминающейся информации, чем слова школьного учителя.
Психолого-педагогической наукой давно доказан тот факт, что мыслительное развитие способностей человека осуществляется в условиях преодоления препятствий, интеллектуальных трудностей, при возникновении потребности в новых знаниях.
Современная педагогика и психология доказывают, что успех интеллектуального развития ребёнка достигается главным образом на уроке, когда учитель, умея организовать «проблемное обучение» способствует повышению эффективности обучения и активизирует умственную деятельность большинства учащихся.
Проблемное обучение на современном этапе в условиях внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) остаётся одним из ведущих методов обучения. Оно является основой в компетентностно-ориентированном образовании, которое направлено на развитие познавательных потребностей личности и его интеллектуальной активности.
Значительный вклад в раскрытие проблемного и развивающего обучения внесли такие психологи и педагоги, как Ю.К. Бабанский,
И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.С. Якиманская, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин и другие.
Исходя из актуальности рассматриваемой проблемы, нами выбрана тема исследования: «Проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников».
Объект исследования: проблемное обучение.
Предмет: проблемное обучение как средство активизации мыслительной деятельности младших школьников.
Цель исследования: изучить методы проблемного обучения как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников.
Задачи:
1. Изучить понятие проблемного обучения.
2. Выявить особенности мыслительной деятельности младших школьников.
3. Охарактеризовать технологии внедрения проблемного обучения.
4. Рассмотреть примеры использования проблемного обучения как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников.
Методы: теоретический анализ литературы, синтез, обобщение материалов источников.
Глава 1. Теоретические основы проблемного обучения как средства активизации мыслительной деятельности младших школьников
1.1. Понятие проблемного обучения
Проблемное обучение представляет собой одно из перспективных направлений, направленных на активизацию учебной деятельности обучающихся, формирования у них познавательных интересов и исследовательских умений.
Опираясь на теоретические исследования и практический опыт,
М.И. Махмутов приходит к выводу, что проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций [12].
В статье В.А. Ситарова отмечается, что проблемное обучение предполагает получение обучающимися нового знания при помощи решения теоретических и практических задач [16].
С точки зрения Я.М. Лисиной приоритетными целями проблемного обучения являются:
− развитие интеллектуальных способностей обучающихся;
− усвоение обучающимися знаний и умений, получаемых в рамках активного научного поиска и самостоятельного решения учебных задач;
− воспитание активной, творческой личности ученика, способного видеть, ставить и решать нестандартные проблемы;
− развитие у обучающихся рефлексивных умений [10].
Отметим, что в основе проблемного обучения заложен принцип поисковой учебно-познавательной деятельности обучающегося. Однако данный метод не исключает объяснение материала педагогом и выполнение учениками заданий предполагающих репродуктивную деятельность. Из это следует, что педагогу необходимо в процессе образовательной деятельности в некоторых случаях объяснять наиболее сложные для восприятия обучающимися понятия посредством создания проблемных ситуаций. Например, объяснение нового материала построено на анализе различных фактов, с помощью которых ученики формулируют выводы, вследствие чего у них вырабатываются новые умственные действия и операции.
Характеризуя проблемное обучение О.А. Камозина, выделяет такие его основные черты как:
− получение новой информации происходит посредством решения теоретических и практических проблем;
− решая проблемные задачи, ученики учатся преодолевать различные трудности, как следствие у них возрастает самостоятельность и мыслительная активность;
− происходит повышение мыслительной активности, что способствует развитию позитивных мотивов учения, а это позволяет уменьшить необходимость дополнительной проверки знаний;
− полученные знания ученики успешно применяют в новых ситуациях, а как следствие происходит развитие творческих способностей и
умения [8].
Опираясь на статью В.А. Ситарова, выделим четыре основных этапа организации проблемного обучения:
1. Осознание общей проблемной ситуации.
2. Анализ проблемной ситуации, формулирование конкретной проблемы.
3. Решение выдвинутой проблемы посредством выдвижения и обоснования гипотез, их последовательной проверки.
4. Проверка правильности решения проблемы [16].
В педагогической науке выделяют следующие условия для использования проблемного обучения в образовательном процессе:
− проблемные ситуации должны соответствовать цели учебного занятия;
− проблемные ситуации должны быть доступными для учеников, а также вызывать познавательную деятельность и активное участие;
− у обучающихся должен быть такой уровень знаний, который позволяет им самостоятельно проводить анализ и находить решение поставленным проблемам [18].
Условно исследователи разделяют функции проблемного обучения на общие и специальные.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников и литературы
1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244.
2. Водяха Ю. Е. Психология младшего школьника : учебно-методическое пособие / Ю. Е. Водяха, С. А. Водяха. – Екатеринбург : Урал. гос. пед.ун-т, 2018. – 109 с.
3. Грязнов Ю. П. Развитие мыслительной деятельности учащихся / Ю. П. Грязнов, Л. А. Лисина, П. И.Самойленко. – 2012. – № 2. – С. 30–33.
4. Дементьева, Ю. В. Проблемное обучение: метод или принцип обучения в современной педагогике? / Ю. В. Дементьева // Успехи современной науки и образования. – 2017. – Т. 1. – № 2. – С. 22-25.
5. Долгова В. И. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе : монография / В. И. Долгова, Н. И. Аркаева, Е. Г. Капитанец. – М.: Издательство «Перо», 2015. 200 с.
6. Дядинчук Т. Г. Познавательный интерес как средство обучения младших школьников / Т. Г. Дядинчук// Молодой ученый. – 2014.- №4.- С.954-956.
7. Ильин, Е. П. Психология для педагогов [Текст] / Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2012. 640 с.
8. Камозина О. А. Понятие о проблемном обучении / О. А. Комозина, Д. В. Буяров // Чтения памяти Евгения Петровича Сычевского. – 2019. – № 19. – С. 177-182.
9. Корецкая, И. А. Психология развития и возрастная психология : учебное пособие / И. А. Корецкая – М.: Евразийский открытый институт, 2011. 120с.
10. Лисина Я. М. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / Я. М. Лисина, Н. В. Малышева // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 10. – С. 153-157.
11. Лысенко, Е. М. Возрастная психология : краткий курс лекций для вузов / Е. М. Лысенко. – М.: Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 173 с.
12. Мешкова, Г. А. Проблемное обучение как одно из современных технологий обучения / Г. А. Мешкова // Modern Science. – 2019. – № 4-3. – С. 98-101.
13. Минхевич, М. П. Формирование познавательной активности учащихся в условиях дифференциации обучения / М. П. Михевич. – М.: Речь, 2015. – 169 с.
14. Мохорт, А. В. Технология проблемного обучения и методические приемы создания проблемных ситуаций в процессе обучения / А. В. Мохорт // Экономика и социум. – 2020. – № 3(70). – С. 409-413.
15. Назарова, В. Н. Развитие мыслительной деятельности младших школьников в учреждениях дополнительного образования [Текст] / В. Н. Назарова // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики. – 2016. – № 2. – С. 43-49.
16. Ситаров В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В. А. Ситаров // Знание. Понимание. Умение. – 2009. – № 1. – С. 148-157.
17. Степаненко, Т. А. Проблемное обучение как один из ведущих методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Т. А. Степаненко // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VII международной научно-практической конференции, Таганрог, 19 сентября 2016 года / ООО «НОУ «Вектор науки». – Таганрог: Издательство "Перо", 2016. – С. 71-74.
18. Степаненко, Т. А. Проблемное обучение как один из ведущих методов обучения младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО / Т. А. Степаненко // Проблемы теории и практики современной науки : материалы VII международной научно-практической конференции, Таганрог, 19 сентября 2016 года / ООО «НОУ «Вектор науки». – Таганрог: Издательство "Перо", 2016. – С. 71-74.
19. Ульзутуева, С. А. Проблемное обучение как целостная система в парадигме развивающего обучения / С. А. Ульзутуева // Современные технологии в физико-математическом образовании : сборник трудов II научно-практической конференции, Челябинск, 25–27 июня 2015 года / под. ред. С. А. Загребиной. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2015. – С. 67-72.
20. Шамова, Т. А. Активизация учения школьников / Т. А. Шамова. – М.: Педагогика, 1982 г – 207 с.
21. Щукина, Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе : учеб. пособие / Г. И. Щукина. - М.: Просвещение, 2010. – 160 с.