Фрагмент для ознакомления
2
Среди актуальных социально-политических и экономических проблем, связанных с обеспечением национальной безопасности России, особого внимания заслуживает проблематика пенсионного обеспечения военнослужащих. Пенсионное обеспечение имеет важное значение для военнослужащих. Выбирая военную службу, отличающуюся повышенными рисками для жизни и здоровья, они должны быть уверенными в том, что после увольнения в запас или отставку их ждет обеспеченная старость. Военнослужащие получают различные социальные гарантии: пенсии за выслугу лет, по инвалидности, а члены их семей - по случаю потери кормильца в системе государственного пенсионного обеспечения. При этом некоторые лица, в соответствии с действующим законодательством, вправе рассчитывать на назначение им нескольких пенсий, например, трудовой по старости и по государственному пенсионному обеспечению. От эффективного социального обеспечения военнослужащих зависит национальная безопасность страны и общественной жизни.
Отличительной чертой пенсионного обеспечения военнослужащих является и то, что, в зависимости от оснований прохождения военной службы (по призыву или по контракту), их пенсионное обеспечение регулируется разной правовой базой. Право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции Российской Федерации. Оно является одним из основных социально-экономических прав человека, которые неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. В нашей стране каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Кроме того, в Российской Федерации поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Пенсионное обеспечение - это исторически сложившийся в человеческом обществе институт, посредством которого происходит удовлетворение материальных потребностей людей, нуждающихся в поддержке со стороны общества при наступлении жизненных обстоятельств, которые влекут за собой утрату или снижение дохода.
Военнослужащие занимают особое место среди субъектов социальной защиты. В этом случае государство не случайно определило специальные гарантии и компенсации социальной защиты.
Не вызывает сомнения, что необходимость в социальной защите военнослужащих обусловлена экстремальными условиями прохождения военной службы. Меры социальной защиты должны компенсировать сложность и напряженность службы, стимулировать служебную деятельность, а также минимизировать потери кадров среди военнослужащих и предотвратить коррупционные действия со стороны офицерского состава.
Итак, цель данной работы состоит в комплексном анализе вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащих.
Для достижение этой цели поставлены следующие задачи:
исследовать теоретико-правовые основы пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей
охарактеризовать виды пенсий, назначаемых и выплачиваемых военнослужащим;
проанализировать порядок назначения и выплаты государственного пенсионного обеспечения.
Предметом исследования являются научные труды по теории государства и права, работы в области конституционного, административного, трудового права, права социального обеспечения, нормативно-правовые акты такие, как: Конституция РФ, федеральные конституционные и федеральные законы РФ, указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, постановления и определения Конституционного Суда России, правоприменительная практика судов судебной системы России.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе правового регулирования пенсионного обеспечения военнослужащим.
Методологической основой исследования являются общенаучные методы исследования, а также методы: исторический, сравнительно-правовой, технико-юридический метод и системный анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов заключения и списка использованных источников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
1.1. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики государства в отношении военнослужащих
Как уже упоминалось во введении, пенсионное обеспечение имеет особое значение для военнослужащих. Повышенный риск для жизни и здоровья отличает военную службу от иных профессий. По этой причине для них важно быть уверенными в том, что после увольнения в запас, отставки их лично и их семью ждет обеспеченная старость. Достойное пенсионное обеспечение, а также получение иных компенсации и льгот считаются важнейшим аспектом привлекательности в военной службе. Данный аспект влияет на комплектование кадров в соответствующие силовые структуры государства, где официально предусмотрена такая служба. Ввиду особой важности таких структур для общества и государства в целом, можно смело утверждать, что от них зависит военная сила, а значит, и национальная безопасность Российской Федерации. Именно поэтому от эффективности пенсионного обеспечения военнослужащих зависит обеспечение безопасности Российской Федерации и общественной жизни.
Следует сделать акцент, нанесение вреда для здоровья военнослужащего, а также повышенный риск гибели объективно влечет негативное изменение материального и социального положения. Это касается военнослужащего и/или членов его семьи. Риск материальной необеспеченности военнослужащего или членов его семьи может наступить не только вследствие причинения вреда его здоровью, гибели военнослужащего, но и в результате прекращения военно- служебных отношений (т.е. увольнения из соответствующих структур по разным основаниям).
Военная пенсия трактуется не только как компенсация потери утраченного заработка, но и как компенсация вреда, причиненного его здоровью или жизни, а также всех тягот и лишения военной службы. Ограничение общепризнанных прав свобод, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации. Частично об этом сказано в статье 2 ФЗ РФ от 15.12.2001 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2]. Закон гласит: «компенсация вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста». Отсюда выходит предположение что пенсия военнослужащего включает в себя две части:
1. представляет собой компенсацию утраченного заработка военнослужащего;
2. представляет собой компенсационные выплаты за особенности военной службы.
Исходя из этого предлагается пересмотреть расчетную базу для исчисления пенсии военнослужащих. Об этом пойдет речь далее.
Совокупность прав и свобод, гарантированных государством для военнослужащих, а также обязанности и ответственность военнослужащих - все это формирует понятие статуса военнослужащих, который регулируется законами и подзаконными актами (например, Федеральным законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих») [3].
Нередко при выполнении своих служебных обязанностей военнослужащие ограничиваются в правах, которые имеют другие Граждане Российской Федерации. Этим обуславливается объективная необходимость особого статуса для военнослужащих. Например, заключение контракта для военнослужащего ограничивает его в праве свободы выбора места жительства, а зачастую предполагает направление в горячую точку вместе с членами своей семьи. Другим ограничивающим
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Консультант Плюс: надежная правовая поддержка. М., 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
2. Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 N 166-ФЗ (от 08.03.2022 N 46-ФЗ) // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34419/
3. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 N 76-ФЗ (от 25.02.2022 N 19-ФЗ) // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18853/
4. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 N 213-ФЗ (последняя редакция от 30.04.2021 N 126-ФЗ) // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89926/
5. Закон РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» от 12.02.1993 N 4468-1 (последняя редакция от 16.02.2022 N 14-ФЗ) // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4436/
6. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 N 173-ФЗ (последняя редакция от 08.12.2020 N 429-ФЗ) // [Электронный источник] / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34443/
7. Постановление Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. N 142 «О финансовом обеспечении и об осуществлении выплаты ежемесячной денежной компенсации, установленной частями 9, 10 и 13 статьи 3 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» (с изменениями и дополнениями 29.12.2021г.) // [Электронный источник] / https://base.garant.ru/70144112/
8. Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями 11.09.2021 г.) // [Электронный источник] / https://base.garant.ru/100640/
9. Астахов, П.А. Пенсионер. Юридическая помощь с вершины адвокатского профессионализма // П.А. Астахов. - М.: Эксмо, 2021. - 745 c.
10. Белянинова, Ю. В. Ваша пенсия. Ответы на все вопросы / Ю.В. Белянинова. - М.: Эксмо, 2021. - 320 c.
11. Дмитриева, О. Пенсионные системы и пенсионные реформы / О. Дмитриева. - М.: Наука, 2021. - 543 c.
12. Ерофеева, О. В. Защита прав граждан на пенсионное обеспечение / О.В. Ерофеева. - М.: Проспект, 2021. - 172 c.
13. Забозлаев, А. Справочник по пенсионным вопросам / А. Забозлаев, М. Захаров, И. Колганов. - М.: Издательство ВЦСПС, 2021. - 320 c.
14. Инютин, Г. К. Право на перерасчет пенсии / Г.К. Инютин. - М.: Государственное издательство юридической литературы, 2021. - 318 c.
15. Рафтопуло, А. А. Защита прав бюджетников, военных и госслужащих / А.А. Рафтопуло. - М.: Феникс, 2020. - 128 c.
16. Тучкова, Э.Г. Право социального обеспечения России. Практикум. Учебное пособие / Э.Г. Тучкова. - М.: Проспект, 2020. - 248 c.
17. Шашкова, О.В. Инвалидность. Порядок признания, социальная защита и поддержка / О.В. Шашкова. - М.: Феникс, 2020. - 954 c