Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение 3
2. Основная часть
2.1. Определение ПВК 5
2.2. Своеобразие профессии и ПВК учителя начальной школы 9
2.3. Применение ПВК учителя в его деятельности 11
2.4. Сравнение профессионально-важных качеств учителей начальных классов и учителей-предметников 19
2.5. Психологические основы профессиональной деятельности
учителей начальных классов 26
2.6. Личность учителя как важный фактор
воспитания подрастающего поколения 36
3. Заключение 45
4. Список использованной литературы 49
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Младший школьный возраст — время, когда у ученика складывается свой тип индивидуальной, обучающей и познавательной деятельности. По мнению исследователей, структура индивидуальной образовательной и познавательной деятельности, происходящая в этот период, практически не может быть скорректирована в средней школе, поэтому фиксируется на всю жизнь. Этот факт поднимает вопрос о профессиональной компетентности учителя начальной школы, его методической готовности к формированию основ образовательной и познавательной деятельности учащихся, и его профессионально значимых качествах.
На современном этапе развития российское общество характеризуется признанием важности творческого потенциала и ценности гуманитарного образования. Задачи, стоящие перед отечественной системой образования, носят комплексный характер, что создает ряд особых требований к их реализации.
Становление учителя — это в первую очередь формирование его как личности и только потом — как профессионального работника, обладающего определенными знаниями в какой-то конкретной области педагогической деятельности. Понятно, что успех профессиональной подготовки зависит от профессионально важных личностных качеств, а недостаточное их развитие является причиной недостаточной профессиональной успешности. И не у каждого студента – будущего педагога личностные качества таковы, как требуются для реализации в педагогической профессии.
В современном образовании идет переход к личностно ориентированной гуманистической образовательной парадигме, реализовать которую и должен учитель. Современный учитель должен обладать высокой общей и педагогической культурой, быть отличным профессионалом, владеть достаточно высоким уровнем осознанности и сформированности профессионального и личного опыта.
Мы видим ряд требований, которые в педагогической науке определяются как профессионально важные личностные качества. Эти качества определяют интеллектуальную и эмоционально-волевую стороны личности, существенно влияют на результат профессиональной педагогической деятельности и выражают индивидуальный стиль педагога.
Поэтому важное значение приобретает соответствующее современным требованиям повышение профессионализма педагогов. Подготовленные в системе педагогического образования специалисты призваны стать носителями идей обновления на основе сохранения и приумножения лучших традиций отечественного образования.
И в результате всего вышесказанного обозначим цель нашего исследования:
Цель исследования: определить личностные качества учителя начальных классов.
Объект исследования: учитель как субъект педагогической деятельности.
Предмет исследования: профессионально важные качества учителя начальных классов.
Гипотеза исследования: профессионально важные качества учителя начальных классов не только определяют его педагогические компетенции, но и влияют на формирование личности младшего школьника, а следовательно, закладывают способ учебно-познавательной деятельности школьника в целом на весь период обучения, и, возможно, на всю жизнь.
Согласно предмету и цели определены основные задачи исследования:
1. Раскрыть базовые и профессиональные компетентности учителя начальных классов.
2. Определить психологические основы профессиональной деятельности учителей начальных классов.
3. Выявить зависимость успешной деятельности педагога от сформированности у него ПВК
4. Рассмотреть проблему формирования ответственности будущего учителя начальных классов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список литературы.
Теоретической основой работы являются научные исследования и учебно-методические работы таких авторов, как Б. Г. Ананьева [2], В. Н. Дружинина [10], Е. П. Ильина [14], А. Г. Ковалёва [18], В. А. Крутецкого [22] и др.
Список использованной литературы содержит 44 источника.
Определение ПВК
Успешная профессиональная деятельность педагога во многом зависит от сформированности у него профессионально важных качеств и применения в работе неповторимого стиля деятельности. Профессионально важные качества (ПВК) — это личностные и индивидуальные свойства человека, необходимые для успешного овладения профессией или выполнения ее на высоком уровне.
Профессионально важные качества (ПВК) педагога являются уникальным личностным образованием педагога, отражают его теоретическую и практическую расположенность к осуществлению различных профессиональных функций (информационно-аналитической, мотивационной, планово-прогностической, координационной, контрольно-направляющей и др.).
Каждая часть профессиональной компетентности выражается аспектами ее проявления и рассматривается в контексте осуществления профессиональной деятельности. Можно составить профессиограмму, как систему признаков, норм и требований к учителю, и как модель, описывающую деятельность учителя и опираться на нее в дальнейшем.
Мы знаем, что принят новый Государственный стандарт начального образования, в котором результаты образования должны признаваться значимыми за пределами системы образования. То есть не учение ради учения, не просто «я знаю», а «я понимаю и знаю, как это применить». Ребенка нужно научить учиться, и тогда все дальнейшее образование будет эффективным. Учебная деятельность у младших школьников только формируется, ее нужно вести и контролировать. Учитель младших классов не просто предметник, выдающий информацию, он должен иметь определенные качества, чтоб эту деятельность суметь сформировать и направить.
Поэтому мы должны в целом выделить такие ПВК, без которых это невозможно.
Понятно, что ПВК учителя начальных классов базируется на общей структуре ПВК учителя, и разные учительские специальности имеют один и тот же принцип действия. Различны только преподаваемые предметы. Но профессия учителя начальной школы стоит особняком в ряду профессий учителей. Это единственная профессия, для которой необходимы особые качества, не требующиеся для других учителей.
Это в первую очередь, конечно, направленность на работу именно с младшими школьниками, склонность к общению с ними, их воспитанию и обучению, сопровождению во всем образовательном процессе.
Так же, конечно, важны не только предметные способности, а сочетание способностей и к музыкально-художественным, и к лингвистическим, и к математическим дисциплинам, так как учитель начальных классов ведет весь спектр предметов. А также эти предметы надо преподавать не сухо и академично, как еще бы восприняли старшие школьники, но вовлекать ребенка в процесс образования, превращать его в игру.
Все это должен уметь учитель младших классов.
Разумеется, ПВК обусловлены биологическими и социальными факторами формирования личности учителя, его психофизиологическими качествами. Очень важен темперамент учителя, особенности его нервной системы.
К профессионально-личностным качествам в своих работах обращались многие педагоги и психологи: Б. Г. Ананьев [2], В. Н. Дружинина [10], Е. П. Ильин [14], А. Г. Ковалёв [18], В. А. Крутецкий [22] и др.
В современное время имеется социальный заказ на формирование гармоничной и всесторонне развитой личности специалиста-педагога, обладающего устойчивыми профессионально важными качествами. Также важно, чтоб эта личность была конкуретноспособной и постоянно повышала свой уровень.
В различных исследованиях выделяют более пятидесяти личностных свойств учителя, как профессионально важных, так и собственно личностных.
В данной работе попробуем выделить качества будущего педагога, который будет успешно выполнять различные педагогические функции учителя начальных классов.
Профессионально важные качества не застывшая структура. Они являются динамическим образованием, которое требует постоянного развития и содержательного наполнения новыми данными. И это следует учитывать в процессе отбора поступающих в педагогические учебные заведения, а главное, в процессе подготовки студентов, в деятельности преподавателей педучилищ и педвузов.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андриенко, Е. В. Социальная психология: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко. – М.: Академия, 2010. – 264 с.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные педагогические труды: в 2-х т. / под ред.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогическая наука и творчество учителя / Ю. К. Бабанский // Советская педагогика . – 2010. № 2. – 8 с.
4. Браже, Т.Г. Развитие творческого потенциала учителя / Т. Г. Браже // Советская педагогика. – 2012. № 8. – 77 с.
5. Булатова, О. С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов педагогических вузов / О. С. Булатова. – М.: Академия, 2011. – 240 с.
6. Беленькая, Г. В. Воспитатель детей дошкольного возраста: становление специалиста в условиях обучения / Г. В. Беленькая. – К.: Светоч, 2010. – 304 с.
7. Воронцова В.Г., Воронцов Г.Д., Традиции и современность в постдипломном образовании // Методист. 2005. № 3. С. 11
8. Вазлеев, В. А. Специфика профессионально важных качеств учителя начальных классов / В. А. Вазлеев.// Молодой ученый. — 2018. — № 3 (189). — С. 181183.
9. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966.
10. Дружинин, В.Н. Экспериментальная психология: Учебник для вузов / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2012. - 320 c.
11. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя / В. И. Загвязинский. – М.: Педагогика, 2013. – 160 с.
12. Загородняя, Л. П. Педагогическое мастерство воспитателя дошкольного учреждения: учебное пособие / Л. П.Загородня, С. А.Титаренко. – Суммы: Университетская книга, 2010. – 319 с .
13. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя И.А. – М.: Издательская корпорация «Логос», 2012. – 384 с.
14. Ильин, Е.П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
15. Казакова А. А.. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. —М.: Просвещение, 2018. — 53 с.
16. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. А.М. Арсеньева. - М.: Педагогика, 1982. С.704
17. Калашникова Н.Г. Содержание и методы подготовки и повышения квалификации учителя начальных классов в области формирования у школьников умений самостоятельной учебной деятельности: Дисс. … докт. пед. наук. Барнаул: АКИПКРО, 2002
18. Ковалев, А. Г. Личность воспитывает себя. / А.Г. Ковалев – Н.: Айриспресс, 2013. – 179 с.
19. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя / Н. В. Кузьмина. – Л.: Знание, 2012. – 32 с.
20. Курлянд, С. Н. Педагогика высшей школы / З.Н. Курлянд, Р.И. Хмелюк, А.В. Семенова. – К.: Знания, 2011. – 495 с.
21. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - Ростов-на-Дону, 2010. - 304 с
22. Крутецкий, В. А. Основы педагогической психологии: моногр. / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 2003. - 260 c.
23. Лихачев, Б. Т. Педагогика: курс лекций: учебное пособие для студентов пед. учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. – М.: Юрайт, 2014. – 521 с.
24. Литвин, Л. Н. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
25. Маркова, А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Просвещение, 2013. – 200 с.
26. Мешко, Г. М. Вступление к педагогической профессии: учеб. пособие. / Г. М. Мешко. – К.: Академиздат, 2010. – 200 с.
27. Митина, Л.М. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина. – М.: Флинта, 2012. – 184 с.
28. Митина, Л. М. Учитель как личность и профессионал / Л. М. Митина. – М.: Дело, 2014. – 215 с.
29. Мироненко, Т.П. Формирования гражданской зрелости в будущих учителей / Т. П. Мироненко. – Одесса: 2011. – 243 с.
30. Морева, Н. А. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для вузов / Н. А. Морева. – М.: Просвещение, 2011. – 320 с.
31. Мудрик, А.В. Учитель: мастерство и вдохновение / А. В. Мудрик. – М.: Просвещение, 2013. – 160 с.
32. Никитина М.Г. Управление качеством повышения квалификации учителей начальных классов на основе социальнопрофессионального портрета учебной группы // Современное образование: от традиций к инновациям: Сборник научных статей международной научнопрактической конференции / Под ред. Н.Г. Чаниловой, Н.П. Кириленко, Т.В. Ураковой, И.А. Ушаковой. М.: Экшен, 2006. – 359с..
33. Орлов, В.Ф. Профессиональное становление учителей художественных дисциплин: монография / В. Ф. Орлов. – К.: Научная мысль, 2013. – 276 с.
34. Орлов, А.Б. Проблемы перестройки психологопедагогической подготовки учителя / А. Б. Орлов // Вопросы психологии. – 2013. № 1. – С. 510.
35. Основы педагогического творчества и мастерства / под общ. ред. Н. В. Гузий. – К.: Издво НПУ имени М.П. Драгоманова, 2012. – 168 с.
36. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. – М.: Педагогическое общество России, 2011. – 256 с.
37. Педагогика: Учебное пособие / З.Н. Курлянд, Р.И. Хмелюк, А.Н. Яций и др. – Х.: ООО «Одиссей», 2013. – 38 с.
38. Педагогическое мастерство учителя: Учебное пособие / под ред. проф. В.М. Гриневой, С.Т. Золотухиной. – Х.: «ОВД», 2010. – 224 с.
39. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: Изд-во УРАО, 2002 - 345 с.
40. Рогов, Е.М. Личность учителя: теория и практика / Е. М. Рогов. 2012. – 512 c.
41. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 576 с.
42. Станкин, М.И. Профессиональные способности педагога / М. И. Станкин. – М.: Москва, 2012. – 135 с.
43. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: краткий курс лекций / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - М.: Юрайт, 2013. - 134 c
44. Щербаков, Е.Ю. Учитель глазами учащихся / Е. Ю. Щербаков // Педагогика. – 2012. № 1. – C. 6063.