Фрагмент для ознакомления
2
сложностью, предполагает наличие у человека качеств, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющемся мире. Такими качествами являются подвижность и гибкость мышления, быстрая ориентация и адаптация к новым условиям, творческий подход к решению поставленных задач. Наличие этих качеств и их достаточный уровень обеспечиваются творческими способностями, являющимися существенной характеристикой интеллекта. Значимость творческих способностей для современного человека определяет необходимость их развития как одну из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Развитие творческой активности, в условиях образовательной организации, становится возможным благодаря организации в соответствии со ФГОС внеурочной деятельности. Отметим, что на всех стадиях развития личности ребенка происходит активное становление творческих способностей, а этапе начального образования это становится одной из важнейших задач.
Исходя из актуальности проблемы, была выбрана тема исследования «Развитие творческих способностей учащихся во внеклассной работе».
В процессе исследования нами было выявлено противоречие между необходимостью развития творчески активного поколения и недостаточным внимаем к творческому развитию обучающихся во внеклассной работе.
Гипотеза исследования: эффективность процесса развития творческих способностей у обучающихся во внеклассной работе будет выше, если:
организовать творческую деятельность обучающихся с учетом дифференцированного подхода;
для школьников будет создана творческая и психологически комфортная атмосфера;
внеурочная деятельность будет выстроена с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.
Принимая во внимание цель, объект, предмет и гипотезу исследования были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме развития творческих способностей во внеурочной деятельности.
2. Охарактеризовать особенности развития творческих способностей.
3. Провести диагностическое исследование уровня развития творческих способностей у обучающихся во внеурочной деятельности.
4. Реализовать программу внеурочной деятельности «Азбука дизайна. Проектирование и архитектура».
5. Провести повторную диагностику для проверки эффективности реализации программы внеурочной деятельности.
Методы исследования: теоретические (анализ, синтез и обобщение психолого-педагогической литературы), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент, тестирование).
База исследования: МБОУ «СОШ № 20 г. Южно-Сахалинска».
Практическая значимость: материалы работы можно применять для разработки программ творческого развития обучающихся.
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Проблема развития творческих способностей в психолого-педагогической литературе
Создание благоприятных условий для развития личности обучающегося является одной из приоритетных задач образовательной организации. В многообразных видах деятельности происходит развитие таких психических характеристик личности как комплекс способностей, самооценка, познавательные способности, фантазия, воображение и пр.
В психологической науке, как отечественной, так и зарубежной, сформулировано множество трактовок понятия «способности». Если проанализировать большинство определений, то мы увидим, что под способностями, как правило, принято понимать особые, наследственно обусловленные психические качества личности. При этом отметим, что не все исследователи придерживаются этой точки зрения. Многие из них отмечают, что не всегда способности бывают врожденными, а у человека присутствуют природные предпосылки к их развитию. Рассмотрим понятие трактовки «творческие способности» в психолого-педагогической литературе в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Понятие трактовки «творческие способности»
Автор Трактовка
Б.М. Теплов
[35, с. 101] «…определял способности как индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей и которые не сводятся к наличию знаний, умений, навыков, но могут объяснять легкость и быстроту приобретения знаний и навыков»
В.Н. Мясищев
[28, с. 59] «…считает, что под способностями следует понимать совокупность свойств, необходимых для успешной деятельности, включая систему личностных отношений, а также эмоциональные и волевые особенности человека»
С.Л. Рубинштейн [30, с. 49] «…способности – это сложное, синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек не был бы способен к какой-либо конкретной деятельности, и свойств, которые лишь в процессе определенным образом организованной деятельности вырабатываются»
Л.С. Выготский
[13, с. 16] «…рассматривает способности как родовые качества человека, исторически сложившиеся в ходе приобретения человеческой культуры, а также вводит понятие о задатках - предпосылках к развитию способностей»
Д.Б. Богоявленская [5, с. 150] «…определяет творческие способности как ситуативную не стимулированную активность, стремление выйти за пределы заданной проблемы»
Таким образом, творчество - это преодоление существующему положению вещей, результат столкновения личности с внешним сопротивлением [5].
Этапы (фазы) творческого процесса рассматривались
Я. А. Пономаревым. В основу выделения фаз исследователем были положены:
факт перехода от сознательно организуемых логически-обоснованных поисков к интуитивному решению, способ которого вначале не осознается, а содержание кажется никак не связанным с содержанием предшествующих поисков;
последующая эволюция интуитивно найденного решения в логически завершенное [29, с. 156].
Исходя из этого, были выделены следующие этапы творчества: сознательная работа - подготовка; бессознательная работа - созревание; переход бессознательного в сознание - вдохновение; сознательная работа развитие идеи, ее окончательное оформление и проверка.
Обратимся к современному пониманию творческих способностей. По В.Д. Шадрикову, творческие способности являются свойством функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, мера их выраженности индивидуальна, а внешне они проявляются в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности [40, с. 149].
Д.В. Григорьев определяет творческие способности как совокупность способностей творчески воображать, творчески внимать и неординарно мыслить [15, с. 21].
Исходя из определений отечественных исследователей, можно рассматривать творческие способности как интегративное, динамическое образование, включающее в себя когнитивный, эмоциональный и мотивационный компоненты, формирующееся на основе творческих задатков и носящей творческий характер. В соответствии с выделенными компонентами, Т.С. Комарова выделяет следующие показатели развития творческих способностей:
когнитивный компонент: оригинальность, невербальное воображение;
эмоциональный компонент: эмоциональные переживания в творческой деятельности и позитивное эмоциональное отношение к творчеству;
мотивационный компонент: творческая мотивация [21, с. 47].
Уже отмечалась нерешенность вопроса о взаимосвязи творческих способностей и интеллекта. В современной психологии творческих способностей продолжается поиск их взаимосвязи и взаимообусловленности с другими психическими процессами и качествами.
Одним из центральных моментов является роль задатков в развитии творческих способностей. Общепризнанным является факт, что задатки служат основой формирования тех или иных творческих способностей.
Г.Л. Бурменская обращает внимание, что появление задатков у ребенка практически не зависит от его обучения и воспитания, они более обусловлены генетикой и созреванием организма [цит. по 5, с. 159].
Имеются исследования, свидетельствующие о взаимосвязи темперамента и творческих способностей: беглости и характеристик активности (пластичность и темп) и эмоциональной чувствительности в предметной среде, гибкости и социальной эмоциональной чувствительности, и индекса общей активности.
В исследовании М.В. Водинской отмечается роль функциональной асимметрии мозга в развитии творческих способностей. При преобладании левополушарной стратегией мышления менее вероятна креативность, а при преобладании правополушарной стратегией – творческая продуктивность более выражена [12, с. 36].
Признавая социальную природу творческих способностей, исследователи отмечают роль обучения и воспитания в их развитии. Особое внимание обращается на роль влияния семейных отношений. В одних исследованиях признается обратная взаимосвязь, то есть, негармоничные отношения в семье, психотичность родителей ведут к высокой креативности детей. В других же исследованиях указывается на значимость гармоничных отношений и тормозящее воздействие на развитие креативных черт личности негармоничных отношений.
Таким образом, творческие способности рассматриваются как динамическое образование, то есть, они могут развиваться и изменяться в течение жизни человека. Творческие способности понимаются как успешность освоения новых видов деятельности и применение ее в новых условиях, стремление выйти за пределы заданной проблемы, способность творчески воображать, творчески внимать и неординарно мыслить.
1.2 Роль внеурочной работы в развитии творческих способностей
Во ФГОС НОО внеурочная работа понимается как деятельность, имеющую достаточно большой потенциал, для создания развивающей и воспитывающей среды в образовательном учреждении, призванную сформировать различные сферы личности ребёнка и удовлетворить его познавательные потребности, а также развить творческие способности
[цит. по 39, с. 26].
Направления внеурочной работы по развитию творческих способностей школьников включает в себя такие мероприятия как: проектная деятельность, выставки творческих работ, игры. Вопрос организации внеурочной работы для учебных заведений, выходит на одно из первых мест. Это означает необходимость вовлечения учащихся в проектную и исследовательскую деятельность, и в занятие творчеством. В ходе реализации проектов, учащиеся начинают понимать, осваивать и изобретать новое, обретают способность выражать собственные мысли, учатся быть открытыми, у них формируются интересы и творческие способности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Архипова, О.В. Жизнь после уроков: радость познания / О.В.Архипова // Дополнительное образование и воспитание - 2019 - № 12 - С.19-21.
2. Алферов, А.Д. Психология развития школьников: учебное пособие для вузов / А.Д. Алферов, Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. – 384 с.
3. Барышева, Т. А. Психолого-педагогические основы развития креативности: Учеб.пособ. / Т.А. Барышева, Ю.А. Жигалов - СПб.: СПГУТД,
2017 – 205с.
4. Беляков, Е. М. Проектная деятельность в образовании [Текст] / Е.М. Беляков, Н.М. Воскресенская, А. Н. Иоффе // Проблемы современного образования – 2021 - №3 – с. 62-67. [Электронный ресурс]. URL: www.pmeduwertv.ru
5. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей: учебное
пособие для студентов ВУЗов / Д.Б. Богоявленская. - М.: Центр Академия, 2002 – 320с.
6. Большой Энциклопедический словарь / [Электронный ресурс] / режим доступа: http:// enc-dic.com/enc_big
7. Боровко, О. С. Формирования дизайнерского мышления у младших школьников в процессе обучения художественному конструированию [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2018 г.). – СПб.: 66 Заневская площадь, 2018. – с. 72-74. – URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/99/4804/ (дата обращения: 09.03.2022).
8. Винокурова, Н.К. Развиваем способности детей / Н.К. Винокурова. - М.: Росмэн, 2012 – 79 с.
9. Винокурова, Н.К. Развитие творческих способностей учащихся /
Н.К. Винокурова. - М.: Педагогический поиск, 2019 – 144с.
10. Вертякова, Э. Ф. Формирование восприятия произведений изобразительного искусства в профессиональной подготовке учителей начальных классов [Текст] Э.Ф. Вертякова. «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта» – № 11 (153) – 2017г. с 41-44.
11. Волчегорская, Е.Ю. Личностный подход в педагогике искусства: монография / Е.Ю. Волчегорская. – М.: Спутник +, 2017. – 199 с. [Электронный ресурс]. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789
12. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей на занятиях изобразительной деятельности[Текст] /М.В. Водинская, М.С. Шапиро. – М.: Теревинф, 2020. – 148с.
13. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: СОЮЗ, 1997. – 93 с.
14. Гальперин, П.Я. Психология творческого мышления / П.Я. Гальперин. - М.: изд. Просвещение, 2019. - 260 с.
15. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Игра. Досуговое общение [Текст]: пособие для учителей ФГОС / Д.В. Григорьев, Б. В. Куприянов / под общ. ред. Л.П. Савельева. – М.: изд. Просвещение, 2021.
16. Дробот, А. Н. Система дополнительного образования для детей и
подростков / А.Н. Дробот // Народное образование. - 2014 - № 3 - с.222-229.
17. Зак, А.З. Методы развития способностей у детей / А.З. Зак. – М.:
Педагогика, 2017 – 98с.
18. Ильин, Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности [Текст] / Е.П. Ильин – СПб.: Питер, 2015 – 448с.
19. Ковалько, В.И. Младшие школьники после уроков / В.И. Ковалько. - М.: Эксмо, 2017 - 334с.
20. Козырева, А.Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества /А.Ю. Козырева. -Пенза: Научно-методический городского отдела образования, 2012 - 344с.
21. Комарова, Т.С. Детское художественное творчество [Текст] / Т.С. Комарова – М.: Мозайка-Синтез, 2015 – 160с.
22. Лейтес, Н.С. Психология одаренности детей и подростков / Н.С. Лейтес. - М.: Academia, 2019. - 215 с.
23. Лейтес, Н.С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н. С. Лейтес. - М.: МГУ, 2017. - 350 с.
24. Лепская, Н.А. диагностика художественного развития младших школьников. Методика 5 рисунков [Текст] / Н.А. Лепская – М.: научно-практический центр непрерывного художественного образования, 1955. – 54с.
3625. Максимова, С.В. Диагностика развития творческой активности
младших школьников. Часть 2 / С.В. Максимова. – М.: Русское слово –
учебник, 2016 – 48с.
26. Мелик-Пашаев, А.А. Методики исследования и проблемы диагностики художественное конструирование и дизайн детей: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / А.А. Мелик-Пашаев, А.А. Адаскина, Г. Н. Кудина, З.Н. Новлянская, Н.Ф.Чубук – Дубна: Феникс +, 2019 – 272с.
27. Международный студенческий научный вестник. – 2021. –№ 5 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://eduherald.ru/ru/article/view?id=15289
28. Мясищев, В.Н. Психология отношений / В.Н. Мясищев. – М.:
МОДЭК, 2019 – 400с.
29. Пономарев, Я.А. Психология творчества / Я.А. Пономарёв. - М.: Издательство «Наука», 2016. – 320 с.
30. Рубинштейн, С.Л. О природе мышления и его составе / С.Л. Рубинштейн. - М.: изд. Наука, 2013. – 250 с.
31. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.Г. Панова – М: «Большая Российская Энциклопедия», 1993. – 374с.
32. Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: Интеграция в педагогике искусства. Монография. – М.: МАГМУ- РАНХиГС, 2019. – 156 с.
33. Симановский, А.Э. Развитие творческого мышления детей: популярное пособие для родителей и педагогов / А.Э. Симановский. - Ярославль: Академия развития, 2018. – 120 с.
34. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе [Текст]: учеб. пособие для студ. / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 2019. – 390 с.
35 Теплов, Б. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: Избранные психологические труды / Б.М. Теплов. – М.: МПСУ,2019 — 640с.
36. Туник, Е. Е. Модифицированные креативные тесты Вильямса. — СПб: Речь, 2018. – 96 с.
37. Тест креативноста Ф. Вильямса [Электронный ресурс] Режим доступа: https://studopedya.ru/1-76937.html 38. Череда, Н.С. Цветы из ткани: Техника. Приёмы. Изделия: Энциклопедия. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. 2016. – 136 с.
39. Чернецкая, Н.И. Творческое мышление школьников как интегральный психологический феномен: дис. ... д. пс. наук: 19.00.07 / Н.И. Чернецкая. - СПб, РГПУ, 2019. – 453 с.
40. Шадриков, В.Д. Развитие способностей / В.Д. Шадриков // Начальная школа. - 2019 - № 5 с.6-12.