Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современное управление школой в качестве одной из своих задач рассматривает повышение эффективности учебного труда в каждую единицу времени, т.е. оптимальную интенсификацию труда. К её основным составляющим относятся: повышение целенаправленности обучения, усиление его мотивации, информационной ёмкости содержания образования, применение современных методов обучения, активизация методов обучения, активизация темпов учебных действий, развитие рефлексивных навыков труда, использование компьютеров и других новейших информационных технических средств обучения.
Актуальность выбранной темы определена следующим: сегодня перед школой стоит задача – создать благоприятные условия для организации учебной деятельности так, чтобы обеспечить личностно-ориентированное обучение при наибольшей мотивации учения и максимальном сохранении здоровья каждого ребёнка. Одним из вариантов решения данной проблемы являются широкое внедрение в образовательный процесс интерактивных методов обучения.
Формирование у младших школьников желания и способности самостоятельно, без учителя, приобретать знания – одна из приоритетных задач организации учебного процесса в школе, прописанная в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).
В соответствии с требованиями стандартов образовательный процесс организовывает педагог, учитывая особенности учащихся. В связи с этим учитель должен знать технику построения процесса обучения младших школьников, в том числе и использование интерактивных средств.
Анализ научной литературы показывает, что использование интерактивных средств требует соблюдения определенных подходов, описанных многими учеными различного профиля (философами, психологами, дидактами, методистами), такими как: О. Е. Шувалова, Е. Ю. Прошина, С. В. Кузьмин, А. В. Рожко.
Однако, несмотря на то, что в федеральном государственном стандарте прямо указывается на необходимость активного использования интерактивных средств для решения познавательных задач, до сих пор нет разработок практического применения интерактивных средств для обучения младших школьников математике. В связи с этим вопрос о поиске способов применения новых технологий обучения математике на данный момент является актуальным. Актуальность проблемы и её недостаточные разработки позволили нам определить тему исследования: «Интерактивные методы обучения на уроках математике как средство математической грамотности».
Цель исследования: изучение интерактивных методов обучения в формировании математической грамотности у учащихся.
Объект исследования: уровень математическая грамотность учащихся начальных классов.
Предмет исследования: влияние интерактивных методов и приёмов на формирование математической грамотности у учащихся.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
1) Раскрыть сущность понятия математической грамоты;
2) Рассмотреть особенности формирования математической грамоты у младших школьников;
3) Выявить особенности использования интерактивных методов обучения на уроках математики для формирования математической грамоты у младших школьников;
4) Разработать технологическую карту по математики с использование интерактивных методов обучения для формирования математической грамоты у младших школьников.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы интерактивного обучения на уроках математики в начальной школе
1.1. Сущность понятия математической грамотности
Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
• использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
• приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
• понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
• потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
• способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
• совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
Результаты обучения, отражающие отдельные позиции математической грамотности, могут быть конкретизированы, например:
• узнавание, называние (чтение), запись многозначного числа (в пределах миллиона);
• сравнение двух чисел (в пределах миллиона);
• ориентация в изученных величинах: единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вместимости (литр), времени (секунда, минута, час и др.);
• соотнесение (знание соотношения) между единицами измерения однородных величин (1 тонна = 1000 кг, 1 минута = 60 секунд и др.);
• выполнение письменных вычислений, связанных с бытовыми жизненными ситуациями, на основе изученных алгоритмов (сложение/вычитание многозначных чисел, умножение/деление многозначных чисел на однозначное и двузначное число);
• выполнение (устно) арифметических действий над числами в пределах сотни и с большими числами в случаях, легко сводимых к действиям в пределах ста;
• использование свойств арифметических действий для выполнения устных вычислений, необходимых в практической деятельности и повседневной жизни;
• решение текстовых задач в 1-2 действия, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (покупка, измерение, взвешивание и др.).
1.2. Особенности формирования математической грамоты у младших школьников
Известно, что математика – это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М. В. Ломоносов: «Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности.
Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:
• понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни;
• потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: находить, анализировать математическую информацию об объектах окружающей действительности, рассчитывать стоимость (протяженность, массу);
• способность различать математические объекты (числа, величины, фигуры), устанавливать математические отношения (длиннее-короче, быстрее-медленнее), зависимости (увеличивается, расходуется), сравнивать, классифицировать;
• совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков.
На, наш взгляд, именно математические игры могут стать эффективным ресурсом развития математического образования и способствовать повышению качества обученности и математической грамотности младших школьников.
Игра является хорошей союзницей не только в воспитании детей, но и в обучении их, поэтому в начальной школе необходимо пользоваться играми. Игра вносит дух состязательности, стремление найти в себе что-то новое, то, что можно с радостной гордостью предъявить другим. То есть она помогает найти ту самую бесценную и безусловную индивидуальность. Школа современности нацелена на индивидуальный подход к каждому ребенку.
Мы выделили необходимые условия для успешности развития математической грамотности на основе математических игр:
• создается образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессовых факторов,
• большое внимание уделяется развитию вариативного мышления и математических способностей ребенка на уроках;
• необходимо, чтобы каждый ребенок продвигался вперед своим темпом и был успешен (есть возможность готовиться к математическим играм, решая «Задачу дня» на стенде в коридоре);
• у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора;
• процесс участия в играх сориентирован на приобретение детьми собственного опыта интеллектуальной деятельности;
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, Н. Ф. Интерактивные методы обучения на уроках математики на ступени начального общего образования / Н. Ф. Акимова, В. М. Вертиева // Системный анализ и синтез моделей научного развития общества : сборник статей Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 29 июля 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. – С. 157-159.
2. Благодарова, О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение / О. Ю. Благодарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27952
3. Благодарова, О. Ю. Форма интерактивного образования — диалоговое обучение / О. Ю. Благодарова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7.3 (111.3). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27952
4. Двуличанская, Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание / Н. Н Двуличанская. — Москва: Просвещение, 2018
5. Жалнина Л. А. Использование активных и интерактивных методов и приемов обучения по математике на различных этапах организации процесса обучения [Электронный ресурс] / Л. А. Жалнина, Т. Н. Жалнина // Концепт : электрон. журн. – 2016. – Т. 15. – С. 1261–1265. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/96169.htm
6. Исаева, З. И. Применение интерактивных методов обучения на уроках математики / З. И. Исаева // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 63-4. – С. 81-84.
7. Леонова Н.С. Интерактивные технологии обучения как средство реализации творческих способностей учащихся // Педагогическая мастерская. Все для учителя! – 2013. – № 6. – С.9-15
8. Суворова Н. Интерактивное обучение: Новые подходы / Н. Суворова. Москва: Эксмо, 2015
9. Тютина, Л.И. Разработка педагогических условий формирования пространственного мышления детей младшего школьного возраста на уроках математики / Л.И. Тютина // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов математических факультетов. – СПб.: СПбГУ, 2017. № 3. – С. 36–42.
10. Шевелева С. С. Урок математики в условия реализации ФГОС НОО / С. С. Шевелева // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики : материалы VI Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 3 апр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 1 (6). — С. 73–75
11. Явлова, А. М. Метод кейсов как метод интерактивного обучения на уроках математики / А. М. Явлова, Л. А. Осипова // Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании. – 2019. – № 3(60). – С. 88-90.
12. Якиманская, И. С. Педагогическая психология (основные проблемы) [Текст]: учеб. пособие / И. С. Якиманская; ред. Д. И. Фельдштейн. – М.: Моск. психолого-социальный институт, 2008. – 648 с.