Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
1 Теоретические основания формирования творческого воображения учащихся во внеурочной деятельности 6
1.1 Формирование творческого воображения младших школьников как психолого – педагогическая проблема 6
1.2 Особенности организации внеурочной деятельности первоклассников для формирования творческого воображения 9
1.3 Потенциальные возможности Lego-конструирования в развитии творческого воображения 12
Выводы к первой главе 17
Глава 2 Практическая работа по развитию творческого воображения у учащихся второго класса во внеурочной деятельности средствами Lego-конструирования 18
2.1 Диагностика развития творческого воображения у учащихся второго класса 18
2.2 Содержание работы по развитию творческого воображения у учащихся второго класса посредством Lego-конструктора 20
Выводы по второй главе 25
Заключение 26
Список литературы 28
Приложения 31
Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Формирование творческого воображения - одна из важнейших задач в школе, помогающая формировать художественную культуру личности ребенка, умение поддерживать и обновлять культуру своей страны, постоянно совершенствуясь как личность. Воображение - создание образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.
Обучение, ориентированное на формирование творческого воображения младших школьников - более осознанное, продуктивное и результативное. Недостаток воображения, отсутствие определенного запаса зрительных образов в умственном багаже или неумение их привлечь к работе в нужный момент - одна из причин низкого качества умственной работы. Недостаток воображения отрицательно сказывается на усвоении всех школьных предметов.
Воображение, как психический процесс, является частью любой творческой жизнедеятельности ребенка. Исследование роли творческого воображения в умственном, физическом развитии ребенка, сущности механизмов воображения в современной науке приобретают большое значение. К примеру, исследования Л.С. Выготского, P.M. Грановской, В.В. Давыдова, В.Н. Дружинина, С.Л. Рубинштейна и др., а также работы зарубежных психологов: Дж. Гилфорда, Т. Рибо, П. Торранса. показали, что воображение, в том числе творческое, выступает предпосылкой и условием успешного усвоения детьми имеющихся и новых знаний, и способствует саморазвитию учебно-воспитательной деятельности в школе.
Важным видом деятельности в школе, где педагог может развивать творческое воображение у детей, использовать различные приемы и методы работы, является внеурочная деятельность.
Lego-конструктор является значимым средством для развития творческого воображения школьника, охватывая при этом все образовательные области Федерального государственного образовательного стандарта начального образования. Исходя из всего вышесказанного, наша работа посвящена развитию творческого воображения у детей младшего школьного возраста посредствам Lego-конструирования.
Анализ литературы по психологии и педагогике, а также педагогического опыта позволяет определить противоречием между необходимостью развития творческого воображения у детей младшего школьного возраста и недостаточным использованием Lego-конструирования в данном процессе.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности Lego-конструирования в развитии творческого воображения у учащихся второго класса во внеурочной деятельности?
Исходя из противоречия проблемы, цель исследования: теоретически обосновать особенности развития воображения у учащихся второго класса во внеурочной деятельности посредством Lego-конструирования.
Объект исследования: процесс развития творческого воображения у учащихся второго класса.
Предмет исследования: Lego-конструирование как средство развития творческого воображения у учащихся второго класса.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Дать характеристика понятию «творческое воображение»;
2. Описать особенности организации внеурочной деятельности для формирования творческого воображения;
3. Проанализировать возможности Lego-конструирования в развитии творческого воображения;
4. Провести опытно-экспериментальную работу по развитию творческого воображения у учащихся второго класса во внеурочной деятельности средствами Lego-конструирования.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения у учащихся второго класса во внеурочной деятельности посредством Lego-конструктора будет эффективно если:
– организована совместная деятельность педагога и учащихся;
– организованна самостоятельная деятельность детей с использованием Lego-конструктора.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются:
– положение по проблеме развития творческого воображения детей дошкольного возраста (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, О.М. Дьяченко, Е.Е. Кравцова, Т.В. Кудрявцев);
– концептуальные подходы к пониманию роли Lego-конструирования в развитии творческого воображения детей дошкольного возраста (Е.В. Фешиной).
Практическая значимость исследования состоит в том, что разработано и апробировано содержание работы по развитию творческого воображения у учащихся второго класса посредствам Lego-конструктора Результаты экспериментальной работы могут быть использованы в практической деятельности педагогами школьных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования.
Структура работы состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и заключения.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. – Санкт-Петербург : Союз, 2010. – 92 с.
2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В.Степанов // - Москва : Просвещение, 2010. – 223 с.
3. Дик, Н. Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик // – Ростов- на- Дону : Феникс, 2019. – 285 с.
4. Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии, 1988. - № 6. – С. 52-59.
5. Иванова, Э. Творческое воображение / Э. Иванова // Дошкольное воспитание. – 2015. – №3. – С. 51-53.
6. Ишмакова, М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС : пособие для педагогов / М.С. Ишмакова. – Москва : Маска, 2013. – 100 с.
7. Коршунова, Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л. С. Коршунова. - Москва, 1989. – 97 с.
8. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – Москва : Инфа, – 2011. –164 с.
9. Кудрявцев, В.Т. Воображение ребёнка: природа и развитие / В. Т. Кудрявцева // Психологический журнал. – 2009. – № 5. – С. 20-27.
10. Куцакова, Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду / Л.В. Куцакова. – М. : Мозаика-Синтез, 2010. – 259 с.
11. Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – Москва : ВЛАДОС, 2003. – 104 с.
12. Немов, Р. С. Психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. В 3-х кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – Москва : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1995. – 394 с.
13. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: в 2-х т. Т 1/ С.Л. Рубинштейн. – Москва : Питер. - 1989.- 720 с.
14. Смирнова, Е.О. Детская психология: Учебник для вузов / Е.О. Смирнова. – Санкт-Петербург : Питер, 2018. – 410 с.
15. Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л.Ю. Субботина. – Ярославль : Академия развития, 2010. – 240 с.
16. ФГОС Начального общего образования (1-4 Кл) [Электронный ресурс] : приказ Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. N 373 (в ред. от 31.12.2015) // Министерство образования и науки РФ. - Режим доступа: http://минобрнауки.рф/документы/922
17. Фешина, Е.В. Лего-конструирование в детском саду: методическое пособие / Е.В. Фешина. – Москва : ТЦ Сфера, 2017. – 144 с.