Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Языковые навыки, на основе которых строится языковая деятельность, играют важную роль в развитии коммуникативных навыков обучающихся. Это включает в себя лексические, грамматические и фонетические навыки. Развитие фонетических навыков является непременным условием понимания передачи речи, точности выражения мыслей и выполнения коммуникативной функции языка. Поэтому работа над произношением учащихся начинается с первых уроков в начальной школе, а затем распространяется на все школьное изучение иностранного языка. На уроке иностранного языка постановке произносительных навыков следует уделять значительное внимание, так как от неправильного произнесения какого-либо звука в слове оно может поменять или потерять смысл, что затрудняет коммуникацию при говорении и восприятии речи на слух.
Актуальность данной работы определяется тем, что произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения; нарушение фонематической правильности речи ведет к недоразумениям и непониманию слушающим речи говорящего. Во избежание этого необходимо правильно сформировать фонетические навыки, для чего необходимы специальные упражнения.
Цель исследования: работы является анализ упражнений для формирования фонетических навыков, отбор наиболее эффективных из них и составление комплекса упражнений.
Задачи исследования:
1. Описать место и роль фонетических навыков в обучении иностранным языкам;
2. Указать содержание обучения произносительной стороне иноязычной речи;
3. Перечислить специфические особенности произношения во французском языке;
4. Предложить методику формирования фонетических навыков на уроках французского языка в средней школе на начальном этапе обучения
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и изложена на 31 страницах.
1. Теоретические основы формирования фонетических навыков на уроках французского языка в средней школе на начальном этапе обучения
1.1. Место и роль фонетических навыков в обучении иностранным
языкам
Необходимым условием правильного понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения какой-либо коммуникативной функции с использованием языка является развитие фонетических навыков. Известно, что этот процесс легко протекает у детей раннего возраста в естественной языковой среде. А в невербальной среде при обучении иностранному языку особое внимание следует уделять развитию навыков произношения. Это является причиной тщательной работы над произношением учащихся на ранних этапах.
Роль фонетических навыков в процессе обучения иностранному языку в школе нельзя недооценивать, так как, прежде всего, эти навыки имеют смысловое отличие. Неправильное произнесение звука может полностью изменить значение слова, а это, как правило, создает трудности при говорении или прослушивании речи в процессе общения. Во-вторых, фонетические навыки подвержены деавтоматизации (утрате навыком своих качеств автоматизации и устойчивости) в связи с длительным бездействием навыка в речевой деятельности или недостаточным уровнем его тренированности [6].
Также нельзя забывать о роли интонации в процессе общения, так как неправильная интонация искажает смысл высказывания и может привести к недопониманию. Без должной интонации человеку будет сложно выразить такие речевые функции, как сомнение, просьба, возражение, подтверждение и т. д. Например, говорить по-английски намного быстрее, чем по-русски, а так как у детей школьного возраста достаточно низкий темп речи, то возникают проблемы с интонацией.
Правильное произношение, таким образом, зависит от развития навыков артикуляции звуков и звукосочетаний, владения интонацией и правильного интонирования, которые соответствуют нормам изучаемого языка _0_. Важность правильного английского произношения заключается в том, что без него невозможно проявление коммуникативной функции языка.
Характеристика фонетических навыков
■ Фонетические навыки можно разделить на две группы: слуховое произношение и ритмическое интонирование. Рассмотрим каждую группу отдельно.
■ Навыки аудирования — это навыки правильного произношения всех звуков в речевом потоке и понимания всех звуков при прослушивании речи других людей. Их также делят на две группы:
■ - Слуховые (слуховые) умения включают в себя действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, смысловых синтагм, предложений.
■ - Собственно, навыки произношения предполагают умение правильно артикулировать звуки и объединять их в слова, словосочетания, предложения. Кроме того, предполагается правильный отдых, акцент и интонация.
■ Навыки ритмической интонации требуют знания как логических, так и выразительных акцентов и интонации. Стоит отметить, что именно ударение и интонация выдают иностранца от носителя языка. Но на практике легче научиться правильному произношению звуков, чем интонации предложений. Кроме того, именно ударение, пауза и интонация меняют значение. Они также делятся на две группы:
- Просодические навыки включают правильное словесное ударение.
- Интонационные навыки требуют знания логических и выразительных интонаций и акцентов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий: (теория и практика обучения языкам) / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. - Москва: ИКАР, 2010. – 446 с.
2. Барышникова К.К. Вводно-коррективный фонетический курс французского языка. - М.:Высшая школа, 1974. - 182 с.
3. Батура С.Ф., Евчик Н.С. Вводно-фонетический курс французского языка. - Мн.: МГПИИН, 1989. - 99 с.
4. Береговская Э.М. L'oiseau bleu. 5 класс. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
5. Берещенко Н.В. Некоторые способы преодоления трудностей восприятия иноязычной речи на слух / Н.В. Берещенко, Г.В. Ловгач // Материалы III Межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современной лингвистики», Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 15-16 апреля, 2014 года.– с. 129–131.
6. Большакова А.В., Иванова Е.Ф. Теория и методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М.: МГПУ, 2007. - 353 с.
7. Бурчинский В.Н. Теоритическая фонетика французского языка. - М.: АСТ, 2006. - 181 с.
8. Варламова, К. И., Селивановская, О. А. (2018) Использование скороговорок при обучении младших школьников фонетике английского языка. В кн.: В. С. Артемова, Н. А. Сальникова, Е. А. Цыганкова (ред.). Вопросы современной филологии и проблемы методики обучения языкам. Материалы шестой международной научно-практической конференции. Брянск, 12–13 октября 2018 г. Брянск: Издательство Брянского государственного инженерно-технологического университета, с. 264–268.
9. Виллер М.А., Гордина М.В., Белякова Г.А. Фонетика французского языка. - Л.: Просвещение, 1978. - 240 с.
10. Вронская, И. В. (2015) Методика раннего обучения английскому языку. СПб.: КАРО, 336 с.
11. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
12. Гайнутдинова Л. Р. Формирование фонетических навыков на английском языке у учащихся младшего школьного возраста с опорой на песенную наглядность: дисс. … к. пед. н. Н. Новгород, 2019. 198 с.
13. Гак В.Г. Сравнительная типология французского и русского языков. - Л.: Просвещение, 1976. - 286 с.
14. Гальковская Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. - М.: АРКТИ - Глосса, 2000. - 165 с.
15. Гальскова Н. Д., Гез, Н. И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. – М.: Академия, 2006. – 336 с.
16. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 336 с.
17. Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным язкам. Начальная школа. - М.: Айрис Пресс, 2004. - 240 с.
18. Гапанович Е.А., Нестерович Н.В. Давайте произносить как французы. - Минск: МГЛУ, 2009. - 180 с.
19. Гудкова С. А., Яшина Н. В. Методические возможности использования CLIL-технологии при преподавании английского языка в начальной школе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия «Педагогика, психология». 2017. № 2 (29). С. 31-35.
20. Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть II. – Уфа: Изд-во БГПУ, 2013. – 102 с.
21. Ишкова Г.М. , Явербаум О.В. Letterland - комфортная среда для детей, имеющих трудности в обучении // Проблемы педагогики. 2019. №3 (42). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/letterland-komfortnaya-sreda-dlya-detey-imeyuschih-trudnosti-v-obuchenii (дата обращения: 02.03.2022).
22. Киселева Е. Ю., Горбунова Т. С. Фонетические игры и упражнения на начальном этапе обучения русскому как иностранному и английскому языкам: науч. статья по специальности «Языкознание». – 2014. – 5 с.
23. Коробова О.В. Обучение произношению английского языка / О.В. Коробова // Педагогика: традиции и инновации: материалы II междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2012 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2012. — С. 83-85.
24. Куликова Е. А. Специальные методические принципы развивающего иноязычного образования обучающихся начальных классов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2020. Т. 5. Вып. 5. С. 638-644
25. Кулясова Н.А. Алфавитные и тематические игры на уроках английского языка: 2–4 классы. – М.: ВАКО, 2011. – 144 с., [112] c. ил. – (Мастерская учителя иностранного языка)
26. Недорезова Н.А. Технология формирования иноязычных фонетических навыков. – Оренбург, 2014. – 7 с.
27. Пассов Е.И., Кузнецова Е.С. Формирование произносительных навыков: учебное пособие. Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. 40 с.
28. Певцова А. А. Роль фонетических игр в формировании фонетических навыков у учащихся общеобразовательной школы на младшем этапе обучения иностранному языку // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 64-65.
29. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Продвинутый курс лекций / Е.Н. Соловова. – М.: АСТ, 2010. – 272 c.
30. Чугунова А.Е. Методическая разработка раздела программы по английскому языку «Формирование фонетических навыков» у младших школьников: педагог дополнительного образования. – Бор, 2013. – 19 с.
31. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учеб. пособие для преподавателей и студентов / А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 480 c.
32. Явербаум О.В. Раннее обучение английскому языку: как методика "LETTERLAND" воспроизводит «волшебство детства»// Английский Язык в Школе, 2017. № 2. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.titul.ru/uploads/journal/67/Book_Journal58.pdf/ (дата обращения: 24.01.2022).
33. Яковлева, О. О. Формирование фонетических навыков у младших школьников на уроках английского языка / О. О. Яковлева, Е. С. Семенова // Общие вопросы лингводидактики и межкультурной коммуникации : сборник научных статей VIII Международной научно-практической конференции «Филология, переводоведение, лингводидактика: актуальные проблемы и тенденции развития в эпоху глобализации», посвященная 65-летию факультета иностранных языков Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, Чебоксары, 14 апреля 2016 года / Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2016. – С. 160-163.
34. Conseil de l’Europe / Division des Politiques Linguistiques (Strasbourg) (2001). Cadre européen commun de référence pour les langues. Apprendre. Enseigner. Evaluer (CECRL), trad. par Lieutaud S., Paris : Didier.
35. Feldenkrais M. (1977). Awareness through movement: easy-to-do health. Exercises to improve your posture, vision, imagination, and personal awareness. New York: Harper Row.
36. Genette G.(1966). Figures I. Paris : Editions du Seuil, col. « Tel Quel ».
37. Yoo H., Delais-Roussarie E., Lolive D. & Barbot N. (2015). Le Rythme en Lecture Oralisée (parole synthétique et parole naturelle), Revue française de linguistique appliquée, vol. XX, n°2.