Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Нарушение темпо-ритмической организации речи – это сложное пси-хофизиологическое расстройство, связанное с искажением речевой плавно-сти. Сочетание и чередование ударных и безударных слогов, а также их соотношение называется ритмом речи. Темп – это степень быстроты сменяющихся в потоке речи звучащих элементов.
Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координирует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико-грамматическое структурирование, артикуляторно- дыхательную про-грамму и комплекс просодических характеристик. У детей может отме-чаться ускорение темпа речи (тахилалия), сопровождающееся искажением звуко-слоговой структуры, либо замедление темпа речи (брадилалия) с множеством необоснованных пауз, речевых эмбол. Исходя из вышеска-занного, можно отметить, что темпу и ритму следует уделять достаточно большое внимание.
В современных литературных источниках (Л.И. Белякова, И.М. Ак-сарина; Е.А. Дьякова; С.Р. Асланова) отмечаются суждения, указывающие на появление неплавности детской речи как на начало формирования ре-чевой функции. Устная речь в 1-6 возрасте характеризуется наличием онтогенетических пауз, проявляющихся в период формирования фразовой речи физиологическими и дыхательными итерациями. По истечении неко-торого периода времени неплавности в речи сокращаются и могут прояв-ляться в школьном возрасте в сложных по структуре грамматических вы-сказываниях, что оказывает непосредственное влияние на успеваемость ре-бенка в обучении. Поэтому, вопрос изучения и выявления особенностей нарушения темпо-ритмической организации речи особенно важен.
Цель исследования: определить особенности темпо-ритмической ор-ганизации речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Объект исследования - темпо - ритмическая организация речи стар-ших дошкольников с ОНР.
Предмет исследования - особенности коррекции темпо-ритмической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы с целью определения ключевых понятий исследования.
2. С помощью анализа специальной литературы по проблеме иссле-дования, дать психолого-педагогическую характеристику старших до-школьников с ОНР.
3. Выявить особенности темпо-ритмической организации речи у де-тей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Для решения поставленных задач использовались методы: анализ
литературы по проблеме исследования (педагогической, психологической, лингвистической, психолингвистической); изучение логопедического опы-та.
Основное содержание работы. Курсовая работа состоит из одной введения, одной главы, заключения.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕМПО-РИТМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ с ОНР
1.1. Понятие «темпо-ритмическая организа-ция речи» в теоретических источниках
Темпо—ритмическая организация речи — это контролируемая говорящим динамическая система, представляющая собой совокупность свойств речевого потока, которая характеризуется устойчивым ритмом в чередовании слогов во время речевого выдоха и свободно варьиру-емым темпом, адекватным возрастной норме.
Темпо-ритмическая организация речи объединяет и координи-рует все процессы, затрагивающие устную речь, включая лексико грамматическое структурирование, артикуляторно- дыхательную программу и комплекс просодических характеристик.[5].
В процессе программирования и формирования мысли, а затем и ее вербализации происходит темпо-ритмо интонационное членениеречи. Подобному действию поддаются все этапы построения высказывания, включая намерение говорящего (интенция), лексико-синтаксическое структурирование, а также моторно-дыхательную ритмизацию речевого потока (артикуляция и дыхание). Акустическими коррелятами интонационных характеристик яв-ляются часто сменяющаяся частота и сила основного тона голоса, изменение длительности некоторых фонетических элементов. При прохождении воздуха через глотку, голосовые складки, полости рта и носа, формируется тон голоса. [17] Дополнительным артикуляци-онно-акустическим компонентом голоса является тембр. В отличие от тона голоса, общего для множества людей, тембр у каждого человека свой.
Темпо-ритмическая организация речевого потока представляет-ся взаимодействием и совокуплением отдельных характеристик про-содики. Отличительную роль в структуре темпо-ритмической орга-низации речи играет ритм, отражающийся в чередовании ударных и безударных слогов. При помощи ритма передается характер речевой информации, ее модальность и эмоциональность. [32, 33] Темп и ритм находятся в тесной взаимосвязи и взаимодополняемости. У ритма отмечают ряд компонентов. Одним из главных признаков ре-чевого ритма является регулярность. Различают метрические и не-метрические свойства ритма. Метрические характеризуются поряд-ком и количеством ударных и безударных слогов, а неметрические параметры входят в понятие мелодики речи. [14] Ритм – это отраже-ние порядка и последовательности на биологическом уровне, основа живой и неживой системы, потому и свойства, наряду с особенностя-ми ритма исследуются в различных научных областях. Организм каждого человека представлен совокупностью гигантского количества ритмических циклов (дыхания, ритмы биения сердца, работы мозга, синтеза белка и др.), которые согласованно взаимодействуют между собой. Правильность осуществления подобных процессов влияет на здоровье любого организма, которое, вследствие, оказывается в пря-мой зависимости от согласованности данной работы. По мнению Н.И. Жинкина, речевой ритм представляется чередованиями ударных и безударных слогов, а также осуществляет важную роль в органи-зации двигательно-моторных стереотипов речи.
Темпо-ритмическая организация устно
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Артемова, Е.Э. Формирование просодики у до-школьников с речевыми нарушениями: монография [Текст] / Е.Э. Артемова. — М. : МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. — 123 с.
2. Архипова, Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста [Текст] / Е.Ф. Архипова. — М. : Астрель, 2007. — 216 с.
3. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Е.Ф. Архипова — М. : Астрель, 2006. — 319 с.
4. Архипова, Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодо— лению стертой дизартрии у детей [Текст] / Е.Ф.Архипова.— М. : Астрель,2008. — 254с.
5. Белякова Л.И. Речевые паузы в нормальной речи и при заикании [Текст] / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова // Вопро-сы психологии. № 3, 1993. С.88-94.
6. Бернадская, М.Э. Критерии развития ребенка ран-него возраста [Текст]
/ М.Э. Бернадская, О.Е. Громова // Управление ДОУ. – 2003. – №3. – С.108-117.
7. Винарская, Е.Н. Современное состояние пробле-мы дизартрии// Хрестоматия по логопедии [Текст] / Е.Н. Ви-нарская — М. : ВЛАДОС, 1997. — 285 с.
8. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студ. высш. учебн. заведений [Текст] / Г.А. Волкова — М. : ВЛАДОС, 2002. — с.158.
9. Гаркуша Ю.Ф. Коррекционно—педагогическая работа в дошкольном учреждении для детей с нарушениями речи [Текст]: учеб.пособие / Ю.Ф. Гаркуша — М. : Секачев, 2002. 160 с.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / А.Н. Гвоздев.
— М. : Просвещение, 2004. — 345 с.
11. Дьякова Е. А. Речевые ошибки и особенности процесса речеобразования у заикающихся [Текст] / Е. А. Дья-кова под ред. Л.И.Беляковой. М. — 1992. С.38-50
12. Елисеева, М.Б. Лексикон ребенка раннего возрас-та [Текст] / М.Б. Елисеева под ред. С.Н. Цейтлин. — СПб. : Изд-во ЗАО «Издательский цех «Балтика», 2000. — С. 15-33.
13. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей [Текст] / А.Н. Жинкин // Детская речь: хрестоматия. — СПб. : 1994. — Ч. I. — С. 5- 13.
14. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. — Екатерин-бург : Изд-во ЛИТУР, 2005. — 320 с.
15. Зиндер, Л.Р. Общая фонетика: учеб. пособ. [Текст] / Л.Р. Зиндер. — М.
: Высшая школа, 1979. — 312 с.
16. Иванова-Лукьянова, Г.Н. Культура устной речи: ин-тонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм: учеб. пособие [Текст]
/ Г.Н. Иванова-Лукьянова. — 5-е изд. — М. : Флинт, Наука, 2003. — 200 с.
17. Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекци-онных классах [Текст]
/ Р.И. Лалаева. — М. : Владос, 1999. — 224 с.
18. Ларина, Е.А. К вопросу о периодизации развития интонационной системы языка у детей дошкольного и младше-го школьного возраста [Текст] / Е.А. Ларина // Коррекционная педагогика. — 2009. — №1 (31). — С. 5-14.
19. Лингвистический энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. В.И. Ярцева. — М. : Советская энциклопе-дия, 1990. — 685 с.
20. Лопатина, Л.В., Логопедическая работа в груп-пах дошкольников со стертой формой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.Н.Серебрякова
— СПб. : Образование, 2006.
21. Лопатина Л.В. Механизм стёртой дизартрии [Текст] / Л.В. Лопатина // Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. науч.—метод. Трудов. СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
22. Лопатина Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное по-собие [Текст] / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова // СПб. : Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001. —191 с.
23. Лопухина И.С. Речь, ритм, движение: пособие для логопедов и родителей [Текст] / И.С. Лопухина. — СПб. : Дельта, 1997. — 256 с.
24. Логопедия: Учебник для студ. дефек-тол.фак.пед.высш.учебн. заведений [Текст] / Под ред. Л.С. Волковой. М. : ВЛАДОС, 2014. — 704 с.
25. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой [Текст]— М. : «Просвещение», 1995. — 528с.
26. Логопедия. Учебник для ВУЗов/Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. [Текст] — М. : Владос, 2012. — 340 с.
27. Ляксо Е.Е. Акустический аспект формирования речи ребенка на третьем году жизни [Текст] / Е.Е. Ляксо, А.Д. Громова, О.Е. Фролова, О.Д. Романова // Физиол. журн. — 2004. Т. 90. № 1. — C. 83-96.
28. Максакова, А.И. Правильно ли говорит ваш ре-бенок [Текст]: пособие для воспитателей дет. сада / А.И. Мак-сакова. — М. : Просвещение, 1982. — 159 с.
29. Некрасова, Ю. Б. О психических состояниях, их диагностике, управлении и направленном формировании (в процессе социореабилитации заикающихся) [Текст] / Ю. Б. Некрасова // Вопросы психологии. — 1994. — № 6.
30. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние и речь [Текст] / Э.Л.Носенко.
— Киев, 1981. — С.29-30
31. Pay, Е. Ю. Нарушение темпорит—мической орга-низации речи дошкольников и младших школьников как фак-тор риска появления заикания / Е. Ю. Pay, Е. С. Казбанова // Логопед. — 2004. — № 6.
32. Филатова Ю.О. Влияние ритмических процессов на развитие речеязыковой функции [Текст] / Ю.О. Филатова под ред. В.Н. Скворцова. — СПб. : 2008. — С. 445-448.
33. Филатова, Ю.О. Речевые и моторные ритмические процессы и модель их развития у детей с нарушениями речи [Текст] / Ю.О. Филатова. — М. : 2014. — 310 с.
34. Филичева, Т.Б. Основы логопедии [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. — М. : Просвещение, 2007. — 170 c.
35. Хватцев М.Е. Логопедия [Текст] / М.Е. Хватцев — М. : Просвещение, 2013. — 231 с.