Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность. Письмо и письменная речь в методике и лингвистике рассматриваются как процесс выражения мыслей в графической форме и выступают не только как средство, но и как цель обучения иностранному языку. Письмо является техническим компонентом творческой письменной речи, которая в свою очередь представляет собой продуктивный вид речевой деятельности и выражается в фиксации определенного содержания графическими знаками. Оно тесно связано с чтением и выполняет вспомогательную роль при выработке грамматического навыка, выполнении письменных заданий, требующих творческого подхода, и помогает учащимся удержать в памяти учебный материал. В настоящее время обучение творческой письменной речи становится более необходимым в связи с появлением возможностей путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и общаться через Интернет, что требует умения выражать мысли и идеи в письменной форме. Для того чтобы делать это грамотно, необходимо владеть основами композиции, знать стилевые особенности и следовать определенным правилам организации творческой письменной речи. В школе данному процессу не уделяется должного внимания, что влечет к появлению ошибок различных видов. Эти факторы обусловили актуальность нашего исследования.
Степень разработанности темы. Проблемой обучения творческой творческой письменной речи как виду речевой деятельности занимались многие ученые, среди которых Р.П. Мильруд, Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.Н. Соловова и другие.
Цель исследования: раскрыть методику обучения англоязычной творческой творческой письменной речи на уроках иностранного языка на средней ступени обучения.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1) охарактеризовать творческое письмо как вид речевой деятельности;
2) определить пути и средства формирования творческой иноязычной творческой письменной речи;
3) проанализировать УМК;
4) рассмотреть методы и приёмы обучения творческой творческой письменной речи на уроках английского языка в средней школе.
В качестве объекта исследования выступает процесс обучения англий¬скому языку в средней школе, а предмета – развитие творческой творческой письменной речи.
В соответствии с поставленными задачами были использованы следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, анализ результатов деятельности обучающихся, изучение, обобщение и использование педагогического опыта других учителей.
Практическая значимость работы заключается в том, что представленные в ней методические разработки могут быть использованы учителями в практике обучения английскому языку на средней ступени образования.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы обучения письму на уроках английского языка
1.1. Понятие творческой иноязычной творческой письменной речи
Письменная речь ‒ это, так называемая форма существования языка, возникшая позднее по времени, чем устная речь. Однако для различных форм языковой деятельности первичной, может быть, как устная, так и письменная речь. Письменная речь совершила переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, изменила человека, в особенности его способность к абстрактному мышлению [Садовникова 2014].
В понятие «письменная речь» входят и чтение, и письмо. «Письмо есть знаковая система фиксации речи, позволяющая с помощью графических элементов передавать информацию на расстоянии и закреплять ее во времени. Любая система письма характеризуется постоянным составом знаков» [Селиверстова 2014; Соловова 2013: 187]. Письмо в психологии рассматривается как сложный процесс, включающий в себя соотношение речевых звуков, букв и «речедвижений», производимых человеком, как графическая система плана выражения [Гальскова 2014: 105].
Одна из основных трудностей в овладении письмом связана с тем, что обучающийся должен перейти от звучащей, конкретной речи к абстрактной, которая пользуется не словами, а представлениями. Способы возникновения и развития письма с самого начала выступают как осознанные действия, и только потом письмо автоматизируется и превращается в плавно протекающий навык [8].
Письменная форма общения в современном обществе выполняет важную коммуникативную функцию. Способность писать на английском языке приобретает все большее значение по ряду причин. Письмо как образовательная цель присутствует в программах для всех типов учебных заведений на всех этапах обучения иностранным языкам. Наряду с другими видами деятельности, письмо представлено на равной основе в ОГЭ и ЕГЭ. Письмо необходимо во время путешествий, для работы в иностранных компаниях, участия в международных конференциях и программах обмена, общения через интернет. Необходимо умение заполнять анкеты, декларации, вести деловую переписку, писать резюме, эссе, отчеты и т.д. Другими словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, зная основы композиции, стилистические особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста.
Е.А. Земская [17, с. 44] говорит о трудностях, возникающих при преподавании творческой письменной речи:
–несоответствие между звуками и графическим контуром букв, слов и предложений, посредством которых происходит графическое выражение семантического содержания утверждения на иностранном языке;
–при использовании устной формы речи часть точной информации может быть опущена оратором, а ее недостаток заполняется с помощью мимики, жестов и интонаций. При использовании письма – это неприемлемо, информация должна быть указана полностью и точно, максимально развернута, чтобы полностью передать коммуникационное сообщение. Поскольку в творческой письменной речи невозможно использовать интонацию, это требует более тщательного выбора синтаксических средств, а отсутствие возможности использовать выражения лица и жесты требует более строгого подхода к формулировке грамматического содержания творческой письменной речи.
Содержание письменного произведения исходит из его цели и задач. А.М. Иванова [15] считает, что мысль, заложенная для передачи в тексте, определяет используемую форму произведения. К формам творческой письменной речи, которые могут использоваться как материалы для обучения, относятся заполненные анкеты и бланки, дневники, диктанты, конспекты, заметки в стенгазету, письма, изложение, сообщения, обзоры, аннотации, проекты, сочинения различных видов, рассказы, сказки, стихи и т.д. Для приобретения навыков написания письма можно использовать упражнения на составление письма или написание по образцу и тому подобное. Умение строить развернутые высказывания согласно логике построения рассказа, вырабатываются с помощью способности пересказа текста. Например, ученикам можно дать текст, который имеет несоответствия в построении согласно логической структуре. А заданием для обучающихся будет привести его в правильную форму.
По мнению Е.И. Пассова [28, с. 34], для того чтобы обучить интересующихся расширению письменного высказывания, можно применять упражнения по составлению рассказа, который похож на прочитанный или прослушанный; рассказ, построенный по определенному плану; придумать вступление или завершение текста, различные варианты сочинения и тому подобное.
Среди массы упражнений, которые способствуют компрессии текста, на основе которой строится резюме, аннотация и реферат, необходимо упомянуть об упражнениях, которые помогают найти «информативное ядро». При выполнении таких упражнений ученикам предлагается выбрать из предложенного текста, на слух или зрительно, предложение, которое, по мнению обучающихся, имеет наибольшую смысловую нагрузку. При необходимости можно перестроить предложение или абзац, для того чтобы выразить основную мысль в нескольких предложениях. По мнению Е.И. Пассова [28], это упражнение направлено на формирование умения суждения, а также способности дифференциации, умению преобразовывать текст и искать замены при необходимости.
На этапе работы с иностранным текстом целесообразно обучать учеников делать рефераты и аннотации. Для осуществления такой письменной работы рекомендуется пользоваться общественно-политическими, научно-популярными и публицистическими текстами, так как они способствуют формированию умений, которые требуются любому образованному человеку.
Письмо как целевой элемент обучения имеется во всех программах учебных учреждений и на всех этапах обучения. При обучении письму учитель должен придерживаться следующего основного правила. Обучать обучающихся письму следует на таком речевом материале, содержание которого обучающиеся могли бы не только хорошо понять, и самостоятельно выразить в речи.
Навыки говорения и письма на иностранном языке нужно развивать параллельно, особый интерес для развития этих навыков в настоящее время представляют интерактивные методы обучения. Рассмотрим их в следующей главе.
1.2 Пути и средства формирования творческой иноязычной творческой письменной речи
Для конкретизации задач обучения творческой письменной речи необходимо учитывать особенности тех навыков в области письма, которые предусмотрены программой: умение написать дружественное письмо иностранному корреспонденту, составить реферат, эссе, заметку в стенгазете, написать резюме, изложение прослушанного и прочитанного текста, эссе и др.
Например, писем и заметок в стенгазету характерно широкое использование речевых клише, мотивационного и оценочного характера, эпистолярных формул, наиболее типичных для стиля письменной форме, преимущественное использование изъявительного наклонения и личных форм глагола, отсутствие прямой речи, Распространенность вопросительных и отрицательных конструкций [21, с. 208].
Основная лингвистическая характеристика текста-конспект, реферат и Реферат, в основе которых лежит лингвистическая и семантическая компрессия текста, - это практически полное отсутствие сложных фразеологических единиц, общая синтаксическая простота, широкое использование оценочной лексики.
Для пересказа и воспитания композиция характеризуется полнотой и расширением изложения за счет использования сложных синтаксических структур (большое количество сложных предложений), использования речевых клише для выражения личного отношения к описываемым событиям и фактам [24, с. 112].
Для правильного языкового оформления письменного высказывания необходимо сформировать действия, которые служили бы не только средством речевого конструирования, но и аппаратом психических и мнемических процессов. Такие действия, которые в процессе тренировок уходят во внутренние мыслительные операции, можно отнести выбор (отбор), сличение (сопоставление), противопоставление, дифференциацию, набор (составление целого из частей), комбинирование, замену, построение по аналогии.
Для логически последовательного письменного высказывания в основном необходимы действия композиционного разделения текста и преобразования на уровне текста.
Научиться писать сложно не только из-за сложности графики, орфографии и необходимости перекодировать из аудио в графический код.
Все упражнения в письменном виде, как и в устном, можно разделить на две большие группы: подготовительные и речевые.
Подготовительные упражнения предназначены для овладения языковым материалом в графическом дизайне и обучения определенным операциям, связанным с письменным выражением мыслей. Подготовительные упражнения должны в первую очередь включать различные упражнения с моделями (трансформация моделей, расширение их и т. д.).
Второй тип подготовительных упражнений обеспечивает умение логично и последовательно, своими словами передать ту или иную информацию. Это перефразировка, сокращение текста. Последнее может означать выбор ключевых предложений в сокращении внутри них. для обучения логическому изложению идей используют составление различного рода планов: плана в виде вопросов, плана в виде именительных предложений.
Система голосовых упражнений предлагает упражнения в группе репродуктивной памяти, связанные со значением предложений. Аналогичное упражнение происходит вблизи samedistance. Как только студенты овладеют умением выражать мысли своими словами, можно использовать следующие виды упражнений: изложение, рассказ, описание, сочинение, письмо. Проведение выступлений требует некоторой подготовительной работы на занятиях под руководством преподавателя. Вместе с учащимися следует отобрать из услышанного или прочитанного необходимую модель, разделить текст на смысловые отрывки, выявить основное содержание. После такой подготовительной работы на занятиях презентация может стать домашним заданием. [9, с. 34]
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акимова, М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход / М.К. Акимова, Т.В. Козлова. – М.: Просвещение, 2016. – 314 с.
2. Алхазишвили, А.А. Основы овладения устной иностранной речью / А.А. Алхазишвили. – М., Просвещение, 2017. – 334 с.
3. Амирова, Т.А. Функциональная взаимосвязь письменного и звучащего языка / Т.А. Амирова. – М.: Академия, 2015. – 287 с.
4. Артемов, В.А. Психология обучения иностранным языкам / В.А. Артемов. – М.: Высшая школа, 2016. – 256 с.
5. Арутюнов, Ю.С. О классификации активных методов обучения / Ю.С. Арутюнов // V Межведомственная школа-семинар по интенсивным методам обучения. – Рига, 1983. – С.11-15
6. Бабаева, Э.У. К проблеме отождествления личности по признакам творческой письменной речи / Э.У. Бабаева // Правоведение. – 2013. – № 6. – С. 13-21.
7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2016. – 192 с.
8. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К.Бабанский. – М.: Просвещение, 2016. – 208 с.
9. Белозерцев, Е.П. Методы системного педагогического исследования. Учебное пособие / Е.П.Белозерцев /под ред. Н.В.Кузьминой. – Л.: Изд-во ЛГУ, 2010. – 172 с.
10. Белокопытов, Ю. Активные методы обучения / Ю.Белокопытов, Г.Панасенко // Высшее образование в России. 2004. – № 4. – С. 167-169.
11. Бим, И.Л. Методика обучения иностранным языкам как наука и проблемы школьного учебника / И.Л. Бим. – М., Просвещение, 2017. – 278 с.
12. Вайсбурд, М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / М.Л. Вайсбурд. – М.: Просвещение, 2018. – 278 с.
13. Верещагин, Е. М. Язык и культура / Е.М. Верещагин, В.Г. Костомаров. – М.: МГУ, 2017, – 348 с.
14. Волков, А.А. Грамматология. Семиотика творческой письменной речи / А.А. Волков. – М.: Академия, 2016. – 186 с.
15. Гез, Н. И. Развитие коммуникативной компетенции в ситуациях ролевого обучения / Н.И.Гез // Тезисы докл. на Всесоюзной научной конференции «Коммуникативные единицы языка». М: МГПИИЯ им. – М. Тореза, 2004. – 124 с.
16. Гельб, И.Э. Опыт изучения письма (Основы грамматологии) / И.Э. Гельб. – М.: Просвещение, 2016. – 182 с.
17. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н. Воскресенской и С. Шехтера. При участии А. Иоффе и Ч. Уайта. – М.: Фонд «Сивитас», 2005. – 307 с.
18. Гусаков, В.П., Пустовалова Н.И., Хрущев В.А., Карташова Е.Б., Исакова Е.К. Инновационные методы обучения в высшей школе: учебно- практическое пособие. – Петропавловск: СКГУ им. М. Козыбаева, 2007. – 92 с.
19. Добрович, А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. – М.: Просвещение, 2015. – 274 с.
20. Дьяконов, И.М. Письмо // Лингвистический энциклопедический словарь. – М.: Наука, 2017. – 618 с.
21. Заир-Бек, С.И., Муштафинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2016. – 84 с.
22. Земская, Е.А. Письменная речь // Русский язык: Энциклопедия. – М.: Астрель, 2018. – 349 с.
23. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. – М.: Просвещение, 2018. – 248 с.
24. Иванова, А.М. Обучение творческой письменной речи на английском языке. – М.: Просвещение, 2017. – 320 с
25. Иоффе, А.И. Методические материалы по гражданскому образованию. – М.: Новый учебник, 2018 – 109 с..
26. Кашлеев, С.С. Технология интерактивного обучения. – Минск, 2016. – 196с.
27. Кирилина, А.В. Гендер: лингвистические аспекты. – М.: Академия, 2015. – 138 с.
28. Концепция образования по иностранным языкам в 12-ти летней школе // Иностранные языки в школе. 2000. № 6. – С. 44-50.
29. Корнеева, Л.И. Современные интерактивные методы обучения: зарубежный опыт// Университетское управление. 2004. №4. – С. 78-83.
30. Культура русской речи: Учебник для вузов / Отв. ред. Л.К. Граудина, Б.Н. Ширяев. – М.: Наука, 2016. – 328 с.
31. Лаптева, О.А. О языковых основаниях выделения и разграничения разновидностей современного русского литературного языка // Вопросы языкознания. 2014. № 6. – С. 48-54.
32. Лебедева, Н.Б. Об аспектах юрислингвистики // Актуальные проблемы филологии. – Барнаул, 2018. – 216 с.
33. Леонтьев А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии. – М: РАО/МПСИ, 2016. – 127 с.
34. Лурия, А. Р. Язык и сознание / Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Наука, 2016. – 320 с.
35. Мильруд, Р.П. Методика обучения иноязычной творческой письменной речи// Иностранные языки в школе. 2007. № 2. – С. 75-82.