Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Вопросы обучения и воспитания всегда были в центре внимания общества. История педагогической мысли описывает различные подходы к воспитанию подрастающего поколения. На каждом историческом этапе развития общества было ведущее направление и в противовес шло развитие инновационного подхода, которое развивалось педагогами новаторами. Таким направлением была гуманистическая педагогика.
Гуманистическая педагогика — направление в педагогической мысли, которое ориентировано на личность ученика, его индивидуальные интересы и способности. Гуманистический подход предполагает субъект- субъектные отношения во взаимоотношениях учителя и ученика, другие приемы ведения занятий.
Цель работы: проанализировать особенности гуманистического подхода к воспитанию ребенка на различных этапах развития общества: от эпохи Возрождения до XXI века.
Объект исследования: развитие педагогической мысли от Возрождения до современности
Предмет исследования: гуманистический подход к воспитанию ребенка
Методологической основой исследования стали работы:
• основоположников «свободного воспитания»: Ж-Ж Руссо, Л.Н. Толстого, М. Монтессори, Д. Дьюи;
• советской гуманистической школы: В.А. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили
• разработчиков теорий развивающего обучения: В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Г. А. Цукерман, И.С. Якиманской
Задачи исследования:
1. Выявить общие подходы в гуманистическом воспитании Европы эпохи Возрождения.
2. Дать характеристику европейского «свободного воспитания» в XVIII-XX вв.
3. Проанализировать новаторские подходы советских педагогов второй половины XX в.
4. Выявить особенности развития педагогической мысли в конце XIX-начале XX вв.
5. Обозначить преемственность в современных российских реформах образования с гуманистическими принципами воспитания XIX-XX вв.
6. Подобрать методы исследования и использовать их при работе с научными источниками.
7. Сделать выводы по проведенному исследованию.
Глава 1. Ретроспективный обзор подходов к гуманистическому воспитанию в педагогике
1.1. Зарождение гуманистической педагогики в эпоху Возрождения (XIV-XVII вв.)
Возрождение как новое духовное движение стало набирать силу в Италии в XIV веке. Первым употребил термин «Возрождение», для обозначения новых элементов общественной жизни, Джорджо Вазари в своей книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Открытия Коперника, Бруно, Галилея, Кеплера, Леонардо да Винчи позволили людям глубже проникнуть в тайны природы, больше доверять собственному опыту, суждениям, а не традиционным авторитета. Появление книгопечатания оказало огромное влияние на формирование творческой личности, распространение просвещения на новые слои населения.
Эпоха великих географических открытий, знакомство с новыми землями, укладами жизни, другими культурами, обогащает европейцев осознанием того, что привычные традиционные ценности, еще вчера казавшиеся незыблемыми на самом деле относительны.
Изменение системы ценностей происходит постепенно, и существенный сдвиг происходит преимущественно на уровне общих мировоззренческих, нравственных ценностей и оценок – о положении человека в мире, о его значении, о достоинстве человеческой личности, о принципах нравственности и поведения. Меняются ценностные ориентации философов, которые все чаще задаются вопросом: велик или ничтожен человек?
Главным действующим лицом эпохи, центром культуры становится энергичный, волевой, раскрепощенный человек, который мечтал о реализации прекрасных земных идеалов. Он, по-прежнему, рассматривался как абсолютно зависимое существо и сам по себе, без Бога, никакой ценности не имел. Он стремился дать выход преобразовательной энергии и стал больше доверять собственному опыту, наблюдениям над фактами, событиями, а не подгонять свою жизнь под религиозные идеи.
Джованни Пико де Мирандола в «Речи о достоинстве человека» писал: «…Человека по праву называют и считают великим чудом, живым существом, действительно достойным восхищения» [22, С.248.]. На новой основе философы Возрождения утверждали единство Истины, Добра и Красоты. Джордано Бруно говорил, что «истина – самое искреннее, самое божественное из всего, даже – сама божественность из всего, даже – сама божественность и чистота, добро и красота вещей». В связи с проблемой человека проблема истины, добра и красоты была впервые так остро поставлена именно в эпоху Возрождения [1, С.75].
Важнейшими вопросами, над которыми размышляли гуманисты, были вопросы о том, как сочетать ценность для одного человека с ценностью для другого, ценность для человека и ценность для группы людей или всего общества? Лоренцо Валла считал, что такое сочетание абсолютно естественно: «Не может быть такого, чтобы люди, за исключением глубоко несчастных и привыкших к злодеяниям, не радовались благу другого человека и, более того, сами не были причиной его радости». [22, С.98]. Именно Валла выдвигает важнейший принцип воспитания эпохи гуманизма: «На основании ежедневной практики надо научиться радоваться благам других людей и всеми силами стараться, чтобы они нас полюбили» [22, С.192].
В период Возрождения гуманизм впервые появился на исторической сцене как целостная система взглядов, как культурное движение. В конце онтологического периода Т. Кампанелла в своей «Метафизике» просто и точно формулирует специфику прекрасного как проводника и носителя духовных ценностей человека. «Красота, - пишет он, - есть признак божественного блага в природе или искусстве... Красота... есть признак блага, полезного, благородного или приятного. Безобразное же есть признак зла, бесполезного, бесчестного или неприятного... Человек же - лучшее и высшее существо, высшее, нежели мир и элементы».
И.С.Кон отмечает, что для эпохи Возрождения характерен пафос утверждения во всех сферах духовной жизни веры в безграничные возможности Человека, его воли и разума, античный идеал обретает более глубокое социальное и философско-этическое звучание, формируются представления о гармоничной, раскрепощенной творческой личности как высшем начале бытия. Человек, его внутреннее богатство и достоинство, становится в один ряд с Истиной, Добром и Красотой. Он оказывается центральным пунктом всей системы ценностей, ее главным носителем, концентрируя в себе самом, в своей созидательной деятельности этические и эстетические идеалы века.
Гуманисты XIV - XVI в. в. уделяли особое внимание личным интересам и способностям учащихся, стремились опереться на активность и любознательность детей, преодолеть схоластику и авторитаризм, царившие в учебных заведениях того времени.
Гуарино Веронезе считал, что учитель должен с любовью относиться к своим ученикам и не применять телесных наказаний, воспитывать их своей «безупречной и чистой жизнью».
Несколько раньше об этом же говорил ученик Петрарки – Витторио-да-Фельтре (XIV-XVвв.)- выдающийся математик, профессор философии, «первый школьный учитель нового типа». Он считал воспитание важнейшим средством преобразования общества. «Достоинство, награда, божественность учительского призвания, - говорит он, - заключаются в любви. Лучшее украшение человека составляют только мудрость и добродетель; все же прочее – мнимый блеск и мишура и, следовательно, вовсе не входит в цель воспитания». Он был сторонником физического воспитания и приучал своих воспитанников к простоте и скромности: «Надо заранее приготовить себя ко всем неудобствам жизни: кто знает, какая судьба ожидает нас в будущем?» Этот педагог первым выступил против применения физических наказаний в школах и в 1424 г. основал в Мантуе школу собственную «Школу радости», в которой попытался осуществить свои гуманистические идеалы. Цель – воспитать достойных граждан своей страны. Обучение было организовано для мальчиков и девочек разных сословий. Большое значение играм и физическим
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бруно Дж. Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914. С.75.
2. Вентцель. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1999. – 216 с. (Антология гуманной педагогики).
3. Виннетка -план https://potencial-school.ru/vinnetka-plan.html
4. Воронцов А.Б. Формирующее оценивание: подходы, содержание, эволюция; нормы, инструменты, процедуры. Краткое пособие по деятельностной педагогике. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. Ч. 1. 166 с. Ч. 2. 224 с.
5. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.
6. Давыдов В.В., Рубцов В.В. (ред.). Развитие основ рефлексивного мышления школьников в процессе учебной деятельности / Давыдов В.В., Зубченко А.А., Львовский В.А., Магкаев В.Х. и др. Новосибирск: Психологический институт, 1995. 227 с.
7. Денисова А.А. Проблема психологической готовности выпускников начальной школы к обучению в основной школе [Электронный ресурс] // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2011. URL: Https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihologicheskoy-gotovnosti-vypusknikov-nachalnoy-shkoly-k-obucheniyu-v-osnovnoy-shkole (дата обращения: 25.01.2020).
8. Джуринский А.Н. Педагогика в многонациональном мире / А.Н. Джуринский. – М.: Владос, 2010. – 743 c.
9. Ж-Ж Руссо «Эмиль или о воспитании»
10. Модель экспертно-методического сопровождения деятельностных образовательных практик / Львовский В.А., Нежнов П.Г., Санина С.П., Ушакова Е.Г. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. 32 с.
11. Описание и оценка современных образовательных результатов основного общего образования. Книга 2 / Под ред. А.И. Адамского, А.Б. Воронцова. М.: Эврика, 2011. 168 с.
12. Портал психологических изданий PsyJournals.ru — https://psyjournals.ru/psyedu/2020/n5/Vorontsov_Lvovsky.shtml [Новые проекты развивающего обучения - Психологическая наука и образование - 2020. Том. 25, № 5]
13. Свободное воспитание: Хрестоматия /Составитель и автор вступит. статьи Г.Б. Корнетов. - М.: РОУ, 1995. - 224с.
14. Серия «ФГОС: обновление содержания образования» [Электронный ресурс]. URL: http:// author-club.org/shop/categories/48/ (дата обращения: 20.07.2020).
15. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопросы психологии. 1996. № 5. С. 38—50.
16. Теория «Свободного воспитания» (Э. Кей, Л. Гурлитт, М. Монтессири) https:// infourok.ru
17. Толстой. - М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1996. – 224 с. (Антология гуманной педагогики).
18. Университетский семинар МГПУ «Что такое деятельностный подход в образовании» [Электронный ресурс]. URL: http://author-club.org/ projects/seminar/ (дата обращения: 20.07.2020).
19. Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. М.: Авторский клуб, 2015. 432 с.
20. Цукерман Г.А., Чудинова Е.В. Диагностика умения учиться. М.: Авторский клуб, 2018. 64 с.
21. Чудинова Е.В. Метапредметные олимпиады: диагностика компетенций. М.: Некоммерческое партнерство «Авторский Клуб», 2018. 72 с.
22. Шестаков В.П. "Эстетика ренессанса: антология в 2 т. Том 1 2-е изд. Учебное пособие для вузов". Юрайт, 2021, 509 с.
23. Школьная система оценки результатов и качества общего образования: от модели к технологии реализации / Под ред. А.И. Адамского, А.Б. Воронцова. М.: Эврика, 2012. 221 с.