Фрагмент для ознакомления
2
изложение более эффективно, если оно дополняется другими методами, например, демонстрацией наглядных пособий (например: показ растений разных географических зон) или показом презентаций, фильмов что сейчас также все чаще применяют учителя в связи с улучшением оснащения общеобразовательных школ. Следующий метод также часто применяемый в учебно-воспитательном процессе начальной школы беседа. Беседа - метод, с помощью которого педагог путем целенаправленной постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт младших школьников тем самым подводит их к новому знанию. Ценность данного метода заключается в том, что учитель имеет возможность получать обратную связь об уровне познавательном и уровне развития как определенного ученика, так и класса в целом относительно за короткое время, при этом беседа активизирует деятельность учащихся, помогает формировать коммуникативные качества у детей, умение самоконтроля и самооценки путем сравнения уровней знаний своих и одноклассников. Однако можно выделить и некоторые недостатки в данном методе: он дробит знания учащихся, часто затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия изучаемого материала, не приучает учащихся передавать полученные знания в связной форме.
Применение наглядных методов в экологическом воспитании тоже имеет как свои положительные, так и отрицательные стороны. К положительному можно отнести, что применение этой группы методов повышает активность учащихся и их самостоятельную познавательную деятельность. Использование наглядности позволяет исключить вербализм в преподавании природоведения, создает хорошие условия для практикования знаний. Применять эти методы можно как при изучении нового материала, так и при его закреплении. При этом во время изучения нового материала они являются способом формирования новых знаний у детей, а на этапе закрепления – способом практикования полученных знаний. Изучение природы с помощью наглядности натуральных объектов обязательно и необходимо, так как без этого невозможно сформировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте или природном явлении и способствует облегчению формирования представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе (например: северное сеяние).
И конечно практические методы обучения в экологическом воспитании тоже являются важной составляющей. Их применение позволяет формировать у младших школьников практические умения и навыки. В начальной школе на уроках окружающего мира применяются следующие наглядные методы: наблюдение, распознавание и определение признаков, моделирование и эксперимент и опыт . Одним из распространенных практических методов является метод наблюдения. Наблюдение один из главных методов обучения по окружающему миру используемый уже давно очень давно школе, который и в современной методике преподавания не потерял своей актуальности, а приобретает все новые черты о остается обязательным для изучения данного предмета. Для того чтобы дети научились наблюдать за природными объектами, предметами, явлениями при этом могли выделять в них общие или отличительные признаки, фиксировать происходящие изменения учителю необходимо приложить не мало усилий чтоб научить приемам наблюдения. всех учащихся. Хотелось бы отметить о делении наблюдения на учебное и научное. В научных наблюдениях результат не известен заранее, а в учебных - школьники приходят подтверждению уже известного. Но требования к организации в том и другом случае похожи, где необходимо учесть возраст наблюдателей и сложности поставленных задач перед ними. Стоит также отметить, что эффективность наблюдений существенно увеличивается, если проводить их целенаправленно, систематически, а не от случая к случаю. При выполнении ваше изложенных требования у младших школьников формируются и развиваются умение и навыки выполнения наблюдений, закрепляются приемы производства работ, возникают методы, стимулируется любознательность .
Следующий метод – количественный эксперимент (например: школьникам предлагается провести опыты по измерению параметров, констант, характеризующих экологические явления; экспериментальное изучение экологической техники, технологии; опыты, иллюстрирующие количественное выражение экологических закономерностей) использование которого позволяет педагогу успешно формировать структурные элементы экологического знания и отношения у учащихся начальных классов.
Интересный метод – моделирование, стоит применить при изучении нового материала является моделирование: сюда можно отнести создание схем (моделей) и таблиц, отражающих те или иные природные явления. Моделирование может помочь сформировать у младших школьников экологические связи. Часто этот метод применяется при изучении тем где изучаются влияние человека на природу или же значение природы для человека. Например, для усвоения правил поведения в природе можно предложить ученикам сделать природоохранные знаки.
Еще один эффективный метод – проектная деятельность, он не только помогает закрепить полученные знания, но и помогает детям учится самостоятельно получать знания и их систематизировать. Обычно в проектной деятельности начальной школы выделяют четыре этапа, что соответствует структуре учебной деятельности. Так на первом этапе педагог озвучивает цель проекта и создает положительную мотивацию. Второй этап – подготовительный: предполагает определение задач проекта, составляется план действий, вырабатываются критерии оценки полученных результатов, обговариваются способы совместной деятельности (сначала с максимальной помощью учителя, а после учащимся предлагается увеличивать свою самостоятельность). И на третьем этапе – информационно-операционном: учащиеся подбирают материал, работают с литературой (предложенной педагогом или же выбранной самостоятельно), непосредственное выполнение проекта; на этом этапе учитель наблюдает за работой учащихся, координирует, подсказывает, эмоционально поддерживает, сообщает необходимую информацию. Четвертый, заключительный этап – рефлексивно-оценочный; младшие школьники представляют получившиеся проекты, принимают участие в коллективном обсуждении и оценке результатов работы, дети осуществляют устную и фиксированную самооценку, а учитель и администрация школы оценивают деятельность учащихся.
Выводы по 1 главе
В современном мире пришло, вернее, возродилось понимание того, что существуют не человек и природа, не общество и природа, а система общество-природа Поддержание равновесия в этой системе требует соблюдения определенных правил, регулирующих деятельность людей в процессе социального и экономического развития.
Под понятием экологической культуры можно рассматривать подготовленность ребенка к применению экологических ЗУН в практической деятельности. Без соответствующего уровня культуры дети могут хоть, и обладать необходимыми знаниями, но не владеть ими.
Воспитание экологическое младших школьников происходит в различной деятельности.
Успех в экологическом образовании и воспитании младших школьников во многом зависит от того, в какой степени учитель пробудил интерес, желание глубже познать окружающий мир и совершенствоваться во всех видах экологической деятельности.
Глава 2. Опытная работа по формированию экологической культуры младших школьников
2.1. Организация исследования
Для правильной и более эффективной организации работы по экологическому воспитанию младших школьников, доказательства необходимости работы в данном направлении, нужно было определить уровень сформированности экологического воспитания во 2 «А» классе МОУ СОШ № 86.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в начальной школе. В исследовании приняли участие 28 обучающихся 2 «А» класса. На первом этапе работы был проведен констатирующий эксперимент, были выявлены уровни и критерии экологической воспитанности учащихся при помощи теста и опросника.
Цель констатирующего этапа: выявление показателей экологической воспитанности детей младшего школьного возраста.
В качестве диагностики были использованы:
1. Методика по выявлению уровня сформированности экологических знаний у младших школьников (Приложение 1);
2. Диагностический опросник, выявляющий сформированность «умений», «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру (Приложение 2).
2.2. Выявление исходного уровня сформированности экологической культуры младших школьников
Экологические знания являются основой экологического воспитания.
Данная методика предназначена для выявления имеющихся экологических знаний у учащихся начальных классов.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Аголарова П.И. Игры -соревнования в экологическом образовании школьников / П.И Аголарова // Начальная школа. -№12. - 2017.
2. Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе Учеб. Пособие для студ. учреждений среднего проф. образования. – / Аквилева Г.Н., Клепнина З.А. – М.: Владос, 2008
3. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.: Специальная литература, 2011
4. Алексеев, С.В. Экологическое образование в базовой школе: методическое пособие/ С.В. Алексеев, Н.В. Груздева, Л.В. Симонова. – СПб.: Специальная литература, 2011
5. Бабанский, Ю.К. Активность и самостоятельность учащихся в обучении / Ю.К. Бабанский. – М.: Педагогика, 2013
6. Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды / А.Г. Банников. - М.: Юнити, 2013
7. Барышникова, Г.Б. К вопросу о технологии воспитания экологической культуры учащихся младших классов/ Г.Б. Барышникова. – М.: Юнити, 2012.
8. Боровская Л.А. Экологическая направленность натуралистической экскурсии в условиях города // Начальная школа. – 2014. – № 8. – С. 46–48.
9. Гимазетдинова А.X. Экологическое сознание и экологический архетип / А.X. Гимазетдинова, Н.М. Солодухо. - Казань: КГТУ, 2011
10. Дерябо С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2013. – 418 с.
11. Дзятковская, Е.Н. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных государственных стандартах второго поколения/Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный, А.Ю. Либеров. – М.: Образование и экология, 2014. – 255 с.
12. Захлебный, А.М. Экологическое образование школьников во внеурочной работе / А.М. Захлебный. – М.: Педагогика. 2014. – 422 с.
13. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении / И.Д. Зверев. - М.: Новая школа, 2013. – 514 с.
14. Зверев, И.Д. Организация экологического образования в школе / И.Д. Зверев. – М.: Педагогика, 2012. – 342 с.
15. Зубков, Т. И. Формирование познавательной активности учащихся начальных классов / Т.И. Зубков. – Екатеринбург, 2013. – 190 с.
16. Кениспаев Ж.К. Сознание современного человека II Проблемы развития сознания в культуре и образовании / Ж.К. Кениспаев. - Барнаул.: АлтГПА, 2014. – 429 с.
17. Кириллова З.А. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы // Начальная школа. – 2013. – № 5. – С. 25–27.
18. Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками. // Начальная школа. – 2012. – №6. – С.50-52
19. Кузминский А. И. Педагогика / А. И. Кузминский, А. В. Омеляненко. – К.: «Знание». – 2007. – С. 278 – 279
20. Куприна Л.Е. Моделирование экологически ориентированной рекреационной деятельности детей и подростков. Вестник ТюмГУ. Науки о Земле. 2011.
21. Куприна Л.Е. Формирование экологической культуры младших школьников в процессе туристско-краеведческой деятельности: монография. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011.
22. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся . – К.: «Знание». – 2007
23. Мамардашвили М.К. Картезианские размышления / М.К. Мамардашвили. - М.: Прогресс, 2011. – 546 с.
24. Медведев В. И. Экологическое сознание: учеб.пос. / В. И. Медведев, А. А. Алдашева. – М.: Логос, 2012. – 426 с.
25. Мухина, В.С. Младший школьник / В.С. Мухина.- М.: Новая школа, 2014. – 367 с.
26. Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников // Начальная школа. – 2010. – № 5. – С. 78–80.
27. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. - М.: Аркти, 2012. – 391 с.
28. Протасов В.Ф. Экология, здоровье и охрана окружающей среды в России: Учебное и справочное пособие / В.Ф. Протасов. - М.: Финансы и статистика, 2014. – 294 с.
29. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия. – 2012
30. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание у младших школьников // Начальная школа. – 2012. – № 3. – С. 33–34.
31. Экологическое воспитание детей и молодежи: пособие для дошкольных учреждений и школ./ Сборник. Под ред. Костенкова П.П. – Барнаул: Изд. «Анна Поом и К0». – 2010