Фрагмент для ознакомления
2
Цель констатирующего эксперимента – определить специфику проявления тревожности у младшего школьника, ее детерминированность и связь с успешностью школьника в обучении и социальной самореализации.
Гипотеза: профилактика тревожности у младших школьников должна быть направлена на оптимизацию позиции школьника в межличностных отношениях и формирование положительного образа «Я».
В данном исследовании мы предположили, что тревожность как негативное эмоциональное состояние младших школьников влияет на поведение в социуме и вызывает дезорганизацию учебной деятельности.
Задачи экспериментального исследования:
1. Эмпирически исследовать специфику проявления тревожности у младшего школьника и определить ее детерминанты.
2. Выявить различия в успешности в учебной деятельности у школьников с нормальным и повышенным уровнем тревожности.
3. Разработать рекомендации для всех участников учебного процесса по борьбе с повышенной тревожностью школьника.
С целью подтверждения гипотезы было проведено эмпирическое исследование, которое состояло из нескольких этапов.
1 этап – проведение констатирующего эксперимента.
На данном этапе проводилась первичная диагностика учащихся двух классов с использованием отобранных методик. База эмпирического исследования – КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска Кировской области, в диагностике были задействованы учащиеся двух классов. Был выявлен уровень тревожности школьников, выделена проблемная группа детей с повышенной тревожностью.
2 этап – анализ данных, полученных в ходе констатирующего эксперимента.
Полученные данные были обработаны в соответствии с требованиями методик с использованием методов математической статистики. Проведены анализ, обобщение, систематизация и интерпретация полученных на первом этапе результатов. Эти сведения легли в основу разработки рекомендаций по профилактике тревожности у младших школьников.
3 этап – разработка рекомендаций для участников учебного процесса.
Исходя из имеющихся статистических данных, формулировка теоретических и практических выводов, обобщение, систематизация, разработка рекомендаций, ориентированных на организацию учебного процесса в такой форме, чтобы устранить детерминанты тревожности школьника.
Программа 1 этапа эмпирического исследования проявления тревожности у младших школьников представлена следующими методиками:
1. Метод социометрических измерений Д. Морено [5].
2. Тест «Рисунок человека» К. Маховер [7].
3. «Способ многомерной психологической диагностики детской тревожности» Е.Е. Ромицыной [20].
Выбор диагностических методик осуществлялся по принципу надежности, валидности, дополняемости и взаимной проверяемости для подтверждения достоверности экспериментального исследования.
Метод социометрических измерений или социометрия используется для диагностики межличностных и межгрупповых отношений в целях их изменения, улучшения и совершенствования. Основоположник социометрии известный американский психиатр и социальный психолог Джекоб Морено.
Каждый член группы должен указать свое отношение к другим членам группы по выделенным критериям, которые определяются в зависимости от программы исследования. В данном случае в исследовании к школьникам были обращены следующие вопросы:
• с кем бы ты хотел сидеть за одной партой,
• с кем бы ты хотел делать домашние задания;
• кого пригласил бы на свой день рождения.
Тест «Рисунок человека» К. Маховер
Тест «Рисунок человека» разработан К. Маховер на основе теста Ф. Гудинаф с целью определения индивидуальных особенностей личности.
Тест «Рисунок человека» К. Маховер, Ф. Гудинаф относится к группе проективных методик. Это методики, направленные на исследование в первую очередь личностных особенностей и разработанные в рамках проективного диагностического подхода. Основаны на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика, как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста, что связано с некоторой свободой в его интерпретациях.
При использовании данной методики были проанализированы результаты по выделенным шкалам:
• «тревожность»
• «межличностные отношения»
«Способ многомерной психологической диагностики детской тревожности» Ромицыной Е.Е.
В настоящее время существует большое количество тестовых методов диагностики тревожности у детей и подростков. В целом их можно разделить на два основных класса - опросники и проективные методики. Методика Е.Е. Ромицыной относится к типу опросников.
Многомерная психологическая диагностика детской тревожности, представлена опросником, который включает 10 шкал. Но при использовании данной методики были проанализированы результаты по выделенным шкалам:
• «общая тревожность»,
• «тревога в отношениях со сверстниками»,
• «тревога, связанная с оценкой окружающих»
• «тревога в отношениях с учителями»,
• «тревога, связанная с успешностью в обучении»,
• «тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний».
В отличие от многих других методик, направленных на измерение тревожности, которые, являясь относительно простыми в использовании, оказываются способными ответить лишь на вопрос о наличии или отсутствии тревоги, как состояния или личностной типологической особенности индивида, не раскрывая при этом причин ее актуализации, тест Е. Е. Ромицыной выделяет восемь сфер возникновения тревоги.
Способ многомерной психологической диагностики детской тревожности заключается в предъявлении многошкального опросника, позволяющего многомерно оценить характеристики тревожности у детей и подростков, значимые для медико-психолого-педагогической практики. В тесте были выделены тематически наиболее информативные параметры оценки эмоционально-поведенческих расстройств тревожного регистра у детей и подростков. Кроме того, методика может быть использована в возрастном диапазоне от 8 лет, что важно при работе с младшими школьниками.
На диагностическом этапе работы было проведено исследование проявления тревожности у школьников. В октябре-ноябре 2017 года в КОГОБУ СШ с УИОП г. Нолинска Кировской области была реализована диагностика в рамках констатирующего эксперимента, целью которого являлось выделение содержательных особенностей проявления тревожности у младших школьников с целью определения направления дальнейшей коррекционной работы.
Результаты диагностики и их статистический анализ представлены в параграфе 2.2.
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования тревожности у младших школьников
Констатирующий эксперимент был направлен на выявление корреляционной связи между проявлением ситуативной тревожности и степенью социальной адаптации школьника к коллективу и требованиям школьной жизни.
Объектом исследования выступили учащиеся двух 3 классов, всего в исследовании приняло участие 47 детей, в возрасте от 9 до 11 лет, из них 23, обучающихся в классе с гуманитарной образовательной программой, и 24, обучающихся в классе с общеобразовательной программой.
В корреляционный анализ включены такие факторы, как:
1. социометрический статус;
2. специфика образовательной программы;
3. успеваемость;
4. показатели тревожности по результатам диагностики методик Е. Е. Ромицыной, К. Маховер.
На основе полученных данных в обоих классах были выделены группы учеников с уровнем тревожности выше нормы, которые в дальнейшем приняли участие в экспериментальной части исследования: 13 человек в классе с гуманитарной образовательной программой, и 11 – в классе с общеобразовательной программой.
Средние коэффициенты по результатам тестирований тревожности Ромицыной и Маховер представлены в таблице в приложении 1. Анализируя данные при помощи статистического критерия Стьюдента, мы вычисляем средние значения тревожности для различных шкал, что позволяет нам пошкально сравнить уровень тревожности в двух разных классах. Из данных приложения 1 очевидно, что показатели тревожности по шкалам тестов Ромицыной и Маховер выше для гуманитарного класса, что заставляет нас
Фрагмент для ознакомления
3
Литература
1. Айсмонтас Б. Б. Педагогическая психология. Схемы и тесты. М: Владос-Пресс, 2006. - 208 с.
2. Акопян Л.С., Никифорова Т.В. Школьные страхи и тревожность детей младшего школьного возраста, обучающихся в образовательных учреждениях разного типа // Вестник Самарской Гуманитарной Академии. Серия: Психология . 2009. №1. С.47-55. С. 49
3. Аракелов Н. Е., Лысенко Е. Е. Психофизиологический метод оценки тревожности. // Психологический журнал - 1997 - №2, с. 34-38.
4. Бороздина Л. В. Триада риска в онтогенезе // Вопросы психологии. - 2010. - N 6. - С. 24-28
5. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика. СПб.: Питер - 2011. - 384 с.
6. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос, 2010. - 160 с.
7. Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос-Пресс, 2007. - 160 с.
8. Григорьева М. В. Современные технологии школьной адаптации // Начальная школа плюс до и после. - 2009. - N 2. - С. 3-6
9. Имедадзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. Тбилиси: Глобус, 2003. – 249 с.
10. Костина Л.М. Адаптация первоклассников к школе путем снижения уровня их тревожности // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 137-143.
11. Краснова В. В., Холмогорова А. Б. Социальная тревожность и ее связь с эмоциональной дезадаптацией, уровнем стресса и качеством интерперсональных отношений у студентов // Вопросы психологии. - 2011. - N 3. - С. 49-58.
12. Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для родителей. Гиперактивные, агрессивные, тревожные и аутичные дети. М.: Речь - 2010. - 144 с.
13. Маленкова Н.Л. Педагог учит младших школьников справляться с агрессивностью и тревожностью // Народное образование. - 2011. - N 8. - С. 253-260
14. Малкова Е. Е. Возрастная динамика проявлений тревожности у школьников // Вопросы психологии. - 2009. - N 4. - С. 24-32.
15. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. - СПб.: Речь, 2007. - 248 с.
16. Микляева А., Румянцева П. Направления деятельности школьного психолога по коррекции школьной тревожности // Педагогическая техника. - 2007. - N 1. - С. 53-61.
17. Пасечник Л. Тревожный ребенок // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 9. - С. 89-95.
18. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
19. Ратанова Т. А. , Лихачева Э. В. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников // Психологический журнал. - 2009. - Т. 30, N 3. - С. 39-51
20. Ромицына Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности». СПб.: Речь. 2006. - 112 с.
21. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. С-Пб. - Речь. 2007, 350 с.
22. Тревога и тревожность сост., перевод и общ. ред. В. М. Астапова. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. - 247 с.
23. Хухлаева О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями. М.: Генезис - 2008. - 160 с.