Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1 Порядок проектирования учителем рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» 5
1.1 Нормативно-правовое обеспечение проектирования рабочей программы учебного предмета 5
1.2 Изучение Положения о рабочей программе педагога 8
1.3 Требования к рабочей программе по ФГОС НОО 16
Выводы по первой главе 19
Глава 2 Работа учителя по проектированию рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир» с использованием здоровьесберегающих технологий для обучающихся 4 класса 21
2.1 Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» с использованием здоровьесберегающих технологий для обучающихся 4 класса 21
Выводы по второй главе 49
Заключение 50
Список литературы 51
Приложение 53
Фрагмент для ознакомления
2
Преобразования, происходящие в российском обществе и в системе современного образования, предъявляют новые требования к профессиональной деятельности учителя, его готовности к нововведениям. Ориентация ФГОС на требования к результату образования обязывает формировать у учителя новые качества профессионала-менеджера. Важнейшей особенностью новых стандартов является их опора на системно-деятельностную парадигму образования. На формирование профессиональной компетенции учителя, в соответствии с этими требованиями, существенное влияние оказывает разработка рабочей программы.
Данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической литературе, но в практике обучения технологии проектирования рабочей программы должного внимания не получила, поэтому считаем тему курсовой работы актуальной.
Рабочая программа – это нормативно-управленческий документ образовательного учреждения. Создание и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин относится к компетенции образовательной организации.
Сегодня возникает противоречие между необходимостью разработки рабочей программы и недостаточной готовностью педагога проводить эту работу.
Таким образом возникает проблемный вопрос о том, как проектировать программу по учебному предмету.
Объектом исследования выступает рабочая программа по учебному предмету.
Предметом исследования является процесс проектирования рабочей программы по учебному предмету.
Цель: проектирование программы по учебному предмету «Окружающий мир» для обучающихся 4 класса начальной школы.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовое обеспечение проектирования рабочей программы учебного предмета;
2. Проанализировать Положение о рабочей программе педагога;
3. Рассмотреть требования к рабочей программе по ФГОС НОО;
4. Составить рабочую программу по учебному предмету «Окружающий мир» с использованием здоровьесберегающих технологий для обучающихся 4 класса.
Методы:
- теоретический метод исследования: анализ и синтез;
- эмпирический метод исследования: проектирование.
Практическая значимость работы заключается в использовании полученных результатов в практике любой общеобразовательной организации.
Глава 1 Порядок проектирования учителем рабочей программы учебного предмета «Окружающий мир»
1.1 Нормативно-правовое обеспечение проектирования рабочей программы учебного предмета
В данном параграфе рассмотрим нормативно-правовое обеспечение проектирования рабочей программы учебного предмета.
Перед составлением рабочей программы каждый педагог должен знать нормативные документы в условиях реализации ФГОС [7].
1. Конституция РФ (статья 43). Гарантирует право на образование для граждан РФ.
2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ)» (статьи 7и 9) [6]; (реализуется с 1 сентября 2013г.):
- муниципалитеты обязали обеспечить доступность начального образования. Так, для каждого первоклассника закрепляется место в школе, которая находится в районе, где проживает ребенок. Если мест не хватает, то администрация школы проинформирует родителей о свободных местах в других школ микрорайона;
- при необходимости ученик может учиться по индивидуальному графику;
3. ФГОС НОО Приказ Министерства образования РФ от 6 октября 2009 г. № № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». ФГОС НОО представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации ООП НОО образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию» [11]. ФГОС начальное общее образование -[Электронный ресурс]: веб-сайт «ФГОС начальное общее образование»- Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 28.10.2021) [12].
Стандарт выдвигает три группы требований:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;
- Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
4. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях».
Предъявляет гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
5. Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении федерального перечня учебников».
Содержит перечень учебников, утвержденных, допущенных к использованию в образовательном процессе в ОУ, реализующих ПОО.
6) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 декабря 2014 г. № 1643 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
7) Профессиональный стандарт педагога (с 1 января 2017г)[13].
8) Основная образовательная программа начальной ступени школьного образования (ООП НОО), которая является документом, определяющим деятельность всех участников образовательного процесса при движении от цели к результату.
9) Рабочая программа (комментарий по РП)
10) О внесённых изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты.
Особое внимание сегодня уделяется документам, имеющим отношение к нормативно-правовому обеспечению проектирования рабочей программы учебного предмета:
ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. №273-ФЗ)
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ООП (Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2013 г. №1015)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации:
Ст. 2, п.9. Рабочая программа учебного предмета, курса.
Ст. 12, п.2. ООП (рабочая программа как компонент ООП) реализуются по уровням общего образования.
Ст. 12, п.5. Образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
Ст. 18. Федеральный перечень учебников; учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий.
Предлагаемая структура рабочей программы носит преимущественно рекомендательный характер (табл. 1).
Таблица 1.
Структура рабочей программы общего образования
Часть программы Состав программы
Нормативная (пояснительная записка) Нормативные ссылки.
Цели и задачи обучения.
Ведущие идеи.
Результаты (личностные, метапредметные, предметные)
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир». - М.: Издательский центр «Академия», 2013г. - 336с.
2. Н. Т. Брыкин, О. Е. Жиренко, Л. П. Барылкина. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004 г.
3. Гайнанова О.В., Почечихина В.Н., Денисенко Л.И., Кислякова Н.М. Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочей программы педагогов. Екатеринбург, ИРРО, 2004г.
4. Григорьева Е.В. Методика преподавания естествознания в начальной школе. - М.: Владос, 2008. - 253с.
5. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 4 класс. Москва. «ВАКО» 2013 г.
6. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.
7. Как составить рабочую программу по ФГОС Как составить рабочую программу от А до Я (stznaniy.ru)
8. Примерная основная образовательная программа начального общего образования https://mosmetod.ru/files/dokumenty/primernaja-osnovnaja-obrazovatelnaja-programma-nachalnogo-obshchego-obrazovanija-1.pdf?ysclid=l0zd26oq44
9. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. – М.: Аркти, 2003. – 272 с.
10. Тихомирова, Л. Ф. Анализ урока с точки зрения его воздействия на здоровье учащихся [Текст] / Л. Ф. Тихомирова // Здоровье наших детей. – 2002. – № 1. – С. 18–19.
11. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155
12. ФГОС начальное общее образование -[Электронный ресурс]: веб-сайт «ФГОС начальное общее образование»- Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 28.10.2021).
13. Хуторской А.В. Стандарты и примерные программы как основания для разработки рабочих учебных программ по технологии // www.prosvipk.ru/demo.