Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования состоит в том, что познавательное развитие по ФГОС ДО предполагает вовлечение ребенка в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную активность ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательную активность.
Познавательная активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к познанию порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка изначально разворачивалось как процесс саморазвития.
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой активности и строящейся на базе исследовательского поведения. Исследовательская деятельность предстает как высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из «субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта деятельности», целенаправленно реализующего свою исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских действий.
В процессе активной познавательной деятельности ребенок расширяет свои представления о мире, осваивает временные отношения.
Объект исследования – развитие познавательной активности у детей шести-семи лет.
Предмет исследования – форма работы «Путешествие по реке времени» с детьми шести-семи лет.
Цель: изучение формы работы «Путешествие по реке времени», как средства развития познавательной активности у детей шести-семи лет.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд теоретических и практических задач исследования:
1. Определить научные подходы к понятию «познавательная активность».
2. Охарактеризовать развитие познавательной активности в дошкольном возрасте.
3. Рассмотреть форму работы с детьми «Путешествие по реке времени» у детей 6–7 лет.
4. Проанализировать развитие познавательной активности детей с помощью формы работы «Путешествие по реке времени».
Гипотеза исследования: такая форма образовательной деятельности как «Путешествие по реке времени» эффективна для развития познавательной активности у детей 6–7 лет.
Методы исследования:
1. По этапам поиска:
– метод отбора материала;
– метод теоретической интерпретации.
2. По уровню проникновения, в сущности:
– эмпирический:
• изучение литературы;
• изучение результатов деятельности;
– теоретический:
• анализ и синтез;
• моделирование;
3. По функциям:
– прогнозирование.
Теоретической основной исследования являются психолого-педагогические исследования, посвященные проблемам отбора содержания образования (В.Н. Аксюченко, А.П. Архипов, Д.П. Барам), формированию общеобразовательных умений (В.К. Котырло, Т.В. Дуткевич, З.Ф. Чехлова, оптимизации познавательной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, Л.П. Аристова, Т.И. Шамова, В.И. Лозовая, взаимоотношениям детей со сверстниками и учителем (Т.А. Борисова, Н.П. Щербо), роли учителя и личностных факторов в развитии познавательной активности учащихся (А.А. Андреев, Т.Н. Разуваева, Ю.И. Щербаков, Ю.Н. Кулюткин, Л.П. Хитяева, Е.А. Сорокоумова) и т.д.
Глава 1 Теоретические аспекты познавательной активности у детей дошкольного возраста
1.1 Научные подходы к понятию «познавательная активность»
Человеческая активность с древних времен является объектом научных исследований и имеет свои виды, формы и признаки. Она присуща человеку, который не ждет от судьбы и окружающих готовых решений собственных проблем. Активность формируется в поиске человеком наиболее выгодных для него вариантов жизни.
В психологии активность определяется как деятельность индивида, направленная на окружающую среду с целью удовлетворения собственных потребностей. Его обладателем считается человек, обладающий такими личностными качествами, как [33]:
– целеустремленность
– осознанность выбора путей и средств достижения поставленных целей,
– умение анализировать результаты своих действий и с учетом сложившейся ситуации корректировать их.
Такой индивид, удовлетворяя собственные материальные, социальные, этические, художественные потребности, стремится к преобразованию окружающей среды, осмысленно совершенствует орудия труда, участвует в решении творческих трудовых и социальных задач. Его личность улучшается, так как он хочет знать больше, многому научиться. То есть можно с полным основанием утверждать, что инициатива членов общества способствует его всестороннему прогрессу [7, с. 1148].
Чем привлекательнее цель для человека, тем больше энергии он тратит на ее достижение. Наиболее высокий уровень активности наблюдается у людей с гармоничным типом личности: у них сильно развиты как ответственность за работу, так и стремление получать от ее результатов наибольшее внутреннее удовлетворение.
Личности продуктивного типа также имеют высокие результаты действий, однако достигают их благодаря увлеченности своими идеями, а не высокому уровню ответственности [3, с. 16].
Рефлексивный тип отличается повышенной сознательностью, гиперконтролем, но эти качества в сочетании с самокритичностью делают его неуверенным в себе и своих инициативах. Поэтому к их активной реализации он готов только при посторонней моральной поддержке.
Отсутствие самостоятельности в достижении поставленных перед собой целей проявляется у людей исполнительского и функционального типа. Взяв на себя ответственность, они строго следуют сторонним инструкциям и указаниям, используют готовые решения, не подключая собственной инициативы [11.
Сложные деловые и творческие предложения могут выдвигаться созерцателями, но на первом плане у них продвижение собственного «Я», а не деятельность по реализации своих идей. Отсутствие ответственности и самостоятельности, обидчивость – характерные черты людей этого типа.
Таким образом, какой у человека уровень активности (высокий, средний или низкий) зависит как от его личных природных качеств (темперамент, способности), так и от тех характеристик, которые воспитали в нем его родители и социальная среда [3а, с. 17].
Причины или факторы формирования активности человека объясняются необходимостью удовлетворения ряда потребностей, гарантирующих ему [7, с. 1149]:
– физическое выживание (пища, одежда, кров, защита, размножение);
– общение и признание другими членами общества, что является источником активизации его трудовой, коммуникативной активности;
– удовлетворение духовных потребностей, которое требует от личности собственного энергичного поиска внутренней свободы, самопрезентации в творчестве, действий по изменению окружающей среды в соответствии со своими взглядами и запросами.
Для того, чтобы действовать целенаправленно, человек должен проявлять творчество, волевое усилие, общаться с другими людьми – советоваться, изучать чужой опыт. Но эти качества – воля, нестандартный подход к проблеме, умение общаться, анализировать, делать выводы – не являются врожденными. Таким образом, активность – это результат правильного воспитания человека [7, с. 1150].
Формирование у ребенка необходимого уровня активности – одна из многих задач родителей, которая не так проста, как кажется на первый взгляд. В первую очередь, от взрослых требуется осознанный подход к достижению этой цели и терпение: развитие активности относится к числу тех педагогических задач, которые быстро не решаются.
Изучив варианты определения «активность», целесообразно рассмотреть термин «познавательная активность».
Эта категория связана с процессом познания, с познавательной деятельностью личности. Под познанием понимается приобретение знаний, постижение законов объективного мира, процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении благодаря развитию общественно-исторической практики; взаимодействие субъекта и объекта, результатом которого является новое знание о мире [26, с. 89].
Наиболее распространенными показателями познавательной активности ребенка являются [32]:
– концентрация внимания на изучаемом предмете, теме (например, интерес детей воспитатель может распознать по «внимательному молчанию»);
– ребенок по собственной инициативе обращается к той или иной области знаний; стремится узнать больше, участвовать в обсуждении;
– положительные эмоциональные переживания при преодолении трудностей в деятельности,
– эмоциональные проявления (заинтересованная мимика, жесты).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 (в действ. ред. от 21 января 2019 года) // Кодекс. Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. – 2022. URL: https://docs.cntd.ru/document/499057887 (дата обращения: 21.03.2022).
2. Абдухаирова, А.Т. Приемы активизации мыслительной деятельности / А.Т. Абдухаирова // Педагогика. – 1998. – № 8. – С. 33–40.
3. Алексеева, Л.Ф. Проблема активности личности в психологии: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. д. психол. н. / Л.Ф. Алексеева. – Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет, 1997. – 42 с.
4. Алёшина, Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительные группы / Н.В. Алёшина.. – М.: ЦГЛ, 2005. – 204 с.
5. Антипова, В.Г., Дубакова, Е.В., Комина, А.А. «Путешествие по реке времени» – современная форма непосредственной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста в ДОО: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций / В.Г. Антипова, Е.В. Дубакова, А.А. Комина. – Красноуфимск: Заря, 2016. – 27 с.
6. Анысина, Т.С. Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками / Т.С. Анысина // Педагог 13.ру. Социальная сеть учителей. – 2018. URL: https://socpedagog13.edurm.ru/articles/7168-ispolzovanie-tehnologii-puteshestvie-po-reke-vremeni-v-rabote-s-doshkolnikami.html (дата обращения: 20.03.2022).
7. Белан, Е.А. Общая характеристика феномена активности в отечественной психологии / Е.А. Белан // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В.Г. Белинского. – 2012. – № 28. – С. 1148–1151.
8. Бобыкина, Н. Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с дошкольниками / Н. Бобыкина // MAAM. Международный образовательный портал. – 2020. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/ispolzovanie-tehnologi-puteshestvie-po-reke-vremeni-v-rabote-s-doshkolnikami.html (дата обращения: 21.03.2022).
9. Богомолова, Е.А. Путешествие по «Реке времени» (познавательно-исследовательская деятельность детей) / Е.А. Богомолова // NS Portal. Образовательная социальная сеть. – 2017. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/07/statya-na-temu-puteshestvie-po-reke-vremeni-poznavatelno (дата обращения: 23.03.2022).
10. Бысюк, А.С., Юреева, Н.М. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности / А.С. Бысюк, Н.М. Юреева // Вестник экспериментального образования. – 2017. – № 2 (11). – С. 22–33.
11. Вагин, Ю.Р. Диалектика активности / Ю.Р. Вагин // Типоанализ. Психологический сайт. – 2016. URL: http://tiphoanaliz.narod.ru (дата обращения: 21.03.2022).
12. Веснин, И.В., Шинкарева, Л.В. Познавательная активность дошкольников: сущность, уровни проявления / И.В. Веснин, Л.В. Шинкарева // Гаудеамус. Психолого-педагогический журнал. – 2005. – № 2 (8). – С. 32–46.
13. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 542 с.
14. Горбунова, М.Г. Мастер-класс для воспитателей «Использование технологии «Путешествие по реке времени» в работе с детьми» / М.Г. Горбунова // Педмастерство. Всероссийский педагогический журнал. – 2011. URL: https://www.pedmasterstvo.ru/categories/32/articles/1079 (дата обращения: 22.03.2022).
15. Гильманова, О.Л., Корнеева, Е.П. Проектирование деятельности воспитателя в условиях введения ФГОС ДО: методические рекомендации / О.Л. Гильманова, Е.П. Корнеева. – М.: НТФ ИРО, 2015. – 100 с.
16. Дыбина, О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром: учебное пособие / О.В. Дыбина. – М.: Педагогическое общество России, 2007. – 260 с.
17. Запорожец, А.В Условия и движущие причины психического развития ребенка / А.В. Запорожец. – М.: Наука, 1997. – 304 с.
18. Зубкова, Т.И. Формирование познавательной активности слабоуспевающих учащихся начальных классов: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. пед. наук / Т.И. Зубкова. – Екатеринбург: Уральский государственный университет, 1993. – 100 с.
19. Картуха, О.М. Путешествие по «реке времени» / О.М. Картуха // Мир дошколят. Образовательный портал. – 2021. URL: https://mirdoshkolyat.ru/meropriyatie/printed_collection/puteshestvie-po-reke-vremeni (дата обращения: 22.03.2022).
20. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Короткова. – М.: Линка-Пресс, 2007. – 340 с.
21. Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитания дет. сада / Е.А. Коссаковская. – М.: Просвещение, 1980. – 62 с.
22. Кулыгина, А.Н. Активизация обучения: сущность и содержание / А.Н. Кулыгина // Педагогика. – 1994. – № 1. – С. 99–113.
23. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2004. – 268 с.
24. Минемуллина, Э.А. Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей / Э.А. Минемуллина // Современный урок. Журнал. – 2016. URL: https://www.1urok.ru/categories/19/articles/44213 (дата обращения: 22.03.2022).
25. Мирошниченко, А.А. Подходы к изучению познавательного развития детей дошкольного возраста в научной литературе / А.А. Мирошниченко // Инфоурок. Образовательный портал. – 2019. URL: https://infourok.ru/user/miroshnichenko-anastasiya-alekseevna/blog/podhodi-k-izucheniyu-poznavatelnogo-razvitiya-detey-doshkolnogo-vozrasta-v-nauchnoy-literature-111250.html (дата обращения: 20.03.2022).
26. Осипова, С.И., Агишева, Н.С. Познавательная активность как объект педагогического анализа / С.И. Осипова, Н.С. Агишева // Гуманизация образования. Научно-практический журнал. – 2016. – № 2. – С. 89–97.
27. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. Изд. 5-е, инновац., доп. и перераб. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой и Э.М. Дорофеевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019. – 336 с.
28. Пахарукова, И.Г. Конструкт организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по реке времени» / И.Г. Пахарукова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2021. – № 11 (48). – С. 111–117.
29. Поддъяков, Н.Н. Очерки психического развития дошкольников / Н.Н. Поддъяков. – М.: Просвещение-Альфа, 2012. – 341 с.
30. Разуева, Н.В., Суровцева, Н.А. Использование технологии «Путешествие по реке времени» Н.А. Коротковой при организации работы по патриотическому воспитанию дошкольников / Н.В. Разуева, Н.П. Суровцева // Педагог. Электронный журнал. – 2020. URL: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6302 (дата обращения: 20.03.2022).
31. Толстикова, О.В., Савельева, О.В., Иванова, Т.В. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие / О.В. Толстикова, О.В. Савельева, Т.В. Иванова. –Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. – 540 с.
32. Ушакова, А.Е. Понятие «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе / А.Е. Ушакова // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2021. URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2021/09/03/ponyatie-poznavatelnaya-aktivnost-doshkolnika-v-psihologo (дата обращения: 23.03.2022).
33. Федорович, М. Сущность понятия «познавательная активность», особенности формирования познавательной активности у дошкольников / М. Федорович // MAAM. Международный образовательный портал. – 2021. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/suschnost-ponjatija-poznavatelnaja-aktivnost-osobenosti-formirovanija-poznavatelnoi-aktivnosti-u-doshkolnikov.html (дата обращения: 22.03.2022).
34. Харламов Ф.И. Активизация учения школьников / Ф.И. Харламов. – Минск: Народное образование, 1970. – 266 с.
35. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И. Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
36. Щукина, Г.И. Проблема познавательной потребности в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 2001. – 351 с.