Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Современная глобализация проявляется во всех сферах жизни человеческого общества, в связи с чем, человеку жизненно необходимо владеть хотя бы одним иностранным языком. Людям необходимо общаться и передавать свои мысли и знания. Всё это происходит за счет использования
слов. Если человек владеет языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык является общепризнанным языком международного общения, лексика которого
имеет свое своеобразие. Вопросы, когда начать обучать ребенка иностранному языку, интересуют многих родителей. Это ожидаемо, поскольку знание хотя бы одного иностранного языка превратилось в необходимость.
Проблема когнитивного развития детей школьного возраста является сегодня актуальной для учителей всех областей. Современная образовательная система выполняет дополнительную функцию развития у детей памяти, внимания, воображения и других познавательных способностей. Иностранный язык – это один из тех общеобразовательных учебных предметов, который может внести свой весомый вклад в этот процесс, поскольку он обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать соответствующие дидактические условия, способствующие когнитивному развитию детей. Проблема когнитивного развития детей школьного возраста в процессе обучения иностранному языку является важной и актуальной. В связи с чем, актуальность данной работы обосновывается необходимостью
изучения когнитивных особенностей обучения школьников английскому языку.
Целью работы является выявление и описание особенностей обучения английскому языку школьников и выявление продуктивных методов, позволяющих развивать конструктивное взаимодействие педагогов и учеников.
Объект исследования – когнитивное развитие школьников в процессе обучения иностранному языку.
Предмет исследования – дидактические условия, приемы и методы, способствующие когнитивному развитию школьников в процессе обучения иностранному языку. Данная цель может быть реализована путем постановки и выполнения следующих задач:
-выявить сущность понятий когнитивные особенности и когнитивное развитие;
-выявить психолого-педагогические условия, способствующие когнитивному развитию школьников при обучении иностранному языку;
- подобрать приемы и методы когнитивного развития детей школьного возраста в процессе обучения иностранному языку;
- доказать эффективность предложенных условий, приемов и методов для когнитивного развития школьников на уроках иностранного языка.
В работе использованы следующие методы исследования: теоретический анализ по проблеме исследования, педагогическое наблюдение за учебным процессом в школе, анализ школьной документации, анализ полученных результатов.
Структура работы. Курсовая работа состоит из
введения, теоретической и практической глав, выводов по главам,
заключения, списка использованной литературы.
Глава 1: Теоретические основы развития когнитивных особенностей школьников при обучении английскому языку
1.1. Сущность понятий «когнитивные особенности» и «когнитивное развитие»
Вопросы, связанные с обучение иностранному языку детей являются актуальными с раннего детства. Возраст с 5-6 лет рассматривается
специалистами как наиболее благоприятный период для овладения
иностранным языком. Учёные З.Я Футерман, В.С. Мухина, Е.И. Негневицкая, Н.Д Гальскова и др. считают, что обучение детей английскому языку ставит перед собой комплексную цель реализации в образовательном процессе практического, воспитательного, общеобразовательного и
развивающего аспектов. Здесь реализация практической цели должна обеспечивать достижение всех остальных целей, развивающей, воспитательной, и общеобразовательной. Иностранный язык несомненно вносит свой вклад в формирование всесторонне развитой личности, что является основной задачей средней школы на современном этапе становления современного общества. Ведущей целью раннего обучения иностранному языку является развивающая цель ребёнка. Но это не умаляет значения реализации практический целей или снижения требований к уровню владения устно-речевым пониманием иностранного языка. Разработка эффективных технологий для обучения иностранным языкам позволяет по-новому взглянуть на проблемы интеллектуального развития школьников [4].
Особый вклад в раскрытие данной темы внесли исследователи, как Дж. Брунер, Р. Олвер, П. Гринфилд, Н.В. Видинеев, Г. Глейтман, В.С. Гончаров и др. если говорить о когнитивных особенностях субъекта, речь пойдёт о специфических характеристиках когнитивного стиля, связанные с возрастом индивида, его полом, местом проживания, социальным статусом и окружением. Поскольку в первую очередь речь идёт о возрасте школьников 10-12-ти лет, в подобных случаях часто говорят о когнитивном опыте и когнитивном развитии. Вопрос о когнитивных стилях возник в психологии давно, но до сих пор не разработан системно. В последние годы эта тема стала привлекать все больше внимания. Многие ученые соглашаются, что опора на когнитивные стили имеет важное значение для овладения иностранным языком. При обучении иностранному языку следует учитывать влияние когнитивных стилей на его усвоение. При этом очень важно использование системы учета когнитивных стилей и стратегий на трех стадиях обучения в образовательном процессе: освоение учебного материала, его закреплени и проверка.
Когнитивные стили характеризуют типические особенности интеллектуальной деятельности. Можно разделить когнитивные стили на три подтипа, непосредственно влияющих на интеллектуальные и психологические процессы успешности усвоения иностранного языка. Это каналы восприятия, психотипы и стили мышления. К области каналов восприятия принадлежат зрительный, слуховой и моторный. «Зрительные» учащиеся могут быть «иконистами», воспринимающие информацию посредством образа, картинки и «вербалистами», воспринимающие информацию посредством написания слова. Для этих школьников подходящими видами деятельности на уроках иностранного языка могут служить чтение, письмо, фильмы, письменные задания, работа на доске, диктанты, решение задач при работе с книгами, газетами.
Под когнитивным опытом понимают ментальные структуры субъекта, которые обеспечивают восприятие информации, в том числе её упорядочивание и хранение. К познавательным психическим процессам относят процессы, связанные с восприятием и переработкой информации. Речь идёт об ощущениях, восприятии, представлении, памяти, воображении и мышлении. Для каждого возраста характерны свои особенности всех этих функций. Есть некое усреднённое понимание этих аспектов когнитивности и мы говорим о субъекте, что он такой же, как и все, то есть среднестатистический [11].
Есть варианты, когда субъект показывает меньшие показатели этих функций и тогда, если речь идёт о школьниках. Мы говорим. Что он не успевает за остальными. Если школьник, наоборот демонстрирует более внушительные результаты и эти его функции развиты лучше. Чем у других школьников. то в этом случае говорят о более высоком уровне когнитивного развития личности, или одарённости. Под уровнем одарённости будем понимать характеристику степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей и всех остальных функций, определяющих успешность индивида в определенном виде деятельности [8].
В психологической литературе можно встретить противоположные точки зрения на развитие когнитивной сферы индивида. Эти вопросы остаются не до конца разработанными в науке. Не всегда удаётся определить, каким именно образом меняются с возрастом когнитивные функции субъекта. Переход к понятийному интеллекту происходит ещё в дошкольном возрасте. Ребёнок начинает понимать причины явлений и учится рассуждать. Примерно в этом же возрасте начинают активно развиваться воображение и память. И если правильно с этим работать, то внимание ребёнка становится достаточно устойчивым. К школе у ребёнка вполне сформированы восприятие, память, внимание, воображение и речь. Основу образования и учебной деятельности составляет система научных понятий и её усвоение субъектов. К концу начальной школы у ребёнка формируется словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, образная и вербальная, произвольное внимание и письменная речь. К 10-12 годам среднестатистический школьник умеет неплохо анализировать усвоенный материал, выделять из целого части и составляющие его компоненты. Его мышление становится более абстрактным, то есть он неплохо умеет выделять существенные признаки предметов, отвлекаясь от их наглядных свойств. Некоторые из школьников умеют решать задачи в виде генерирования множества решений и принято считать, что это является основой творческого мышления и следовательно этот школьник будет проявлять в дальнейшем признаки некой одарённости. И практически у подавляющего большинства школьников появляется так называемый когнитивный стиль мышления, то есть, школьник уверенно пользуется своими устойчивыми познавательными стратегиями, присущими лишь ему одному. Что проявляется в запоминании и рассуждении [18].
Область когнитивного развития уходит в работы Жана Пиаже. В когнитивной психологии нельзя описать просто познавательные процессы субъекта. Необходимо указывать на имеющуюся специфику проблем и моделей, которые объединяют данную область в тематическом отношении. Изучение отличий памяти, внимания, мышления школьника началось задолго до 80-90-х гг. ХХ столетия. Исследования велись в направлении качественного описания этапов развития у индивида познавательных функций (работы К. Бюлера). Описание переходов с одного возрастного этапа на другой этап (труды А. Валлона, П. Жане). Проблемы речевого развития (исследования В. Штерна). С появлением теории Ж. Пиаже ситуация изменилась радикально. Возник вопрос, каким образом некая познающая система, не имея практически на первоначальном этапе основных знаний, способна построить если не полную непротиворечивую картину мира, то, по крайней мере, его образ, который позволяет решать задачи адаптации и осуществлять это на высоком уровне осознания. В конечном итоге данная задача стала центральной для всей области когнитивного развития. Она начинает просматриваться в различных по своей тематике исследованиях. Исследователи много внимания уделяют вопросу, в каком конкретно виде рассматриваются данные знания о мире у ребенка. В научной и учебной психологической литературе понятие когнитивного развития не раскрыто полностью [3].
Генри Глейтман с соавторами определяет когнитивное развитие в качестве умственного роста человека от младенчества к взрослости. В.Н. Дружинин и Д.В. Ушаков когнитивное развитие трактуют как пути изменения интеллектуальных способностей и знаний ребенка о мире по мере его развития. С позиции развития, мышление взрослого человека – это достаточно сложный результат его долгого роста, начинающегося с самого момента его рождения. В мировой психологии, наиболее влиятельными выступают школы генетической психологии Ж. Пиаже и школа культурно-исторической психологии Л.С. Выготского. На идеях школы Л.С. Выготского появились теории психического развития, в свое время разработанные П.Я. Гальпериным, М. Коулом и В.В. Давыдовым. общий анализ рассмотренных теорий позволяет выявить сходство и отличие их концептуальных оснований. Л.С. Выготский и Ж. Пиаже занимались разработкой онтогенетической линии когнитивного развития. Они считали, что когнитивное развитие это естественный процесс. С позиции Ж. Пиаже, его детерминантами являлись логико-математические структуры, которые присущи для субъекта и постепенно разворачиваются в интеллекте по мере созревания. Л.С. Выготским в качестве детерминанты когнитивного развития выделялось культурное опосредование, представленное языком [19].
Глава 2: Психолого-педагогические условия, способствующие когнитивному развитию школьников при обучении английскому языку
2.1.Выявление эффективности предложенных условий, приёмов и методов для развития когнитивных способностей школьников на уроках английского языка
Чтобы выявить эффективность предложенных учителем условий, приемов и методов для когнитивного развития у школьников некоторых когнитивных функций на уроках иностранного языка, необходимо провести изучение когнитивных процессов школьников 10-12 лет. Работа была проведена с учебной группой в 16 человек. На уроках английского языка дети выполняли предложенные им задания, упражнения и учебные игры, некоторые из которых будут предложены в следующем параграфе. Учителем велись наблюдения за школьниками в ходе выполнения ими предложенных заданий. Была выявлена явная активность детей и зафиксировано их отношение к данным заданиям и упражнениям.
Отдельные упражнения, задания и игры вызвали у школьников некоторые затруднения. Более всего таких упражнений встретилось из тех, которые были направлены на развитие внимания и восприятия. Некоторым школьникам потребовалось гораздо больше времени для того, чтобы найти верный ответ, чем это было предусмотрено в условии изначально при выполнении конкретного упражнения или задания. Было также замечено, что с одним и тем же заданием школьники справляются лучше в начале урока, нежели в конце. К примеру, в комплексе упражнений, игр и заданий, которые были направлены на развитие памяти школьников, их всегда больше привлекали задания. Где была представлена наглядность, причём иногда в больших объёмах. Те школьники, кто не справился с этими заданиями на уроке. Позже самостоятельно доделали эти задания дома. По всей видимости здесь можно говорить о том, что данного рода задания вызвали у них глубокий интерес и у них появилась устойчивая мотивация. Наибольшие затруднения и сложности у детей вызвали упражнения, задания и игры, направленные на развитие логического мышления.
Это можно объяснить тем, что в подобного рода заданиях необходимо было одновременно показать знание английского языка, гибкость мышления и сообразительность. В этом случае также, как и в заданиях на внимание, наиболее активно и успешно школьники выполняли те задания, где требовалась быстрота мышления и происходило это именно в первой половине урока. Школьников привлекали задания с картинками, ребусы и кроссворды. Интерес к таким заданиям не зависел от этапа и временного интервала урока. В блок упражнений, заданий и игр на развитие речи были включены упражнения, которые кроме развития иноязычной речи были ориентированы на развитие у школьников других когнитивных процессов. Больший интерес вызывали задания, где присутствовал соревновательный элемент и требовалось личное активное участие.
Школьники такие задания воспринимали не как учебный материал, а как возможность посоревноваться и поиграть. Можно сказать, что все задания подобранные в этой серии воспринимались учениками положительно, и все дети с удовольствием их выполняли. В комплексе «Упражнения, задания и игры, направленные на развитие воображения» школьникам понравилось задание «Посчитай и изобрази», где нужно было сделать небольшой коллаж после анализа полученной информации. В целом все предложенные блоки заданий вызывали у школьников положительный отклик. Частые затруднения у школьников вызывали задания на внимание и логическое мышление, особенно если они предлагались ученикам в конце урока.
Особой популярностью у школьников пользовались задания с наглядным материалом и соревновательным моментом. После проведения всех этих мероприятий был проведён опрос детей. Вопросы были заданы следующие:
1. Понравилось ли тебе работать с данными заданиями и упражнениями?
2. Хотел бы ты и дальше работать на уроках и дома только с такими заданиями?
3. Сложно ли было тебе лично выполнять эти задания?
4. Было ли тебе интересно во время выполнения этих заданий и упражнений?
5. Что именно тебе понравилось больше всего при выполнении этих заданий?
6. Помогли ли тебе эти задания лучше понять и выучить английский язык?
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Ариян, М. А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Агеносова, Н. Л. Развитие произвольного восприятия у детей дошкольного возраста [текст]/ Н.Л. Агеносова. – М.: Флинта, 2015. - 191 с.
3. Айснер, Л.Ю., Бершадская С.В., Айснер Л.Ю. К вопросу об
инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной
научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
4. Баранников, А.В. О введении иностранного языка во 2-х классах начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования [текст]/ А.В. Баранников // Иностранные языки в школе. –2009.– 10 с.
5. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения
иностранным языкам? [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
6. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
7. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/(дата обращения: 17.03.2022).
8. Горлова, Н. А. Личностно-деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
9. Зайцева, К.П. Об актуальности формирования коммуникативных
способностей в учебной деятельности младших школьников // The
Emissia. Offline Letters, 2011. – [Электронный ресурс] – Режим доступа:
http://www.emissia.org/offline/2011/1552.htm (дата обращения: 17.03.2022).
10. Когнитивная психология [текст]/ под ред. В.Н.Дружинина, Д.В. Ушакова. – М.: ПЕР СЭ, 2002. – 480 с.
11. Кохендерфер, Ю.В. технологии формирования иноязычной коммуникативной компетенции школьников [текст]/ Ю.В. Кохендерфер // Вестник ГУУ. – 2013. – №2. – С. 278-283.
12. Когнитивный подход в обучении иностранному языку[электронный ресурс]/ https://www.uchportal.ru/publ/15-1-0-4340 (дата обращения: 17.03.2022).
13. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е. В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
14. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ подред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.:
Просвещение, 2010. – 425 с.
15. Психологические аспекты. [текст] – СПб: Каро, 2013. – 318 с.
16. Пассов, Е. И. Коммуникативность: прошлое, настоящее и будущее [текст] /Е.И. Пассов // Русский язык за рубежом. – 2010. – No 5. – С. 23–34.
17. Пассов, Е.И. Упражнения как средства обучения. [текст]/ Е.И. Пассов – Воронеж: Интерлингва, 2002. – 40 с.
18. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
19. Пантюхова, П.В. Психолого- педагогические условия раннего обучения иностранному языку в общеобразовательной школе [текст]/ П.В. Пантюхова // Наука. Инновации. Технология. – 2007. – № 2. – С. 53 - 56.
20. Паранчер, Н.Н. Моделирование авторской педагогической технологии [текст]/ Н.Н. Паранчер // Шк. технологии. – 2002. – № 3. – С.76-86.
21. Реан, А.А. Психология и педагогика [текст]/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Разум. – М., 2012. – 486 с.
22. Реутова, Е.А. Применение активных и интерактивных методов
обучения в образовательном процессе вуза [текст]/ Е.А.Реутова. - (методические рекомендации) – Новосибирск: Изд-во НГАУ, 2012. – 58 с.
23. Рогова, Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. [текст] – М.:
Просвещение, 2000 – 263 с.
24. Салмина, Н.Г.Психологическая диагностика развития младшего школьника [текст]/ Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова. – М., МГППУ, 2006. – 210 с.
25. Сергиенко, Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд [текст]
/ Е.А. Сергиенко. – М.: Ин-т психологии РАН, 2006. – 298 с.
26. Солсо, Р.Л. Когнитивная психология [текст]/ Р.Л. Солсо. – М.: Тривола, 1996. – 600 с.
27. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам. Базовый курс. [текст]/ Е.У. Соловова. – М.: Просвещение, 2002. – 254 с.
28. Учёт когнитивных стилей обучающихся при выборе стратегий обучения иностранному языку[электронный ресурс]/ Педагогические науки. -Выпуск №7 (109) Июль 2021 / https://research-journal.org/pedagogy/uchet-kognitivnyx-stilej-obuchayushhixsya-pri-vybore-strategij-obucheniya-inostrannomu-yazyku/(дата обращения: 17.03.2022).
29. Храмченко, Т. А. Учет когнитивных стилей учащихся в инновационных технологиях обучения иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение» [электронный ресурс]/ https://cyberleninka.ru/article/n/uchet-kognitivnyh-stiley-uchaschihsya-v-innovatsionnyh-tehnologiyah-obucheniya-inostrannym-yazykam(дата обращения: 17.03.2022).
30. Щукин, А. Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика: учебное пособие для преподавателей и студентов [текст] / А. Н. Щукин. – М: Аргон, . – 416 с.