Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Интенсивность общественных изменений и порожденная ими стремительная динамика развития личности выдвигает современные требования к воспитанию нового инновационного человека XXI века, который будет постоянно находиться в поиске, способен самостоятельно принимать нестандартные решения, будет изобретательным и творческим.
В Федеральном государственном стандарте школьного образования [30] определены основные цели, одной из которых является развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, развитие умения учиться. Анализ современной государственной образовательной политики дает основания для рассмотрения образования в качестве технологической инновации, направленной на создание условий, способных обеспечить активизацию и развитие творческих возможностей детей.
Проблема воспитания творческой личности, которая способна генерировать новые идеи, принимать смелые решения, находить выход из нестандартных ситуаций и отходить от шаблонного мышления, становится общественным заказом и актуальным требованием современности.
Согласно этому, возникает необходимость культивирования творчества и креативности, начиная с дошкольного возраста и на протяжении всей жизни. Основные характеристики личности, которые являются базовыми компонентами формирования будущей креативности, закладываются именно в дошкольном возрасте. Поэтому данный возрастной этап является периодом бурных интеграционных процессов психики и становления детского творчества. При этом едва ли не самым важным компонентом в формировании творческой личности является ее творческое воображение.
Анализ концептуальных проблем творческих способностей был предметом рассмотрения значительного количества ученых, а именно Л. С. Выготского, Н.А. Ветлугиной, В. Н. Дружинина, А. М. Дьяченко, А. М. Матюшкина, В. С. Мухиной, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, и др. Арт-терапия рассматривалась в трудах таких авторов, как А.И.Копытин, М.Е. Бурно, Л.Д. Лебедева, Е.Г.Макарова и др.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения нагрузка внеурочной деятельности составляет до 10 часов в неделю. Это прекрасная возможность для развития творчески активной личности, реализовать которую можно опираясь на различные методы обучения и воспитания. Развитие творческих способностей пронизывает все этапы развития личности ребенка и потому является важнейшей задачей начального образования.
Исследование обусловлено наличием противоречия между необходимостью воспитания творчески активного поколения и недостаточным вниманием к творческому развитию младших школьников во внеурочной деятельности. Проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия развитии творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности?
Значимость и актуальность проблемы развития творческих способностей в младшем школьном возрасте определили тему исследования: «Особенности творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность развития творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на во внеурочной деятельности
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую
литературу по проблеме развития творческих способностей во внеурочной
деятельности.
2. Изучить особенности развития творческих способностей
младших школьников во внеурочной деятельности.
3. Выявить критерии, уровни и показатели творческих способностей и провести диагностику уровня развития творческих способностей в процессе внеурочной деятельности младших школьников.
Методы исследования: изучение и анализ теоретической и методической литературы по проблеме, педагогический эксперимент
(констатирующий, формирующий), тестирование.
База исследования: МБОУ 134№
Практическая значимость: материалы и результаты исследования
могут найти применение при разработке программ творческого развития
младших школьник.
1.2 Внеурочная деятельность как средство развития творческих способностей младших школьников
Внеурочная деятельность – это деятельностная организация на основе вариативной составляющей основного учебного плана, организуемая участниками образовательного процесса и отличная от урочной системы обучения (кружки, секции, олимпиады, соревнования, КВН, экскурсии, конференции, научные сообщества, диспуты и т.д.)
Основным нормативным документом, определяющим внеурочную деятельность, является федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) [54]. Отличительная особенность стандартов второго поколения – внеурочная деятельность как неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. В рамках реализации ФГОС НОО внеурочную деятельность следует понимать как образовательную деятельность, осуществляемую в формах отличных от классно-урочной, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы [54]. Понятие внеурочной деятельности школьников объединяет все виды внеучебной деятельности детей, в которых возможно решение задач по их воспитанию и социализации. Внеурочная деятельность предлагает широкий выбор занятий, направленных на развитие детей.
И.Н. Попова отмечает, что «для реализации стандарта нового поколения образовательные учреждения по-разному подходят к организации учебного и внеучебного времени. Главное, что объединяет все школы всех регионов России – это решение поставленной перед школой задачи создания разнонаправленной вариативной образовательной среды, позволяющей учащимся во внеурочное время реализовать право выбора» [41].
Д.В. Григорьев и П.В. Степанов дают такое определение: «Внеурочная деятельность школьников объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [17]. Другими словами, внеурочная деятельность – это система занятий школьника, где педагогами решаются задачи воспитания.
Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития интересов ребенка на основе свободного выбора, формирование духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основными задачами внеурочной деятельности детей являются:
- выявление интересов, склонностей, способностей, учащихся к различным видам деятельности;
- оказание помощи в поиске своего «Я»;
- создание условий для индивидуального развития ребенка в выбранной сфере деятельности;
- усиление педагогического влияния на жизнь детей во внеучебное время;
- организация общественно-полезной и досуговой деятельности совместно с коллективами учреждений внешкольного воспитания, семьями учащихся, учреждениями культуры, физкультуры и спорта, общественными объединениями;
- расширение рамок взаимодействия с социумом;
- развитие опыта неформального взаимодействия, сотрудничества, общения;
- создание условий для развития приобретенных навыков, знаний, умений;
В соответствии с ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: спортивно-оздоровительное, военно-патриотическое, общественно-полезное, художественно- эстетическое, научно-познавательное, проектное, духовно-нравственное [54]. Данные направления являются содержательным ориентиром при организации деятельности и основа для построения образовательных программ. Внеурочная деятельность может осуществляться в виде: познавательной, игровой, досугово-развлекательной, трудовой, туристско- краеведческой и спортивно-оздоровительной деятельностями, проблемно- ценностного общения, художественного и социального творчества.
Внеурочная деятельность может быть представлена в форме экскурсии, кружка, секции, проекта, викторины, олимпиады, соревнования и т.д. Наиболее оптимальными формами организации внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста являются кружок, клуб, секция, студия, театр и мастерская [46].
Кружок – это добровольное объединение детей. Основной и наиболее распространенный вид групповой внеурочной деятельности. Основное отличие кружков друг от друга это тематика изучаемых в рамках кружка вопросов.
Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов. Главные принципы клуба: самоуправление, добровольность, единство цели и совместная работа в непосредственном контакте друг с другом.
Секция – форма объединения детей для занятия физкультурой и спортом (футбол, каратэ, шахматы и т.д.). Отличительными чертами секции являются специфические образовательные задачи, принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта, ориентир на овладение какого-либо вида спорта, демонстрация достигнутых результатов в виде состязаний, конкурсов и соревнований.
Студия – еще одна форма добровольного объединения детей и специально обустроенное место для занятий по усвоению знаний, навыков, умений.
Театр – форма добровольного объединения детей, работа и распределение ролей которой направлены на достижение успеха в исполнении художественного действия на сцене.
Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенным видом деятельности, в которой педагог выступает в качестве «мастера», а ученики – его «последователей».
Внеурочная деятельность образовательного учреждения может быть организована под единой воспитательной темой. Вопросы по выбранной тематике должны обсуждаться на всех занятиях внеурочной деятельности, вне зависимости от видов, форм и направления деятельности. Обсуждение проблемы строится по следующему алгоритму:
- выявление проблемы;
- поиск информации по решению проблемы;
- применение новой информации по решению проблемы;
оценка результатов;
Отдельно следует отметить понятия «результат» и «эффект» внеурочной деятельности, их взаимосвязь и отличия.
Результат – это что стало непосредственно итогом участия ребенка в деятельности. Например, приобретение знаний, ценностей и опыта.
Эффект – это то к чему привело достижение результата, его последствие. Например, полученные знания и опыт, пережитые эмоции и чувства привели к развитию человека как личности, его компетентности. То есть развитие ребенка – это эффект, который возможен благодаря достижению результатов учебно-воспитательной деятельности.
Интерес детей к внеурочной деятельности вызван возможностью осуществлять свои возможности, раскрывать задатки проявляя свой талант. Слияние различных видов искусства в специально организованной внеучебной деятельности активизирует творческое самовыражение.
Существует две формы творческой активности личности – пассивная и активная. Пассивная форма заключается в воспроизведении или повторении человеком ранее созданных приемов поведения и действий. Например, рассматривание картин, чтение книг, прослушивание музыкальных произведений прививает интерес к литературе, живописи, музыке. Активная же форма проявляется в творческой деятельности, выражающейся в создании своими руками поделок, рисунков, создание новых образов, совершенствование навыков. Все формы творческой активности способствуют накоплению детьми новых знаний и опыта, а также получению новый впечатлений от восприятия искусства.
Как уже отмечалось ранее, способности формируются и развиваются в деятельности. Для эффективного развития творческих способностей во внеурочной деятельности общеобразовательных школ широко используется работа кружков как основной формы внеклассной работы с детьми. В структуре образовательного учреждения занимает базовую ступень закрепления индивидуальных потребностей, желаний, интереса к какому- либо виду деятельности, а также выявления способности ребенка к активному творчеству. Кружок – это пространство для общения и совместной деятельности, в которой каждый имеет возможность проявить себя и свои способности. Эта форма внеурочной деятельности способная удовлетворить разнообразные потребности детей.
Кружковая форма работы во внеурочной деятельности в значительной степени способствует развитию творческих способностей школьников. Занятия в кружке не только формируют у детей умения и навыки, но и позволяют осуществить собственные замыслы, пробуждая творческую активность, выступать в роли творца. В результате такой деятельности каждая новая работа получается индивидуальной и неповторимой.
Занятия в кружке в целом способствуют гармоничному и разностороннему развитию личности школьника, решению задач нравственного, эстетического и трудового воспитания, раскрытию творческого потенциала ребенка.
Деятельность кружка в начальных классах связана с учебно- воспитательным процессом, осуществляемым на уроках и основывается на навыках и знаниях, полученных в урочное время. Если работа кружка не ограничена требованиями программы и ее смысл не конкретизирован, это позволяет использование разнообразных видов деятельности в кружковой работе и дает возможность углубления в различные виды искусства, сочетание различных техник и приемов исполнения работы.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш.А. Педагогика наших дней. М.: Аспект Пресс, 2018. - 389 с.
2. Ахмерова, Н. М. Педагогика творчества : учебное пособие для вузов / Н. М. Ахмерова, Р. С. Рабаданова, А. Л. Фатыхова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 103 с.
3. Баринова М. Н. О развитии творческой активности средствами внеурочной деятельности. М.: Прогресс, 2018. – 167 с.
4. Барышева Т.А. Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. М.: Высшая школа, 2018. - 416 c.
5. Барышева Т.А. Педагогические основы развития творческих способностей. СПб.: Питер. 2018. – 146 с.
6. Березина В. Г. Детство творческой личности. СПб: «Издательство Буковского», 2018. – 160 с.
7. Бухарова, И. С. Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста : учебное пособие для вузов / И. С. Бухарова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 119 с.
8. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 2018. – 230 с..
9. Выготский Л.С. Творчество в школьном возрасте. СПб: Союз, 2018. - 302 с.
10. Галин А. Л. Педагогические особенности творческого поведения. Новосибирск: НГУ, 2019. – 228 с.
11. Дмитриева В.С. Развитие творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. - 573 c.
12. Дубровина И.В. Содержание и методика развития творческих способностей у младших школьников во внеурочной деятельности. М.: Образование, 2019. - 110 с.
13. Дьяченко О. М. Об основных направлениях развития творческих способностей у детей. М.: Образование, 2019. – 230 с.
14. Дюков В.М., Козулина Ю.Г. Теоретические подходы к исследованию творческих способностей. М.: Прогресс, 2019. – 260 с.
15. Ермолаева-Томина Л. Б. Исследование факторов в проявлении творческой активности // Психология творчества. М., 2018. – 427 с.
16. Ильин Е.П. Психология творчества, воображения, одаренности СПб: Питер, 2019. – 270 с.
17. Комарова Т. С. Коллективное творчество детей. М.: Образование, 2019. – 247 с.
18. Корсакова Н.К. Проблемы в обучении младших школьников М.: Педагогика, 2020. - 315 с.
19. Левин В. А. Воспитание творчества Томск, Изд-во Томск. ун-та, 2019. – 156 с.
20. Лук А. Н. Психология творчества М.: Наука, 2019. – 125 с.
21. Матюшкина А. М. Развитие творческих способностей школьников. М. Педагогика, 2020 – 155 с.
22. Никитина А. В. Развитие творческих способностей учащихся // Начальная школа. – 2018. – 178 с.
23. Николаенко Н. Н. Психология творчества. СПб: Речь, 2018. – 277 с.
24. Ниренберг Дж. И. Искусство творческого мышления. М, - 2019. – 240 с.
25. Орлова М. А. Внеурочная деятельность для развития творческих способностей М.: Лада, 2020. - 160 c.
26. Петрушин, В. И. Психология и педагогика художественного творчества: учебное пособие для вузов / В. И. Петрушин. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 395 с.
27. Полуянов Д. Р. Воображение и способности М.: 3нание, 2019. – 150 с.
28. Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей Ярославль: Академия развития, 2018. – 192 с.
29. Симановский, А. Э. Развитие способности к интеллектуальному творчеству у младших школьников : монография / А. Э. Симановский. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 188 с.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт школьного образования// Российская газета. Федеральный выпуск №6241. – 2018. 25 ноября.