Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность обращения к теме настоящего исследования объясняется требованиями, предъявляемыми федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (ФГОС ДОО) к уровню развития детей. В документе сказано, что, помимо прочего, ребенок должен иметь такое сознание, которое бы позволило воспринимать окружающий мир на ценностно-смысловом уровне. Другими словами, бережно относиться ко всему живому, быть готовым оказать посильную помощь всем, кто в ней нуждается.
Экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста, уделяя этому большое внимание, как процессу непрерывного воспитания, направленному на формирование экологической культуры не только ребенка, но и всех членов семьи.
В современной педагогической литературе (С.Н. Николаева, Н.А. Рыжова, Е.В. Гончарова и др.) особое внимание уделяют проведению занятий, игр экологического содержания, разрабатываются технологии экологического образования, которые в основном включают специально разработанные занятия, отодвигая прогулки на задний план, а ведь именно данный метод имеет большое воспитательно-образовательное значение.
Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.
Объект исследования: экологическое воспитание детей средней группы.
Предмет исследования: прогулка как средство экологического воспитания детей средней группы.
Цель исследования: изучить организацию экологически направленной деятельности на прогулке детей средней группы.
Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогические особенности детей средней группы;
2. рассмотреть экологическое воспитание детей дошкольного возраста как предмет психолого-педагогического анализа;
3. изучить организацию экологически направленной деятельности на прогулке детей средней группы.
Методы исследования:
- теоретические: анализ и синтез теоретической литературы по теме исследования.
Структура работы: работа состоит из введения, 1 главы, заключения, списка использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы организации экологически направленной деятельности на прогулке
1.1. Психолого-педагогические особенности детей средней группы
Среднему возрасту дошкольников необходимо уделять особое внимание в связи с исключительным положением в дошкольном детстве, когда ребёнок ещё и не большой, но уже и не маленький. Средний возраст является переходным возрастом дошкольного детства.
В среднем дошкольном возрасте физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Ребенок развивается, становится более вынослив. Это стимулирует развитие выносливости психологической. Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, меньше перепадов в настроении [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Индивидуальная психология и развитие ребенка [Текст] / А. Адлер. – Москва. - Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2017. – 166 с.
2. Ашиков, Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. - М., 2014. - 134 с.
3. Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой: учебник для учащихся пед. училищ по специальности «Дошкольное воспитание». - М.: Просвещение, 1980. - 271 с.
4. Вовк Г. А. Ознакомление дошкольников с окружающим миром (Экологическое воспитание в детском саду): книга для воспитателей детских садов / под ред. Г. А. Вовк, Л. С. Згурская. -Благовещенск, 2002. - 164 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – Москва. Изд-во: Юрайт, 2016. – 224 с.
6. Григорьева, О. Н. Формирование элементарных экологических представлений у детей средней группы / О. Н. Григорьева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 1 (7). — С. 150-152
7. Довгая, Н.А. Влияние факторов семейной ситуации на эмоциональное развитие дошкольника // психология в детском саду. – 2006. - №4. – С.66-76.
8. Ермолаева, М.В. Особенности и средства развития эмоциональной сферы дошкольников [Текст] / М.В. Ермолаева, И.Г. Ерофеева. – М.: Изд-во МПСИ, 2008. – С. 11-18; 21-42.
9. Захлебный, А.Н. Модели содержания экологического образования в новой школе / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская // Педагогика. – 2010. – № 9. – С. 38–45.
10. Иванова Г. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 7. - c. 10-14.
11. Лещинская В.В. Экологическая культура для устойчивого развития//Научные и технические библиотеки. - М., 2016, - c. 58-62.
12. Маневцова, Л.М. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. – М.: Детство-Пресс, 2000. – 319 с.
13. Марцинковская Т.Д. (ред.) Психология развития. 3-е изд. [Текст] / Т.Д. Марцинковская. – М.: Академия, 2007. - 528 с.
14. Методика экологического воспитания дошкольников Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.— 184 с.
15. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 656с.
16. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. Н. Николаева. — М.: Академия, 2011. — 336 с.
17. Психологические особенности детей 4–5 лет [электронный ресурс]: https://gart31.npi-tu.ru/assets/files/konsultac/Psihologicheskie-osobennosti-detej-4-5.pdf (дата обращения 03.04.22).
18. Прогулка как метод экологического воспитания дошкольников [электронный ресурс]: https://disinsect.ru/progulka-kak-metod-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkol-nikov/ (дата обращения 03.04.22).
19. Рыжова, Н. А. Экологическое образование в дошкольных образовательных учреждениях: теория и практика / Н. А. Рыжова. — М.: Карапуз, 2009. — 227 с.
20. Степановских, А. С. Охрана окружающей среды : Учеб. для студентов вузов по экол. специальностям / Авт.-сост. А. С. Степановских. - М. : ЮНИТИ, 2000. – 558 с.