Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что все компании в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в компании, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания.
В условиях современного делового мира стратегия является искусством, которым, для того, чтобы одерживать победы в конкурентной борьбе, должен владеть каждый предприниматель. Сегодня стратегия представляет собой долгосрочный план действий, направленный на достижение глобальных целей предприятия. Любое предприятие должно иметь генеральную стратегию, которая соответствует его глобальным целям, а также стратегии по видам деятельности. К одной из таких стратегий относится маркетинговая стратегия предприятия.
Ускорение изменений в окружающей среде, появление новых запросов и изменение позиции потребителя, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, появление новых, зачастую совершенно неожиданных возможностей для осуществления бизнеса, развитие информационных сетей, делающих возможным молниеносное распространение и получение информации, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других факторов привели к резкому возрастанию значения маркетинговой стратегии.
Задача маркетинговой стратегии состоит в обеспечении взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Теоретическим и методологическим аспектам маркетинговой стратегии посвящено немало исследований, где огромный вклад в становление и развитие маркетинговые стратегии внесли И. Ансофф, М. Портер, А. Томпсон, О. Виханский, Р. Фатхутдинов и другие. Вместе с тем теория и методология стратегического управления изучается все больше и больше в силу своей актуальности на современном этапе.
Объект исследования – Сеть универсамов «Полушка» магазин «Полушка».
Предмет исследования – маркетинговая стратегия Сеть универсамов «Полушка» магазин «Полушка».
Цель исследования – выявить маркетинговую стратегию предприятия.
Задачи исследования:
рассмотреть теоретические основы развития маркетинговой стратегии предприятия;
провести анализ реализации маркетинговой стратегии СЕТЬ УНИВЕРСАМОВ «ПОЛУШКА» магазина «Полушка»;
предложить мероприятия для развития маркетинговой стратегии СЕТЬ УНИВЕРСАМОВ «ПОЛУШКА» магазина «Полушка».
Методологическую основу исследования в курсовой работе составила система методов, включающая в себя общенаучные средства (системный, структурно-функциональный, логический, монографический методы).
При написании работы были использованы аналитический, статистический, экономический, экспертный, сравнительный методы исследования, а также моделирование.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что все разработки могут быть использованы не только руководителями торговых организаций, но и руководителями других компаний России.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, список использованной литературы и приложения.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ МАРКЕТИНГА
1.1 Основные понятия и цели маркетинговой деятельности
В современно мире любой субъект хозяйствования, реализующий свою продукцию (работы, услуги) посредством рыночного механизма, в той или иной мере использует маркетинг. Под маркетингом в общем смысле понимается некий вид деятельности, которая нацелена на удовлетворение потребностей и нужд рынка посредством обмена. Свое практическое воплощение маркетинг находит в маркетинговой деятельности.
Маркетинговая деятельность – это организационно-управленческая система производственной и сбытовой деятельности фирмы, направленная на изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на товары и услуги [5, с.54].
В основе маркетинговой деятельности любой компании лежит ориентация на потребителя. Необходимо не просто стремится к повышению спроса, а влиять на него такими способами, чтобы он соответствовал предложению.
Маркетинговая деятельность – это совокупность мероприятий, которые направлены на изучение следующих вопросов:
анализ внешней среды (поставщики, конкуренты, выявляются факторы, способствующие коммерческому успеху или препятствующие ему);
анализ потенциальных и существующих потребителей (оценка демографических, экономических, географических и других характеристик, которые позволяют принимать решение о покупке, также изучение потребностей, запросов потребителей и процессов приобретения продукции компании и конкурентов);
изучение товарного ассортимента компании и планирование новинок (разработка концепции новых товаров или программы совершенствования старой продукции); планирование распределения и реализации продукции (создание сбытовых сетей со складами и торговыми точками и агентских сетей);
формирование спроса и стимулирование сбыта (система ФОССТИС: комбинирование инструментов продвижения и внедрение стимулов для покупателей, дистрибьюторов и продавцов);
ценовая политика (определение уровня цен, система скидок и т.д.);
удовлетворение технических и социальных норм государства (обеспечение безопасности продукции для человека и окружающей среды);
управление маркетингом как системой (планирование, разработка, внедрение и контроль маркетинговых мероприятий, оценка эффективности и рисков) [3, с.63].
Социально-экономические проблемы, с которыми продолжает сталкиваться Россия, свидетельствуют о недостаточной устойчивости позитивных тенденций развития экономики в целом, и хозяйствующих субъектов в частности.
Для большинства успешных современных компаний маркетинг является основополагающей идеологией ведения бизнеса, определяющей стратегическое и тактическое поведение фирмы на рынке по достижению своих целей: обеспечение рентабельности финансово-хозяйственной деятельности, достижение конкурентных преимуществ, повышение эффективности работы всего предприятия за счет наиболее полного удовлетворения потребностей рынка [31, с.75].
Изучение любого предмета или явления начинается с определения, которое позволяет отличать данный предмет от всех прочих, а также содержит сведения о сфере изучаемого предмета или явления.
Определения маркетинга могут быть подразделены на социальные определения и как процесс управления (Таблица 1) [12, с.58].
«Цель маркетинга – достижение такого уровня знаний и понимания покупателей, когда предлагаемые вами товары и услуги им жизненно необходимы и продают себя сами.
В идеале результат маркетинга – это готовый к покупке потребитель.
Так или иначе, основными видами целей маркетинговой деятельности принято считать стратегические и тактические (общие и частные). Рассмотрим их более подробно [27, с.28].
Основополагающая цель маркетинговой деятельности, ориентированная на долгосрочную перспективу, носит стратегический характер и лежит в основе всей системы планирования маркетинга. Иначе ее приравнивают к стремлению обеспечить хозяйствующему субъекту возможности для поддержания объемов сбыта, необходимых для обеспечения прибыльности его рыночной финансово-хозяйственной деятельности и устойчивости его финансового положения [35, с.125].
Частные цели маркетинговой деятельности. Стратегическая цель маркетинговой деятельности находит свое воплощение тактических целях маркетинга. Иначе говоря, она детализируется и уточняется каждой фирмой, исходя из ее внутренних возможностей и перспектив внешнего маркетингового окружения. Впоследствии эти цели ставятся во главу маркетингового тактического планирования и служат ориентиром разработки программ маркетинга [21, с.47].
Следует заметить, что спрос может меняться. На него оказывают влияние такие факторы, как изменения цен, уровень доходов.
Товар - это то, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается на рынке с целью продажи потребителю [36, с.144].
Маркетинговая служба – это специальное подразделение, действующее на основе принципов и методов маркетинга [33, с.201].
Субъекты маркетинговой деятельности. В маркетинговой деятельности выделают профессиональных и непрофессиональных субъектов. Каждый субъект выполняет свою роль и свои функции. Но ответственность за выполнение всех маркетинговых функций никто не берет. Но их можно делегировать или распределять между другими участниками рынка (Рисунок 2).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета от 25.12.1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // СЗ РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020) // СЗ РФ, 29.01.1996, N 5, ст. 410.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // СЗ РФ, 07.08.
5. Андреев Б.Ф. Основы менеджмента / Б.Ф. Андреев. – М.: Дело, 2017. – 378 с.
6. Андреев В.Д., Боков М.А. Теория и практика стратегического планирования / Под ред. В.И. Шаповалова. – Сочи: РИЦ СГУТиКД, 2019. – 264 с.
7. Андреева Н. Н. Формы современного прямого маркетинга и их классификация / Н. Н. Андреева // Маркетинговые коммуникации. -2018. -№ 4. – С. 236 -247.
8. Акельева Д.В. Управление персоналом предприятия / Д.В. Акельева // Новая наука: финансово-экономические основы. – 2017. – № 1. – С. 8-13.
9. Армстронг Г. Основы маркетинга / Г. Армстронг. - М.: Вильямс И.Д., 2019. - 752 c.
10. Белова А. В. Современный российский опыт мотивации и стимулирования персонала // Молодой ученый. – 2016. – № 9. – С. 491-494.
11. Борисова Н.И. Психологические аспекты управления человеческими ресурсами организации в современных рыночных условиях // NovaInfo.Ru. – 2015. Т– № 39. – С. 70-75.
12. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента / И.А. Бланк. - М.: Омега-Л, 2019. – 128 c.
13. Большаков А.С. Современный менеджмент: теория и практика / А. С. Большаков. – СПб.: Питер, 2017. – 412 с.
14. Бондаренко Е.А. Актуальные вопросы современного экономического развития : монография / Е.А. Бондаренко, Д.И. Слинько. – Ставрополь: Секвойя, 2017. – 221 с.
15. Виханский О.С. Менеджмент / О.С. Виханский. – М.: МГУ, 2015. – 302 с.
16. Глухов В.В. Основы менеджмента / В.В. Глухов. – СПб.: Питер, 2016. – 438 с.
17. Гребцова В.Е. Менеджмент / В.Е. Гребцова. – Р-н/Д.: Феникс, 2016. – 288 с.
18. Грузинов В.П. Управление персоналом организации / В.П. Грузинов. – М.: Софист, 2017. – 489 с.
19. Гусарова М.С. Управление персоналом / М.С. Гусарова. – Тюмень: Печатник, 2016. – 180 с.
20. Егоршин А.П. Основы менеджмента: учебник / А.П. Егоршин. – М.: Инфра-М, 2018. – 288 c.
21. Зиннуров У.Г. Стратегическое маркетинговое планирование и управление на предприятии: учеб. пособие. / У.Г. Зинуров. – М.: Изд-во МАИ, 2018. – С. 34.
22. Игнатьева А.В. Менеджмент / А.В. Игнатьева. – М.: Юнити, 2016. – 360 с.
23. Коротков Э. М. Менеджмент : учебник для вузов / Э. М. Коротков. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 566 с.
24. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М.: Диалектика, 2019. - 496 c.
25. Лукичева Т.А. Маркетинг : учебник и практикум для вузов / Т. А. Лукичёва [и др.] ; под редакцией Т. А. Лукичёвой, Н. Н. Молчанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 370 с.
26. Макарова А.О. Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях / А.О. Макарова // Молодой ученый. – 2015. – № 6. – С. 376-379.
27. Махметова Б. Эффективное управление персоналом организации // Уральский научный вестник. – 2017. – № 1. – С. 35-37.
28. Маховикова Г. А. Экономическая теория : учебник и практикум для вузов / Г. А. Маховикова, Г. М. Гукасьян, В. В. Амосова. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 443 с.
29. Митрофанова А.Е. Нематериальное стимулирование в системе управления персоналом / А.Е. Митрофанова // Десятый юбилейный Кадровый Форум Черноземья сборник статей международного российско- китайского заседания. – 2017. – № 4. – С. 67-73.
30. Мурзов А.А. основы эффективного управления персоналом организации // Теоретические и прикладные аспекты научных исследований. – 2017 – № 1. – С. 60-64.
31. Мхтарқызы А. Методы и принципы управления персоналом // Актуальные научные исследования в современном мире. – 2017. – № 1-1 (21). – С. 17-22.
32. Патрахина Т.Н. Сущность и содержание понятия «мотивация» в системе управления // Молодой ученый. – 2015. – № 7. – С. 461-464.
33. Петров А. Н. Менеджмент в 2 ч. Часть 1. : учебник для вузов / А. Н. Петров ; ответственный редактор А. Н. Петров. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 349 с.
34. Секерин В.Д. Основы маркетинга / В.Д. Секерин. - М.: КноРус, 2018. - 288 c.
35. Серегина С.Ф. Макроэкономика : учебник для вузов / С. Ф. Серегина [и др.] ; под редакцией С. Ф. Серегиной. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 477 с.
36. Сидорович А.В. Национальная экономика : учебник и практикум для вузов / А. В. Сидорович [и др.] ; под редакцией А. В. Сидоровича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 576 с.
37. Синицына О.Н. Основы маркетинга сферы услуг: Учебник / О.Н. Синицына. - М.: Академия, 2018. - 224 c.
38. Соколова С.В. Основы маркетинга гостиничных услуг: Учебник / С.В. Соколова. - М.: Academia, 2018. - 368 c.
39. Соболева И.А. Стратегическое управление персоналом / И.А. Соболева // Вопросы экономики. – 2017. – № 1. – С.35-39.
40. Сухов В.Д. Основы маркетинга: Практикум / В.Д. Сухов. - М.: Academia, 2017. - 192 c.
41. Сысолятин А.В. Оценка эффективности сбытовой деятельности предприятия // Проблемы современной науки и образования. 2019. № 4 (34). – С. 85-87.
42. Умавов Ю.Д. Основы маркетинга (для бакалавров) / Ю.Д. Умавов, Т.А. Камалова. - М.: КноРус, 2019. - 384 c.
43. Хруцкий В.Е., Корнеева И. В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: учеб. пособие. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2018. – 560 с.
44. Хмелькова Н.В. Вопрос мотивации и стимулирования в управлении персоналом // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. – 2017. – № 3-2 (33). – С. 142-143.
45. Цветочкина Р.А. Повышение эффективности системы мотивации сотрудников в бюджетных организациях // Статистика и экономика. – 2016. – № 3. – С. 69-73.
46. Шарафанова Е. Организационная структура как инструмент управления персоналом: основные тенденции ХХ века // Персонал микс. – 2017. – № 3. – С. 67-71.
47. Шимко П. Д. Экономика : учебник и практикум для вузов / П. Д. Шимко. – 4-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2020.
48. Сеть универсамов «Полушка» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.polushka.net/company/index.php
49. Социально-психологические методы управления персоналом: Центр управления финансами [Электронный ресурс]. – URL: http://center-yf.ru/data/Menedzheru/Socialno-psihologicheskie-metody-upravleniya.php
50. Федорова Н.В. «Управление персоналом». Библиотека АФ КНИТУ-КАИ [Электронный ресурс]. – URL: http://alf-kai.ru/.
51. Шаповалов М.Н. Методы управления персоналом [Электронный ресурс]. – URL: http://www.hrm.ru. /db/hrm/vid/km/code/type/article.html