Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения младшими школьниками междисциплинарными понятиями 5
1.1 Характеристика междисциплинарных понятий, изучаемых в начальной школе 5
1.2 Методы и средства формирования междисциплинарных понятий как метапредметного результата образования младшего школьника 10
Глава 2. Опыт овладения младшим школьником междисциплинарными понятиями как метапредметный результат образования 15
2.1 Анализ нормативных документов, регламентирующих овладение младшими школьниками междисциплинарными понятиями 15
2.2 Опыт учителей начальной школы по организации овладения младшими школьниками междисциплинарными понятиями 18
Заключение 24
Список литературы 26
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования [1]:
– личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
– метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
– предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее – ФГОС НОО или Стандарт) метапредметные результаты образовательной деятельности определяются как «способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов» [1].
Формирование метапредметных компетенций в настоящее время особенно актуально в связи с реализацией в начальной общеобразовательной школе Стандарта, определяющего в качестве требований к результатам освоения основной образовательной программы метапредметные результаты, которые предполагают, что ученики будут владеть универсальными учебными действиями (далее – УУД), широким спектром умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий, а также базовыми навыками исследовательской деятельности, основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, то есть всем арсеналом средств, позволяющих человеку успешно учиться в течение всей жизни, реализуя идею непрерывного образования и соответствуя вызовам XXI века.
Объект исследования: междисциплинарные понятия в начальной школе.
Предмет: особенности овладения младшим школьником междисциплинарными понятиями как метапредметный результат образования.
Цель исследования: выявить условия овладения междисциплинарными понятиями младшим школьником.
В соответствии с поставленной целью курсовой работы предстоит решить следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему овладения младшим школьником междисциплинарными понятиями как метапредметный результат образования;
2. Выявить особенности методы и средства формирования междисциплинарных понятий как метапредметного результата образования младшего школьника;
3. Изучить и проанализировать опыт овладения младшим школьником междисциплинарными понятиями как метапредметный результат образования.
Метод исследования: изучение и анализ литературы; изучение педагогической документации; обобщение опыта педагогов; операции с научной терминологией; цитирование; реферирование; анализ; синтез; сравнение; обобщение.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Теоретические основы проблемы овладения младшими школьниками междисциплинарными понятиями
1.1 Характеристика междисциплинарных понятий, изучаемых в начальной школе
Понятие «междисциплинарный подход» тесно связано с понятием «междисциплинарная интеграция», которая обеспечивает как взаимопроникновение содержания разных учебных дисциплин и создание единого образовательного потенциала путем использования инновационных педагогических методов, средств и организационных форм обучения [10].
Применительно к обучению, понятие «интеграция» может принимать два значения:
- как цель обучения – это создание у школьников целостного представления об окружающем мире;
- как средство обучения – это нахождение общей платформы сближения предметных знаний.
Выделяют четыре основных подхода к интеграции:
- по содержанию – объединяют содержание отдельных дисциплин в интегративные ресурсы;
- по методу - решают все дисциплины изучать только в творчески развивающей парадигме;
- по технологии – переводят образовательный процесс на компьютерную основу;
- по способам коммуникативного общения с учащимися на уроках.
Интегративные тенденции в сфере образования являются важным фактором совершенствования процесса обучения. Являясь прикладным аспектом интеграции, междисциплинарные связи представляют собой педагогическую категорию для обозначения синтезирующих, интегративных отношений между дидактическими компонентами учебного процесса. Междисциплинарная интеграция является важнейшим уровнем проявления интеграции в сфере образования. Классификация междисциплинарных связей представлена в таблице 1.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 11.12.2020) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 № 15785) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_96801/(дата обращения: 23.03.2022)
2. Алиева С. С. Педагогические принципы междисциплинарного образования и диалога // АНИ: педагогика и психология. – 2017. – № 4 (21). – С. 18–21.
3. Берулава М. Н. Интеграция содержания образования. – М.: Педагогика, 1993. – 172 с.
4. Бехтенова Е. Ф., Бехтенова С. М. Межпредметные связи на уроках истории и английского языка как основа формирования метапредметных умений // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – № 5. – С. 26–32.
5. Болтаева Г. С. Возможности реализации метапредметного подхода в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 12. — С. 406–409.
6. Браже Т. Г. Интеграция предметов в современной школе // Литература в школе. – 1996. – № 5. – С. 150–155.
7. Вавилова Л.Н. Интегрированный урок: особенности, подготовка, проведение // Образование. Карьера. Общество. 2017. №3 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-osobennosti-podgotovka-provedenie (дата обращения: 23.03.2022).
8. Грешилова А. В. Содержание метапредметных компетенций у студентов среднего профессионального образования [Электронный ресурс]: URL: http://md.islu.ru/sites/md.islu.ru/files/rar/greshilova_statya_md_0.pdf, (дата обращения: 23.03.2022).
9. Данилюк А. Я. Теория интеграции образования. – Ростов н/Д: РостГПУ, 2000. – 440 с.
10. Дорошенко, В. В. Междисциплинарный подход в обучении общеобразовательным дисциплинам / В. В. Дорошенко, И. В. Черенцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65996/ (дата обращения: 23.03.2022).
11. Жук О. Л. Междисциплинарная интеграция как условие повышения качества школьного образования // Edukacja ku przysztosci: в 2 т. / под ред. E. Jagietto, A. Klim-Rlimaszewska. – Siedlce: Copyright by Siedleckie To- warzystwo Naukowe, 2014. – Т. 2. – С. 544–553.
12. Журавлева Н. С., Кашлач И. Ф. Межпредметные связи как условие развития универсальных учебных действий в средней школе // АНИ: педагогика и психология. – 2018. – № 2 (23). – C. 97–99.
13. Колмакова В. И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие метапредметных компетенций учащихся [Электронный ресурс]: URL: http://u4eba.net/sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na razvitiemetapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya.html (дата обращения: 23.03.2022).
14. Корчажкина О. М. Метапредметное содержание образования во ФГОС общего образования // Педагогика. – 2016. – № 2. – С. 16–24.
15. Крепс Т. В. Междисциплинарный подход в исследованиях и преподавании: преимущества и проблемы при- менения // Научный вестник ЮИМ. – 2019. – № 1. – С. 110–115. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdistsiplinarnyy-podhod-v-issledovaniyah-i-prepodavanii-preimuschestva-i- problemy-primeneniya.
16. Крузе Б. А., Еремеева Е. В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=11014 (дата обращения: 23.03.2022).
17. Ларионова Т. В., Ткаченко И. И. Развитие познавательных способностей учащихся на уроках в начальной школе // Гаудеамус. 2007. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-poznavatelnyh-sposobnostey-uchaschihsya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole (дата обращения: 23.03.2022).
18. Малышева В.Г. Использование приемов междисциплинарного обучения в программе «Школа России» [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/526513 (дата обращения: 23.03.2022)
19. Москалева И. С. Интегративный подход к профессионально-педагогической подготовке учителя иностранного языка. – М.: Прометей, 2012. – 270 с.
20. Пайгусов И. А. Интегрированное обучение на основе историко-культурологического подхода // Педагогика. – 2009. – № 6. – С. 33–40.
21. Пляскина, С. А. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников / С. А. Пляскина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28 (132). — С. 937-939. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36984/ (дата обращения: 23.03.2022).
22. Программа «Школа России» (ФГОС) [Электронный ресурс]. URL: https://schoolguide.ru/index.php/progs/shkola-rossii.html (дата обращения: 23.03.2022)
23. Решетникова И.С. Методические аспекты учета межпредметных связей в образовательном процессе // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-aspekty-ucheta-mezhpredmetnyh-svyazey-v-obrazovatelnom-protsesse (дата обращения: 23.03.2022).
24. Скрипко З. А. Использование идеи укрупнения дидактических единиц как фактора систематизации естественнонаучных знаний // Вестник ТГПУ. 2003. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-idei-ukrupneniya-didakticheskih-edinits-kak-faktora-sistematizatsii-estestvennonauchnyh-znaniy (дата обращения: 23.03.2022).
25. Толкачева Т. М. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.osu.ru/2013_5/16.pdf (дата обращения: 23.03.2022).
26. Ужан О. Ю. Роль и место интегрированных уроков в формировании творческих способностей у обучающихся // Professional Education in Russia and abroad. – 2013. – № 1 (9). – С. 87–91.
27. Фомина А. Б., Фомин Н.С Функционально-компетентностный механизм модернизации дополнительного образования детей в условиях рыночных отношений. Научно-методическое пособие. — М.: УЦ «Перспектива», 2015. — 168 с.
28. Хуторской А. В. Компетентностный подход в обучении: Научно- методическое пособие. — М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с.
29. Хуторской А. В. Метапредметное содержание и результаты образования: как реализовать федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) [Электронный ресурс] // Эйдос: Интернет-журнал / А. В. Хуторской. — 2012, № 1. — URL: http://www.eidos.ru/journal/2012/0229–10.htm. (дата обращения: 23.03.2022).
30. Хуторской А. В. Метапредметный подход в обучении: Научно- методическое пособие. — М. Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с.
31. Цепкова Н. М. Интегрированное обучение как фактор формирования готовности учащихся к проявлению профессионально значимых компетенций // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. – 2009. – № 4. – С. 403–407.
32. Чапаев Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. – 372 с. – URL: https://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/28745/1/978-5-8050-0674-7.pdf.
33. Ятайкина, А. А. Об интегрированном подходе в обучении / А. А. Ятайкина // Педагогический университетский вестник Алтая. – 2002. – № 2. – С. 483-490.