Фрагмент для ознакомления
2
учащимися наблюдения и исследования оставляют в их сознании очень глубокий след и сильные эмоциональные впечатления. Использование во внеклассной работе заданий, связанных с проведением наблюдением и опытов, способствует развитию исследовательских умений. В ходе исследовательской деятельности происходит непосредственное общение учащихся с природой, приобретаются навыки научного эксперимента, развивается наблюдательность, пробуждается интерес к изучению конкретных экологических вопросов. Внеклассная форма обучения экологии открывает широкие возможности и для проявления педагогической творческой инициативы учителя.
Программа «Непрерывное экологическое воспитание».
Целевое назначение:
1. Формирование экологической культуры школьника, как комплекса мировоззренческих взглядов, затрагивающих все сферы человеческого сознания.
2. Развитие умения использовать знания в реальных экологических ситуациях.
3. Побуждение активности и интереса ребят к охране природы.
Задачи программы:
- Развитие познавательного интереса и творческой активности учащихся.
- Изучение основ экологии: фактов, понятий, законов, теорий.
- Формирование у школьников взгляда на планету, как среду обитания живых организмов.
- Формирование умений сравнивать, вычленять существенное в протекающих процессах в биосфере, устанавливать причинно-следственные и межпредметные связи, делать обобщения, систематизировать полученные знания.
- Формирование умений и навыков: проводить простейшие эксперименты, наблюдать и объяснять природные явления с экологической точки зрения.
- Формирование умений пользоваться дополнительной и справочной • литературой.
- Воспитание бережного отношения к окружающей среде. • Обеспечение оборудованием для проектной и исследовательской деятельности школьников.
Ожидаемые результаты:
1. Раннее и всестороннее развитие младших школьников, включающее умственное, физическое, экологическое образование.
2. Формирование первичной целостной картины мира, взаимоотношений в природе.
3. Изучение многообразия живой природы, осознание места человека в современном мире.
4. Развивать самостоятельность, инициативу, активный интерес младших школьников к охране природы.
5. Развивать умения использовать знания при решении экологических проблем: анализировать изменения, выделять причины и обосновывать способы решения экологических проблем, в том числе и своей личности.
6. Использование знаний в ситуациях экологического проекта благоустройства школьного участка, своего двора.
Конструкция «Ступеньки» предназначена для детей 1–2 классов. С опорой на личностно-ориентированный и деятельностный подход позволяет уделять внимание каждому ученику, тем самым способствовать усвоению ЗУН каждого ученика, его развитию, смотивировать и заинтересовать каждого ребенка.
Основной формой занятия младших школьников в рассмотренной школе является игра. Игра позволяет развить интерес к познавательной деятельности в области охраны окружающей среды на примере родного края. В качестве педагогического сопровождения предлагаются конструкции занятий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Рисунок 1 - Конструкция «Этажи»
В основе лежит личностно-ориентированный и деятельностный подход, также доверительные отношения учителя и ученика.
Рисунок 2 - Степень заинтересованности в экологических играх, проведенных на занятиях кружка среди начальных классов школы
В конце занятий проводилась рефлексия. По результатам рефлексии можно сказать, что большинству ученикам понравилась форма занятия, и они активно принимали участие в играх и выполняли предложенные им задания.
По полученным результатам можно сделать вывод, что применение игр на занятиях позволяет увлечь детей в экологическую деятельность, развить познавательный интерес к природе, а также сформировать экологическую воспитанность личности. Применение игр с проектной деятельностью в начальной школе позволяет сформировать четкое представление о природных объектах и явлениях, также развить образное мышление и фантазию.
2.2 Комплекс заданий по экологическому воспитанию или методические рекомендации для учителя начальных классов по экологическому воспитанию
Рекомендуются школьные экскурсии в природу как средство экологического образования младших школьников. Одним из аксиологических элементов культуры современного человека является его отношение к природе, осознание ее как величайшей ценности, данной нам изначально. Долгое время человек был только потребителем природных ресурсов, всё более и более разрушая связи и баланс в природе. В настоящее время общество пришло к осознанию, что дальнейшее его существование во многом зависит от того, сможет ли оно сохранить природное окружение хотя бы на уровне современного его состояния. Отсюда вытекает необходимость экологического образования и просвещения. В нашей стране они определены Законом Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. №7-Ф3, принятым в 2002 году и далее регулярно пролонгируемым Государственной думой ФС РФ.
Закон в разделе ХIII (Основы формирования экологической культуры: статьи 71–74) определяет обязательность экологического просвещения на всех уровнях образования – начальном, среднем, профессиональном, высшем, отсюда – включение соответствующих вопросов в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, в примерную программу по предмету «Окружающий мир», во все авторские образовательные программы этого предмета. Естественнонаучные разделы многочисленных вариантов курса «Окружающий мир» должны ввести обучающегося в мир современных научных понятий и представлений о природе и экологии, которые в последующем станут основой взаимодействия гражданина с природным окружением.
В начальной школе формы и методы экологического образования разнообразны. В то же время основной, а чаще всего единственной формой обучения естествознанию сегодня является традиционный школьный урок, где изучение нового материала строится на словесных методах, дополняемых демонстрацией разного рода изобразительных или натуральных пособий. При этом не учитывается главное: у младших школьников сформировать систему правильных представлений об окружающем мире, научить понимать природные явления, воспитать разумное отношение к природе невозможно без прямого общения детей с природой и ее компонентами.
Пути приближения начального процесса обучения к природе как источнику знаний разнообразны. Основные из них:
а) включение активных наблюдений за живыми объектами в школьный урок;
б) самостоятельные наблюдения детей за компонентами природы (в домашних условиях, в живом уголке или в природной обстановке во время экскурсий);
в) участие в проводимых школой природоохранных мероприятиях.
Каждый из перечисленных видов деятельности дает свои положительные результаты. Однако, на наш взгляд, самой эффективной и потому необходимой формой приближения обучения к природе являются экскурсии, которые в последнее время исключаются из учебного процесса или в рабочих планах учителя являются единичными. Школьные походы в природу в начальной школе должны проводиться обязательно. Это понимают практически все ведущие методисты страны. Достаточно обратиться к программам, разработанным в соответствии с ФГОС НОО и наиболее часто используемым сегодня в преподавании предмета «Окружающий мир» (примеры: табл. 1).
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.
2. Бобылева Л.Д., Бобылева О.В. Экологическое воспитание младших школьников. - Начальная школа 2003 - № 5.
3. Головачева А.В., Ушакова М.М. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. Методическое пособие. - Н.Новгород: Экоцентр "Дронт", 2009. - 48с.
4. Гринева Е.А., Прохорова С.Ю. Методика диагностики экологической воспитанности младших школьников // Современные проблемы науки и образования. – 2009. – № 1.
5. Духовность и экология. — М: ФГОУ ВПО МГУП, 2009. — 149 с
6. Захлебный А. Н., ДЗятковская Е. Н. Экологическая компетенция — новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование : до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3.
7. Казанцева Д.Б., Солоха Д.В. (ред.) Экологическое образование и экологическая культура населения. Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза – Решт: Научно-издательский центр «Социосфера», 2014 – 242 с.
8. Начальная школа плюс до и после 2013 №11 Тема номера: Вопросы экологического образования школьников. - М.: Баласс. — 96 c.
9. Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы. Материалы II Межрегиональной научно-практической конференции. — Томск: ОГУ РЦРО, 2008. — 320 с.
10. Сметанина Т. К. Исследовательская деятельность и экологическое образование учащихся [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 121-124.
11. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014. 205 с.
12. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1–4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
13. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — 8-е изд. — К.: Рад. школа, 1984. — 288 с.
14. Черкашин М.Д., Каменский Е.Г. Общество риска и ответственность науки: экзистенциальный аспект // Научные ведомости БелГУ. Философия. Социология. Право. — 2011. — № 2 (97). Выпуск 15. — С. 25–31с
15. Черняк Л.В., Бахарев В.А. и др. Экологическое образование и воспитание школьников на уроках биологии. Методические рекомендации. - Минск: БГУ, 1999. — 206 с.
16. Экологическое образование в интересах устойчивого развития. Тезисы докладов и презентаций XVI Международной конференции (Москва, 25–26 июня 2010). — Санкт-Петербург: Зеленый крест, 2010. — 374 с.
17. ГБОУ СОШ № 309 Центрального района СПб. - http://school309.ru/o-shkole/shkola-segodnya
18. Методы и формы экологического воспитания. - https://ecoportal.info/metody-i-formy-ekologicheskogo-vospitaniya/
19. Формирование экологической культуры младших школьников. - http://открытыйурок.рф/статьи/612225/
20. Экологическое воспитание младших школьников и его формы. - http://роснаука.орг/assets/martinovich_ekologicheskoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.pdf