Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В современной начальной школе перед учителем стоят такие важные задачи, как развивать индивидуальные способности учащихся, их основные компетенции, формировать умение применять в жизненной практике полученные в школе знания, чтобы облегчить адаптацию в современном социуме и самореализацию в будущем. На эффективное решение данных задач направлено использование в образовательном процессе разнообразных педагогических технологий, с помощью которых обеспечивается разнообразие форм и средств обучения, повышение творческой активности и активизация познавательного интереса обучающихся.
Игра занимает особое место во всех видах систем обучения. Это объясняется тем, что она в значительной степени соответствует природе детей. С самого рождения и до совершеннолетия дети уделяют много внимания игре.
Младший школьный возраст характеризуется яркостью и свободой восприятия, простотой вхождения в образы. Младший школьник легко входит в любую деятельность, особенно в игру. Для ребенка этого возраста игра исключительно значима, поскольку содержит в себе, помимо своей непосредственной игровой функции, еще и обучающую.
В современный период существует отдельное направление в педагогике - педагогика игры, рассматривающая игру как основной метод воспитания и обучения дошкольников и младших школьников и поэтому выделяющая игру (игровые действия, формы, навыки) как эффективный способ обучения и воспитания, основанный на эмоциональном ответе учащихся на педагогические воздействия.
С 20 века и по настоящее время теоретические и практические вопросы организации и проведения дидактических игр исследовались многими учеными – такими, как В.А. Волина, С. И. Гессен, Е. В. Карпова, Н. А. Мишечкина, Т.Г. Рысьева, О. А. Степанова и др. Исследователи установили взаимосвязанность между получением знаний и игровыми моментами образования, выявили структуру дидактической игры, особенности руководства данным видом деятельности.
Дидактические игры (далее – ДИ) обеспечивают максимальный эффект для стимулирования учебно-познавательной деятельности детей, и пробуждают стойкий интерес к изучаемому предмету. Таким образом, вопрос применения данного вида игр в начальной школе имеет актуальность. Исходя из актуальности исследуемой тематики, мы определили методологический инструментарий.
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе.
Предмет: дидактическая игра в процессе обучения младших школьников.
Цель: проанализировать специфику применения ДИ в процессе обучения младших школьников.
Задачи:
1) изучить актуальную научную литературу и методические пособия по исследуемой в настоящей работе тематике;
2) рассмотреть специфику применения дидактической игры в ходе начального образования;
3) раскрыть значимость ДИ для младшего школьника.
4) изучить состояние вопроса в практике работы школы;
5) провести опытно-экспериментальную работу по изучению использования дидактических игр в обучении учащихся 1-4 классов Муниципального общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 г.Каменки.
Методы исследования: анализ отобранных научных и методических источников, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, опытная работа (эксперимент), обобщение и систематизация рассмотренных данных.
Практическая значимость работы: материал курсовой работы может быть использован учителями начальных классов, студентами педагогических учебных заведений при прохождении производственной практики в практической деятельности как методический материал при подготовке к урокам с целью познавательной активности учащихся начальных классов на уроках.
Характер собранного материала определил структуру данной курсовой работы, которая состоит из введения, 2-х глав (теоретической и практической), выводов к ним, заключения, списка использовавшейся на исследования литературы, также имеются приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Структура, классификация дидактических игр и их особенности в обучении младших школьников
Дидактические игры - это вид игр с правилами, которые в педагогической практике были созданы со специальными образовательными и воспитательными целями. Они призваны решать специфические задачи обучения дошкольников и школьников, но наряду с этим оказывают воспитательное и дидактическое воздействие [14, с.13]. Обучающие игры необходимы как средство обучения учащихся младшего возраста по ряду обстоятельств.
Во-первых, в указанном возрасте еще сохраняется важность игры как основной детской деятельности. Поэтому применение игр, игровых форматов и приемов является важным и максимально целесообразным способом вовлечения детей в учебу [7, с. 35].
Младший школьный возраст характеризуется преимущественно непроизвольной памятью, низкой устойчивостью внимания, у учащихся преобладает наглядно-образный тип мышления [2, с.4]. ДИ помогает совершенствовать данные психические процессы в доступной и интересной детям форме.
Самой большой трудностью на ранних этапах обучения является отсутствие связи между мотивацией ребенка ходить в школу и сущностью той деятельности, что ему приходится выполнять здесь. Мотивация и содержание учебной деятельности не совпадают. Мотивация к обучению должна определяться тем, чему ребенок учится в школе. Когда ребенок поступает в школу, осваивает новую роль - учащегося, школьника - и устанавливает отношения с одноклассниками и учителями, возникают довольно ощутимые сложности в адаптации. Дидактическая игра может быть очень полезной в преодолении адаптационных трудностей [15, с.245].
Дидактические игры обладают определенной структурой – ее можно рассматривать как главный элемент, который делает придает ДИ одновременно и обучающий, и игровой характер. Структурными компонентами дидактической игры являются следующие:
-Обучающая задача.
- Игровое задание.
-Игровая деятельность
-Правила игры.
-Итог (резюме).
Задача ДИ устанавливается исходя из целей обучения и воспитательных задач. Ее формулирует учитель, соответственно, задача ДИ отображает его образовательную цель. Дидактическая задача не очевидна для самих игроков-детей. Их внимание направлено на саму игровую деятельность, а обучающая задача не осознается. Это превращает игру в особый способ обучения, при котором знания, умения и навыки передаются естественно и достаточно легко.
Дидактическая задача в ДИ воплощается через задачу игры, определяя игровое действие и становясь собственной задачей ребенка [15, с. 247].
Игровые действия составляют основу ДИ. От разнообразия данных действий зависит степень интереса детей к игре и успешность решения поставленных познавательные и иных задач. В зависимости от вида ДИ игровые действия отличаются по своему содержанию и отношению к игрокам. К разным ДИ относятся ролевые игры, решение головоломок, разгадывание загадок, какие-либо преобразования пространства, связанные с замыслом игры и вытекающие из этого замысла. Игровые действия выступают в роли средства реализации замысла ДИ, при этом одновременно имеют и дидактическую направленность [11, с.167].
Содержание правил игры и их направление определяются общими задачами, когнитивным содержанием, задачами ДИ и игровой деятельностью. Данные правила включают в себя требования к взаимодействию детей и соблюдению ими поведенческих норм. В ДИ правила заранее определены. С их помощью учитель контролирует игру, ход познавательной активности и поведение участников. От правил также зависит решение поставленных дидактических задач, то есть они управляют действиями участников игры и концентрируют их внимание на решении определенной образовательной задачи.
Подведение итогов производится сразу после того как ДИ закончилась. Оно может осуществляться таких видах, как: подсчет баллов; поощрение детей, которые показали лучшие результаты; решение, какая команда выиграла игру и т.д
Во время игры следует использовать все структурные элементы ДИ, с помощью которых происходит решение учебной задачи. Как указывает
Д.Б. Эльконин, основными структурными составляющими ДИ выступают:
1) Роли, взятые на себя участниками.
2) Сюжет, события и т.п. передаваемые в игре, и отношения, скопированные из взрослой жизни и воспроизведенные игроками.
3) Правила, которым следуют игроки [17, с.169].
Таким образом, рассматривая игру как деятельность, можно заметить, что в ее структуру естественно включены: постановка цели, составление плана действий, достижение цели и анализ результатов [7, с. 46].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян. // Молодой ученый. – 2014. – № 14. – С. 243-244
2. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для студентов высших педагогических учебных заведений / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 5-е изд., стер. – Москва: Академия, 2008. – 367 с.
3. Волина В.В. Учимся играя: Занимат. азбуковедение. Веселая грамматика. В гостях у слова / В. Волина. – М.: Новая шк., 1994. – 445 с.
4. Гессен С.И. Основы педагогики: Введ. в прикл. философию: Учеб. пособие для вузов / С. И. Гессен. – М.: Школа-пресс, 1995. – 447 с.
5. Граник Г.Г. Секреты орфографии / Г. Г. Граник, С. М. Бондаренко, Л. А. Концевая. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1994. – 221 с.
6. Егорова Э.Н. Психология развития. – Харьков: Институт практической психологии и социологии, 2005. – 144 с.
7. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальный период обучения: Популяр. пособие для родителей и педагогов / Е. В. Карпова. – Ярославль: Акад. развития, 1997. – 237 с.
8. Люблинская А.А. Детская психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. – Москва: Просвещение, 1971. – 415 с.
9. Мишечкина, Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников / Н. А. Мишечкина // Молодой ученый. – 2017. – № 52. – С. 201-204.
10. Оганесян Н.Т. Методы активного социально-психологического обучения: тренинги, дискуссии, игры. / Н.Т. Оганесян. – М.: Ось-89, 2002. – 168 с.
11. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии: Учеб. пособие / Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С.; Моск. пед. ун-т. – М.: Рос. пед. агентство, 2004. – 269 с.
12. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
13. Рысьева Т.Г. Система дидактических игр как средство развития познавательной самостоятельности школьников: автореферат дис. кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Удмурт. гос. ун-т. – Ижевск, 2003. – 17 с.
14. Степанова О.А. Дидактические игры на уроках в начальной школе: Метод. пособие / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М.: Сфера, 2003. – 93 с.
15. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие для студентов / Сост. Л. М. Семенюк; Под ред. Д. И. Фельдштейна. – М.: Ин-т практ. психологии, 2002. – 302 с.
16. Шмаков С.А. Игры учащихся-феномен культуры / С. А. Шмаков. – М.: Новая шк., 1994. – 238 с.
17. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – 2. изд. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 358 с.