Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Значимой задачей для гостиниц является создание репутации предприятия высокого качества обслуживания. Высокое качество обслуживания гостей обеспечивается коллективными усилиями работников всех служб отеля, постоянным и эффективным контролем со стороны администрации, проведением работы по совершенствованию форм и методов обслуживания, изучению и внедрению передового опыта, новой техники и технологии, расширению ассортимента и совершенствованию качества предоставляемых услуг.
Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в индустрии туризма в настоящее время присутствует высокая конкуренция. При этом, в связи с пандемией и закрытием пространства из-за военной операции на Украине в индустрии гостеприимства наблюдаются существенные сложности – снижение потока туристов и инвестирования. Соответственного, изучение перспектив развития рынка гостиничных услуг является значимым и актуальным для дальнейшего изучения.
Объектом курсовой работы является рынок гостиничных услуг.
Предметом – перспективы развития рынка гостиничных услуг.
Цель курсовой работы – определить перспективы развития рынка гостиничных услуг.
Задачи курсовой работы:
- изучить понятие и структуру рынка гостиничных услуг;
- рассмотреть направления развития рынка гостиничных услуг;
- проанализировать динамику развития рынка гостиничных услуг;
- выделить перспективы развития рынка гостиничных услуг.
Методологической основой исследования стали работы таких авторов, как: В.Е. Большакова, И. А. Волкова, Т.В. Гапоненко, Д.А. Жуковский, И.В. Козырев и других.
Основные методы исследования, которые были использованы в работе:
1. Метод анализа;
2. Метод классификации и синтеза;
3. Метод сравнения и обобщения.
Практическая значимость работы заключается в определении перспектив развития рынка гостиничных услуг. Полученная информация может быть полезна студентам для дальнейшего изучения и практического применения.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованных источников.
В первой главе курсовой работы рассмотрены теоретические аспекты функционирования и развития рынка гостиничных услуг. Во второй – проведен анализ и определены перспективы развития рынка гостиничных услуг в России.
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСТИНИЧНЫХ УСЛУГ
1.1 Понятие и структура рынка гостиничных услуг
Под рынком гостиничных услуг понимается рынок, объединяющий средства размещения, предприятия гостиничной инфраструктуры, потребителей гостиничных услуг на основании удовлетворения спроса и реализации предложения гостиничного продукта. При этом понятие «средство размещения» шире понятия «гостиница», так как включает, кроме гостиничных предприятий, любые помещения, в том числе индивидуальные, предназначенные для предоставления услуг временного проживания населению .
В настоящее время практически в любом гостиничном объекте имеется определенный набор услуг. От того насколько качественно они предоставляются зависит эффективность деятельности предприятия.
Безусловно набор услуг в первую очередь зависть от формата заведения. Рассмотрим некоторые виды, наиболее распространенных в настоящее время гостиничных объектов:
1. Недорогие отели или отели с ограниченным сервисом, которые предлагают минимум услуг. Это отели экономического класса с небольшим числом номеров от 10 до 150. Штат персонала в них обычно небольшой. Подобные объекты могут не предоставлять услуг питания, но номера в них достаточно хорошо оборудованы.
2. Отели среднего уровня, ориентированные на широкий круг потребителя, могут иметь различное число номеров. В них, как правило использованы новейшие технологии, которые позволяют минимизировать расходы. Соответственно набор услуг в них значительно увеличивается: организация питания и обслуживания в номерах, услуги прачечной, шведский стол, беспроводной интернет и т. д.
3. Отели класса «люкс», которые имеют в среднем от 400 до 2000 номеров. Они предоставляют широкий набор услуг и высочайший уровень сервиса. Помимо стандартного набора услуг в них представлено множество дополнительных: организация различных мероприятий в зале ресторана и конференц-залах, высочайший уровень номерного обслуживания и т. д.
4. Апарт-отели обычно имеют от 100 до 400 номеров с условиями, аналогичными меблированным комнатам. Соответственно набор услуг в них минимальный – предоставление проживания с необходимыми бытовыми приборами без питания.
5. Мотели предназначены для туристов, путешествующих на автотранспорте. Могут иметь от 150 до 400 номеров, располагается вблизи автотрасс, имеют небольшой штат персонала и предполагают невысокие цены при современных хорошо оборудованных номерах и в общем-то приличном наборе услуг, приблизительно таких же, как в отелях среднего уровня.
В настоящее время существует еще множество разновидностей гостиничных объектов, в данной работе представлена, лишь малая часть для примера.
Стандартные службы, которые функционируют в современных гостиницах представлены следующими единицами :
- служба размещения;
- служба работы номерного фонда;
- служба по коммерческим вопросам;
- служба по техническим вопросам;
- служба по административным вопросам.
Приведенные выше службы – это минимальный перечень работающих служб для оказания базовых услуг. Однако в гостиницах высокой категории и туристско-гостиничных цепях количество работающих служб существенно выше и каждая из них обладает узкой направленность. Рассмотрим далее некоторые из них :
1. Служба размещения – рецепции обеспечивает регистрацию, прием и размещение посетителей по номерам, расчет, бронь и отправку гостей в следующий пункт назначения. Обычно, службой руководит менеджер по размещению. В подчинении менеджера находятся: бюро по регистрации, портье, пункт обслуживания, администраторы, швейцары, гардеробщики, кладовщики, отдел бронирования.
2. Служба по эксплуатации номерного фонда организует техническое обслуживание и устранение неполадок в жилых и вспомогательных помещениях, подготовку к заселению гостей, уборку и устранение из пользования номеров для планового или косметического ремонта.
Менеджер этой службы управляет группой по обслуживанию и ремонту номерного фонда, уборщицами, горничными, консьержками и т.д.
3. Одел бронирования содержит комплекс ЭВМ, которые объединены в сеть и связаны модемной связью с разными городами мира. Базовыми задачами этого комплекса являются:
- бронь номеров по заказу в конкретной гостинице;
- бронь номеров по заказу потребителей в других гостиницах;
- бронь билетов на разные виды транспорта;