Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка явля-ется способность к ориентировке в пространстве.
Среди базисных психических функций одна из центральных связана с пространственно-временными представлениями, так как эти представления участвуют в формировании практически всех навыков и функционировании всех сложных процессов. К ним относятся элементарно и сложно организо-ванные движения, восприятие, рисование, речь, письмо, счет и так далее.
Трудно назвать хотя бы одну деятельность человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло существенной роли. Оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, кото-рое объединяет разные виды деятельности (игровой, трудовой, учебной). Пронизывая все сферы взаимодействия ребёнка с действительностью, ориен-тировка в пространстве оказывает влияние на развитие его самосознания, личности и, таким образом, является составной частью процесса социализа-ции.
Проблема ориентации человека в пространстве достаточно многогран-на. Она включает как представления о размерах, форме предметов, так и спо-собность различать расположение предметов в пространстве, понимание раз-личных пространственных отношений.
Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосред-ственного восприятия пространства и словесного обозначения простран-ственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отно-шений между предметами). В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения относительно ориентирующегося.
Проблема освоения окружающего пространства, ориентировки в нём приобретает особую актуальность применительно к детям старшего до-школьного возраста с нарушениями речи.
Умение практически ориентироваться в пространстве и понимание про-странственных отношений между окружающими предметами является одним из важнейших условий успешного обучения в дальнейшем.
В качестве объекта исследования выступили пространственные пред-ставления детей старшего дошкольного возраста в МДОУ «ЦРР Детский сад № 148» города Перми.
Предметом исследования является процесс формирования простран-ственных представлений у старших дошкольников с нарушениями речи.
Целью исследования является изучение особенностей пространствен-ных представлений у старших дошкольников и на основе полученных данных разработка технологических карт краткосрочных образовательных практик на учебный год, с учетом работы по преодолению нарушений пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения.
В соответствии с намеченной целью были определены следующие зада-чи:
1. Научно обосновать тему работы с опорой на данные общей психоло-гии и педагогики.
2. Изучить способности пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; наблюдение за детьми в процессе занятий и в свободной деятельности, наблюдение за учебным процессом, беседы с воспитателями и детьми, конста-тирующий эксперимент; анализ полученных экспериментальных данных.
Глава I. Теоретические аспекты изучения пространственных представле-ний у детей старшего дошкольного возраста с речевыми
нарушениями
1.1 Понятие «пространственные представления» в педагогике
Ориентировка в пространстве совершенствуется в процессе всей жизни человека под влиянием обучения и накопления практического опыта.
Пространственная ориентировка - это восприятие и отражение челове-ком различных признаков окружающих предметов посредством взаимосвя-занной деятельности анализаторной системы[3].
По мнению Н.Е. Веракса пространственные представления - это дея-тельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположе-ния и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Пространственные представления имеют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, яв-ляясь необходимым условием ориентировки в ней человека[2].
Ориентировочная деятельность - совокупность действий субъекта, направленных на активную ориентировку в ситуации, ее обследование, пла-нирование, контроль и регуляцию поведения. Представления пространствен-ные - представления о пространственных и пространственно-временных свой-ствах и отношениях: величине, форме, относительном расположении объек-тов, их поступательном или вращательном движении и пр. [7]
Пространственные представления - необходимый элемент познания и всей практической деятельности человека. Хорошее развитие пространствен-ных представлений является необходимой предпосылкой любой практиче-ской, изобразительно-художественной, спортивной и многих других видов деятельности. Развитие пространственных представлений ребенка начинается с первых месяцев жизни и является важнейшим показателем его умственного и сенсомоторного развития.
Пространственные представления -это представления о простран-ственных свойствах и отношениях - величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга [10].
Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет ос-нову ориентировки в окружающей действительности.
О.Л. Алексеев (1992) отмечает, что само познание среды является ча-стью ориентировки: «... в понятие ориентировки включается не только выбор направления передвижения и взаимоориентация в пространстве, но также ис-следование свойств как самого пространства, так и объектов, его наполняю-щих».
Таким образом, можно утверждать, что активная двигательная дея-тельность ребенка теснейшим образом связана с практическим освоением пространства и с формированием пространственных представлений.
Основные пространственные категории, овладение которыми необхо-димо для успешности ориентировки на местности:
- знание направлений пространства;
- определение местоположения в пространстве субъекта или како-го-либо другого объекта, в котором зафиксирована точка отсчета;
- понимание перемещения с точкой отсчета «от себя»;
- оценка расстояния и расположения объектов и субъекта.
В своих исследованиях Т.А. Мусейибова пришла к выводу, что общий путь развития у детей процесса отражения пространства и ориентировки в нем таков: вначале - диффузное нерасчлененное восприятие пространства, на фоне которого выделяются лишь отдельные объекты вне пространственных отно-шений между ними; далее на основе представлений об основных простран-ственных направлениях оно начинает как бы дробиться по этим основным ли-ниям - вертикальной, фронтальной и сагиттальной. Причем точки на этих ли-ниях, выделяемые как расположенные впереди или сзади, справа или слева, постепенно отодвигаются от ребенка все дальше и дальше. С увеличением площади выделенных участков длину и ширину они постепенно смыкаются, формируя общее представление о местности, как едином непрерывном про-странстве. Каждая точка на этой местности теперь точно локализуется и определяется как расположенная впереди, или впереди справа, или впереди слева. Таким образом, проведенное исследование показало, что познание ре-бенком пространства и ориентировки в нем - процесс сложный и длительный, требующий специального педагогического руководства.
Исследователи отмечают, что пространственная ориентировка зависит от целостного восприятия предметного мира.
Проблема пространственной ориентировки необычайно многогранна.
Различные ее аспекты рассмотрены в общей психологии и педагогике рядом исследователей (Б. Г. Ананьев, М. В. Вовчик-Блакитная, О. И. Галкина, Н. И. Голубева, Т. В. Ендовицкая, Л. А. Кладницкая, А. Я. Колодная, И. Ломпшер, А. А. Люблинская, Т. А. Мусейибова, Э. Я Степаненкова, Ф. Н. Шемякин и др.).
Психолого-педагогические исследования показывают, что простран-ственные различения возникают очень рано, однако являются более сложным процессом, чем различения качеств предмета.
В формировании пространственных представлений и способов ориен-тации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, осязательный, зрительный, слуховой, обонятельный). Но у маленьких детей особая роль принадлежит кинестетическому и зрительному анализаторам.
Ориентация в пространстве представляет собой процесс определения человеком своего местоположения при помощи, какой - либо системы отсче-та[25].
Рассматривая особенности развития пространственной ориентировки у дошкольников, исследователи выделили два ее вида:
1) на собственном теле;
2) в окружающем пространстве.
Тесная взаимосвязь этих двух видов ориентировки обусловлена тем, что первый вид ориентировки развивается раньше второго, и тем, что ориен-тировка на собственном теле лежит в основе сложной ориентировки человека в окружающем пространстве.
Особое внимание уделяется умению детей различать правую и левую стороны «на себе». Для обучения ориентировке в окружающем пространстве с точкой отсчета «от себя» формируется у детей навыки использования зре-ния в ориентировке, развивает умение выделять различные ориентиры (свето-вые, цветовые, звуковые, осязательные).
И.М.Сеченов указывал на особую роль в процессе восприятия про-странства двигательных и зрительных ощущений, писал, что при рассматри-вании предмета «мы бываем вынуждены поворачивать в его сторону глаза и голову», вследствие чего «к зрительному чувствованию присоединяется мы-шечная реакция». Прослеживая формирование восприятия пространства в процессе развития ребёнка, И.М.Сеченов обращал внимание на большую роль в этом двигательной активности ребёнка, возможности перемещаться в про-странстве и действовать с различно расположенными предметами.
Движения ребенка с самого момента его рождения развиваются при ведущей роли зрения. Накопление ребенком зрительного опыта играет боль-шую роль при освоении им пространства и различении объектов в нем.
Взаимодействие зрения, слуха и осязания в формировании сенсорной системы ребенка обеспечивает развитие его предметной деятельности, кото-рая, в свою очередь, является основой развития активного осязания ребенка.
Необходимо остановиться на изучении пространственных представле-ний у детей в дошкольном возрасте, так как формирование этих представле-ний входит в содержание различных видов детской деятельности: игру, труд, занятия, бытовую ориентировку. В работе с детьми посредством практическо-го действия и его словесной интерпретации установить наличие представле-ний о местоположении предметов и умение детей устанавливать простран-ственные взаимосвязи между предметами по отношению друг к другу и плос-кости.
Передвижение не дает ребенку возможности отделить расстояние и местоположение предмета. Чтобы вычленить само пространство как одну из основных категорий объективной реальности, как определенные объективно существующие отношения между вещами, необходимо сделать именно про-странство объектом познания. Это достигается тогда, когда ребенок воспри-нимает специальные слова-сигналы различных пространственных признаков и отношений. Развивая далее это положение, следует подчеркнуть необходи-мость перехода от представления к понятию пространства для отражения его в разных видах и формах независимо от конкретной ситуации[15].
Из этого становится ясно, что только на уровне словесных обозначе-ний пространственных отношений, в основе которых лежит непосредственный чувственный опыт ребенка, возможно, говорить об осознанном овладении детьми пространством. Только при точном использовании ребенком таких обозначений, как: далеко-близко, слева- справа и т.д. можно утверждать, что ребенок относительно адекватно отражает окружающее пространство.
Справедливо подчеркивается, что сочетание выполняемого ребенком действия с речевым обозначением пространственных отношений является обязательным условием успешности формирования у детей навыков ориенти-ровки в пространстве. Указывается также на большое значение осознанности ребенком своих действий.
Таким образом, исследователи показывают, что овладение детьми про-странственной ориентировкой идет от практической дифференцировки раз-личных направлений пространства к словесной интерпретации, к появлению обобщенных представлений о пространстве.
Вместе с тем, дошкольники испытывают трудности при словесном обозначении пространственных отношений.
Поэтому на первых этапах обучения детей умениям ориентироваться в пространстве следует побуждать их к самостоятельному обозначению раз-личных пространственных признаков и отношений соответствующими терми-нами. Важно, чтобы дети оперировали ими осмысленно и самостоятельно. Это
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аблитарова А. Р., Кондрашова Н. В. Пространственно-временные представления и особенности их формирования у детей старшего дошкольно-го возраста [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: ма-териалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, декабрь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 55-59.
2. Александрова, О.В. Развитие мышления и речи для малышей 4-6 лет / О.В. Александрова. - М.: Эксмо, 2013. - 48 с.
3. Ананьев, Б.Г. Некоторые теоретические проблемы исследования пространственных восприятий и представлений / Б. Г. Ананьев, Е. Ф. Рыбал-ко, Ф. П. Шемякин // Вопросы психологии. -2010. -№4. -С. 18-28.
4. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия простран-ства у детей. - М.: Просвещение, 2007. - 304 с.
5. Арнхейм,Р. Искусство и визуальное восприя-тие[Текст]/Р.Арнхейм.-М.:Архитектура-С,2012.-392 с.
6. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2013.- 381 с.
7. Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. - СПб.: Питер,
2013. - 624 с.
8. БрушлинскийА.В. Культурно-историческая теория мышления. -М.: Либроком,2014.-120с.
9. Бурачевская О. В. Оценка уровня сформированности простран-ственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи // Вопросы дошкольной педагогики. - 2016. - №1. - С. 72-75.
10. Бурачевская О. В. Пространственные и пространственно-временные представления как базовая составляющая психического развития ребенка // Школьная педагогика. - 2016. - №1. - С. 21-24.
11. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Краткий курс лекций / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Юрайт, 2013. - 197 с.
12. Виноградова, Н.А. Дошкольная педагогика. Обзорные лекции по подготовке студентов к итоговому междисциплинарному экзамену: Учебное пособие / Н.В. Микляева, Н.А. Виноградова, Ф.С. Гайнуллова; Под ред. Н.В. Микляева. - М.: Форум, 2012. - 256 с.
13. Владимирова И. Д., Скрипкина Н. В. К вопросу формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушени-ями речи // Молодой ученый. - 2016. - №12. - С. 764-768.
14. Волков Б.С. Возрастная психология. В 2-х ч. От младшего школьного возраста до юношества: учеб. пособие для студентов вузов, обу-чающихся по пед. специальностям [Текст] / Б.С. Волков, Н.В. Волкова; под. ред. Б.С. Волкова. - М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, 2008. - 343 с.
15. Вульфов, Б.З. Педагогика: Учебное пособие для бакалавров / Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, А.Ф. Меняев; Под ред. П.И. Пидкасистый.- М.: Юрайт, 2013. - 511 с.