Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Речь — важнейшая составляющая психического развития ребенка, становление которой происходит в первые годы жизни. Она для ребенка является важнейшим средством связи с окружающим миром, основой получения информации для развития познавательной активности и мышления.
Актуальность исследования. Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью, в определенной степени, регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.
Целью развития речи детей раннего дошкольного возраста является развитие речевых способностей и умений детей, культуры их речевого общения, разработка способов овладения младшими дошкольниками навыками практического общения.
Именно такие целевые ориентиры установлены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, в котором прямо указывается (в пункте 2.6 ФГОС ДО), что содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать в числе прочих такую структурную единицу, как речевое развитие, куда включено владение речью как средством общения и культуры и обогащение активного словаря. Кроме того, ФГОС ДО отмечает в целевых ориентирах необходимость развития мелкой моторики обеих рук детей младшего дошкольного возраста.
Среди психологов, педагогов, лингвистов, которые создали предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития дошкольников – Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин, Е.И. Тихеева, А.Н. Щукин, Д.Б. Эльконин и другие ученые.
Для детей дошкольного возраста игры имеют большое значение. Потребность в игре и желание играть у детей дошкольного возраста можно использовать с целью решения конкретных задач образования.
Одним из средств развития речи детей младшего дошкольного возраста являются пальчиковые игры. Среди работ, посвященных изучению роли пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей раннего дошкольного возраста можно выделить труды: А.Е. Белой, Н.С. Емельяновой, М.В. Карпеевой, В.И. Мирясовой, Г.И. Огнаревой, А.П. Савиной.
Объект исследования: развитие активной речи у детей третьего года жизни.
Предмет исследования: пальчиковые игры как средство развития активной речи у детей третьего года жизни.
Цель исследования: изучить особенности использования пальчиковых игр в развитии активной речи у детей третьего года жизни.
Для реализации поставленной цели нами были выделены следующие задачи:
1. изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2. выявить особенности развития активной речи у детей третьего года жизни;
3. рассмотреть пальчиковые игры как средство развития активной речи у детей третьего года жизни;
4. провести диагностику развития активной речи у детей третьего года жизни;
5. подобрать пальчиковые игры, направленные на развитие активной речи детей третьего года жизни;
6. дать рекомендации по использованию пальчиковых игр в развитии активной речи детей третьего года жизни.
В данном исследовании использовались следующие методы:
– анализ психолого-педагогической литературы;
– наблюдение за детьми с целью выявления уровня развития активной речи детей раннего возраста;
– анализ результатов исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнена сущность развития активной речи детей раннего возраста, выявлены возможности использования пальчиковых игр для ее развития.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования комплексов пальчиковых игр и упражнений его результатов и материалов в педагогическом процессе в ДОУ для развития активной речи детей раннего дошкольного возраста.
База исследования:
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения.
Глава 1. Теоретические основы использования пальчиковых игр в развитии активной речи детей третьего года жизни
1.1. Особенности развития активной речи у детей третьего года жизни
Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический процесс, становление которого происходит с момента рождения ребенка. Итак, какие этапы проходит развитие речи у детей раннего возраста.
Проблемами развития речи детей дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, С.Л. Рубинштейн, О.И. Соловьева и многое другие.
В научной литературе существует достаточное большое количество определений понятие речь. Считаем необходимым рассмотреть некоторые из
них. В психолого-педагогической литературе С.Л. Рубинштейн даёт следующие определение понятию речь: «Речь – это деятельность общения, она выполняет функции выражения, воздействия, сообщения посредством языка. Речь – это форма существования сознания (мыслей, чувств) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности или форма осуществления мышления. Речь, слово является специфическим единством чувственного и смыслового содержания» [15].
Р.С. Немов дает такое определение речи: «Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, имеющих тот же смысл и то же значение, что и соответствующая им система письменных знаков» [9].
А.А. Леонтьев даёт речи такое определение: «Речь – это деятельность
познания, то есть такая деятельность, которая заключается в «распределении» действительности при помощи языка познавательных задач, выделенных ходом общественной практики [7].
В Большом Энциклопедическом словаре речь — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность) — так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом) [1].
Таким образом, речь - это особая форма общения людей, в процессе которой люди осуществляют обмен мыслями и воздействуют друг на друга.
Речь детей сформировывается под воздействием речи взрослых и в большой степени зависит от регулярной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания ребёнка, а также его обучения, которое идёт с самых первых дней жизни младенца [18].
Под «активной речью» понимаем устойчивое свойство личности ребенка, проявляющееся в способности воспринимать и понимать речь окружающих; самостоятельном, разнообразном, инициативном использовании речи в практике общения; активном стремлении овладеть языком.
Процесс развития активной речи ребёнка индивидуален, и он зависит от множества различных факторов. К этим факторам следует отнести: пол ребёнка (по статистике мальчики начинают говорить позже, чем девочки), эмоциональное общение с матерью, социальное окружение ребёнка, в которой живёт ребёнок, состояние работы головного мозга и других органов организма, генетический фактор, педагогическая запущенность и т.д. За состоянием речи ребёнка необходимо следить, рекомендуется создавать для ребёнка речевые ситуации, провоцировать его для произношения звуков, слогов, слов. Потребность ребёнка в говорении формируется именно в общении его со взрослыми [3].
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Большой энциклопедический словарь [электронный ресурс]: режим доступа: https://gufo.me/dict/bes/ (дата обращения: 18.03.2022).
2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР,1961- 471 с.
3. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. -2-е изд, испр. И доп. [Текст] / В.П. Глухов. — М. : АРКТИ, 2004.— 168 с.
4. Емельянова, Н.С. Из истории возникновения педагогической технологии пальчиковых игр [электронный ресурс]: https://lektsii.org/6-45981.html (дата обращения: 21.03. 2022).
5. Заваденко Н.Н. Расстройства развития речи у детей: ранняя диагностика и терапия. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2016. – с.119-125.
6. Котелевская, В. В. Дошкольная педагогика : Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах / Котелевская В. В., Анисимова Т. Б. - Ростов н/Д : Феникс, 2002 (ГУИПП Курск). - 247 с.
7. Леонтьев, А. А. Исследования детской речи [Текст] / А. А. Леонтьев. – М. : Просвещение, 1974.– 185 с.
8. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания [Текст] / АН СССР. Ин-т языкознания. - Москва : Наука, 1969. - 307 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. Для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений: В 3 кн. - 4-е изд. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии.- 688 с.
10. Особенности развития речи у детей раннего возраста [электронный ресурс]: режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/05/20/osobennosti-razvitiya-rechi-u-detey-rannego-vozrasta (дата обращения 21.03.22)
11. Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста [электронный ресурс]: https://189131.selcdn.ru/leonardo/assets/uploads/attachments/b14a_C8veKygL0J9rPujEdkMDamTQ.pdf
12. Приходько, И.В. Пальчиковые игры как основа развития мелкой моторики и речи детей дошкольного возраста [электронный ресурс]: http://xn---- 7sbbfpam0ackpcij2bc6jof.xn--90aal0bjc.xn--p1ai/2017/09/14/prihodko-irinavalerievna-vospitatel-mbou-voznesenskaya-sosh/ (дата обращения: 16.03.2022)
13. Розенгарб – Пупко Г.И. Формирование речи у детей раннего возраста [Текст] / Акад. пед. наук РСФСР. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 96 с.
14. Роль пальчиковых игр и упражнений в развитии речи детей [электронный ресурс]: https://sad11rogachev.schools.by/pages/rol-palchikovyh-igr-i-uprazhnenij-v-razvitii-rechi-detej (дата обращения 21.03.22)
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
16. Савина, А.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. Пособие для родителей и педагогов/ А.П. Савина. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2000. – 48 с.
17. Седых, О. Понятие пальчиковых игр и их значение для развития ребенка [электронный ресурс]: https://www.maam.ru/detskijsad/ponjatie-palchikovyh-igr-i-ihznachenie-na-razvitie-rebenka.html (дата обращения: 21.03.2022).
18. Смирнова, Е.О. Особенности общения с дошкольниками [Текст] / Е.О. Смирнова. – М. : Просвещение, 2000. – 150 с.
19. Cмирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет : пособие для воспитателей и родителей / Л. Н. Смирнова. - Москва : Мозаика-Синтез, 2007. - 97 с.
20. Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология : Учеб. пособие [для студентов сред. пед. учеб. заведений] / Г. А. Урунатаева. - 2-е изд. - М. : Изд. центр "Академия", 1997. - 334 с.