Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования определяется ФГОС НОО, концепцией профильно-ориентированного трудового воспитания учащихся, положением о профессиональной ориентации молодежи, которые направлены на осознание учащимися важных целей и задач трудового и профессионального образования, формирования жизненных ценностей, готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений, социальной ориентации учащихся и реализации их творческих возможностей.
Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего 4 образования» (с изменениями и дополнениями от: 29.12. 2014 г., 31.12.2015г.), Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»): подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и обществ. Таким образом, ранняя профориентация младших школьников важна и необходима, согласно стратегии российского образования. Данной проблеме посвящена работа О.К. Ищенко «Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников», работа В.А Илюхиной раскрывает роль ранней профилизации школьников, в трудах отечественных ученых Л. А. Йовайша, А. Я. Журкиной, Е. А. Климова и др. Особенностями профессиональной ориентации в начальных классах занимались такие ученые, как Т. В. Васильева, О. Ю. Елькина, С. Н. Чистякова и другие.
В младшем школьном возрасте у детей формируется первый интерес к профессиям и трудовой деятельности, развивается самосознание ребенка. Начиная с 2,5-3 лет и до 10-12 лет ребенок в процессе развития обогащает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Она, основываясь на наблюдении за взрослыми, в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и тому подобное.
В начальной школе, когда ведущая игровая деятельность сменяется учебно-познавательной и та становится определяющей в развитии школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий у младшего школьника, чтобы потом, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более сознательно и чувствовать себя уверенно во взрослой жизни. Следовательно, особую значимость приобретает проблема эффективного использования профориентационного материала в начальной школе, как важного средства развития сознания и самосознания ребенка.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать методику использования профориентационного материала в начальной школе.
Объект исследования: ранняя профориентация младших школьников.
Предмет исследования: имитационная игра во внеурочной деятельности младшего школьника как основа ранней профориентации.
Гипотеза исследования: мы предположили, что использование профориентационного материала в начальных классах будет более эффективным при условиях: его отбора по критериям доступности, целеустремленности, систематичности; эмоциональной насыщенности и личностной значимости профориентационного материала для учащихся; связи материала с жизнью; разнообразия форм и методов профессиональной ориентации школьников младших классов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены задачи:
1. Рассмотреть понятие профессиональной ориентации и его отличительные особенности для младшего школьного возраста;
2. Описать внеурочную работу младших школьников как неотъемлемый элемент образовательного процесса в начальной школе;
3. Указать перспективы использования имитационных игр как основы ранней профориентации младших школьников;
4. Представить методические материалы по применению имитационных игр во внеурочной деятельности младшего школьника для ранней профориентации
Глава 1. Теоретические основы применения имитационной игры во внеурочной деятельности младшего школьника как основа ранней профориентации
1.1. Понятие профессиональной ориентации и его отличительные особенности для младшего школьного возраста
Актуальность исследования определяется государственными документами, концепцией трудового и национального воспитания, положением о профессиональной ориентации молодежи, которые направлены на осознание учащимися важных целей и задач трудового и профессионального образования, формирования жизненных ценностей, готовности к жизнедеятельности в условиях рыночных отношений, социальной ориентации учащихся и реализации их творческих возможностей. В младшем школьном возрасте у детей формируется первый интерес к профессиям и трудовой деятельности, развивается самосознание ребенка. Начиная с 2,5-3 лет и до 10-12 лет ребенок в процессе развития обогащает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Она, основываясь на наблюдении за взрослыми, в символической форме пытается проиграть действия шофера, медсестры, учителя, бухгалтера и тому подобное.
В начальной школе, когда ведущая игровая деятельность сменяется учебно-познавательной и та становится определяющей в развитии школьника, важно расширять его представления о различных профессиях. Некоторые элементы профессиональной деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Именно поэтому, очень важно создать максимально разнообразную палитру впечатлений о мире профессий у младшего школьника, чтобы потом, на основе этого материала, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более сознательно и чувствовать себя уверенно во взрослой жизни. Следовательно, особую значимость приобретает проблема эффективного использования профориентационного материала в начальной школе, как важного средства развития сознания и самосознания ребенка.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Икар, 2009. 448 с.
2. Афанасьева С.С., Головнева Н.А. Опыт использования игровых технологий в начальных классах // Материалы VI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014007291 (дата обращения: 20.04.2022 ).
3. Бекиш М.А. Приемы, используемые на уроках и во внеурочной деятельности // Начальная школа. – 2011. – № 11. – С. 43–45.
4. Бианки В.В. Лесная газета. – М.: Мир искателя, 2004. – 440 с.
5. Богаченко, Е.А. Игра как современный метод воспитания [текст] / Е.А. Богаченко // Начальная школа. - 2010. - № 6. - 18 c.
6. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . - 2-е изд., перераб. и доп . - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000. - 1456 с.
7. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития: Метод. пос. для педагогов начальной и средней школы. – Калуга: Адель, 2008. – 361с.
8. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологии развития ребёнка // Вопросы психологии, 1989. – С. 105.
9. Газман, О.С. Роль игры в формировании личности школьника [текст] // О.С. Газман - М.: Педагогика, 2012. - № 9. - 64 c.
10. Гликман И.З. Теория и методика воспитания. – М.: Владос, 2003. – 168 с.
11. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. На¬чальное и основное образование [Текст]/ В. А. Горский. - М.: Просве¬щение, 2013. - 111с.
12. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Программы внеурочной деятельности школьников. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с.
13. Григорьев, Д. В., Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2014. - 223с.
14. Гусев, В. Г. Игровые технологии профессиональной ориентации младших школьников [Текст] / В. Г. Гусев. – СПб. : Феникс, 2015. – 473 с.
15. Гусева, Т. Кем быть? [Текст] / Т. Гусева // Поем, танцуем и рисуем. – 2009. – №6. – С.73-82.
16. Денисова, Т. Л. Элементы профориентации на уроках трудового обучения в начальных классах [Текст] / Т. Л. Денисова // Профессиональная ориентация в учебно-воспитательном процессе школы и педвуза / отв. ред. Т. И. Шалавина. – Новокузнецк : НГПИ, 2021. – С.34-36.
17. Дьяченко, Н. П. Работа по профориентации в младших классах [Текст] / Н. П. Дьяченко. – М. : Геотар – Медиа, 2015. – 529 с.
18. Зеер, Э. Ф. Профориентология: теория и практика: учеб.пособие для высшей школы / Э. Ф. Зеер, А. М. Павлова, Н. О. Садовникова. – М. : Академический проект ; Екатеринбург. : Деловая книга, 2004. – 192с.
19. Зимняя А.Н. Педагогическая психология. – М.: Владос, 2006. – 243 с.
20. Каринов, С. Д. Профориентационные игры [Текст] / С. Д. Каринов. – СПб.: Феникс, 2016. – 555 с.
21. Кларин М.В. Педагогическая технология. – М.: Просвещение, 2004. – 186 с.
22. Климов, Е. А. Как выбирать профессию [Текст] / Е. А. Климов. – СПб.: Феникс, 2014. – 374 с.
23. Климов, Е. А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е. А. Климов. – Ростов-на-Дону, 1996. – 509 с.
24. Нуржанова, И. Ф. Организация внеурочной деятельности в условиях ФГОС второго поколения [Электронный ресурс] / И. Ф. Нуржанова. - Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/20/
25. Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования: приказ Минобрнауки Рос¬сии от 06.10.2009 N 373 (ред. от 18.12.2012) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № -22.03.2010; Российская газета. - 2011. - 16 фев. - № 5408.
26. Степанов, П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе [Текст] / П. В. Степанов, Д. В. Гри¬горьев. - М.: Просвещение, 2014. - 126с.
27. Шмаков, С. А. Игры учащихся - феномен культуры [текст] / С.А. Шмаков. - М., 1994. - 25-26 с.